Опрос показал, что люди путаются в элементарных вещах. Это создает риски для будущих пенсионеров.
Несколько лет назад агентство Standard & Poor’s оценило уровень финансовой грамотности в мире – были опрошены более 150 тысяч человек более чем в 140 странах. Им задали несколько не слишком сложных вопросов об инфляции, диверсификации рисков и вычислении процентов. Выяснилось, что финансово грамотной себя может назвать лишь треть мирового населения.
В России, по подсчетам S&P, доля таких людей составила около 40% – примерно столько же, сколько в Белоруссии, Украине и Саудовской Аравии. Это меньше, чем в США (около 57%), Великобритании (67%) и странах Северной Европы (в Норвегии – 71%). Новый опрос страховой компании Aegon показал схожие результаты. Как считают исследователи, это указывает на то, что люди не слишком хорошо готовы к пенсии, поскольку плохо представляют себе базовые экономические принципы.
Обзор результатов исследования вышел у Bloomberg. Мы приводим его адаптированный перевод.
Большинство опросов, появляющихся в интернете, бессмысленны. Это тесты в духе «ответьте на вопросы – и узнаете, на какое растение вы похожи». Но короткий онлайн-тест, который прошли 16 тысяч человек в полутора десятках стран, не из этой серии. Это была проверка на финансовую грамотность, а также готовность людей к выходу на пенсию. И результаты многих оказались посредственными.
Тест, проведенный в рамках исследования Aegon Retirement Readiness Survey 2018, состоял всего из трех вопросов. Цель заключалась в том, чтобы проверить, как люди разбираются в базовых финансовых принципах. Значительная доля участников тест провалила.
На один из вопросов – о диверсификации рисков – правильно ответили меньше половины (45%). Он звучал так: «Правда ли, что акции одной компании обеспечивают более надежный доход, чем паевой инвестиционный фонд?». Варианты ответа – «Да», «Нет» (правильный ответ), «Не знаю» (можно было также отказаться отвечать). Первый (неправильный) вариант выбрали 16%. Почти 40% заявили, что не знают.
Результат США примерно соответствовал среднему показателю (46%). При этом он оказался ниже, чем, например, у Германии.
Многие неверно ответили и на вопрос об инфляции. Он звучал так: «У вас есть депозит со ставкой 1% годовых. При этом инфляция растет на 2% в год. Если вы захотите потратить сбережения через год, сколько вы сможете купить на эти деньги?». Варианты ответа – «Больше, чем сегодня», «Столько же», «Меньше, чем сегодня» (правильный ответ). Более 20% участников выбрали неправильные ответы – иначе говоря, показали, что не знают, как высокая инфляция ограничивает покупательную способность. Хотя учитывая, что здравоохранение, например, подвержено росту цен, и это актуально для будущих пенсионеров, об инфляции им следовало бы знать больше.
Тенденции, беспокоящие будущих пенсионеров:
- сокращение государственных пенсий (38%),
- увеличение продолжительности жизни (27%),
- волатильность финансовых рынков (24%),
- изменения на рынке труда (21%),
- низкие процентные ставки (20%),
- нестабильность в международной политике (19%),
- изменение демографической ситуации (14%),
- новые технологии и цифровая экономика (12%),
- изменение климата (12%),
- глобализация (12%),
- терроризм (11%),
- информационная безопасность (9%),
- урбанизация (8%),
- ничего из вышеперечисленного (14%),
- затруднились ответить (10%).
Источник: The Aegon Retirement Readiness Survey 2018 / Bloomberg Участников – работающих людей – также спросили, какие глобальные процессы могут сказаться на их пенсионных перспективах. Самым распространенным (его дали около 40%) оказался ответ «сокращение государственных пенсионных выплат». Среди других – неустойчивость финансовых рынков (24%) и изменения на рынке труда (21%). В списке личных опасений самыми распространенными оказались болезни (49%) и нехватка денег (41%).
В целом, как отмечает исполнительный директор Aegon Center for Longevity and Retirement Кэтрин Коллинсон, опрос показал, что люди плохо представляют, как сильно на их пенсионные перспективы могут повлиять изменения на рынке труда, технологические процессы (этот фактор упомянули около 12%) и изменение климата (12%). «Многие люди не отдают себе отчет в том, как меняется ситуация, или просто не хотят этого видеть», – считает она.
Личные опасения будущих пенсионеров:
- ухудшение здоровья (49%),
- нехватка денег (41%),
- сокращение физической активности (34%),
- деменция или болезнь Альцгеймера (33%),
- ограничения, мешающие наслаждаться жизнью (31%),
- утрата независимости (28%),
- потребность в помощи в быту (28%),
- одиночество (26%),
- пребывание в доме престарелых (23%),
- психические расстройства (22%),
- недостаток социальных контактов (19%),
- утрата цели в жизни (18%),
- отсутствие повседневных занятий (15%),
- ничего из вышеперечисленного (6%),
- затруднились ответить (3%), другое (0%).
Источник: The Aegon Retirement Readiness Survey 2018 / Bloomberg Большинство при этом планирует выйти на пенсию в 65 лет. «Однако в реальности около 40% людей выходят на пенсию раньше, чем планировали, – утверждают авторы исследования. – Из них около трети из-за болезней, около четверти – из-за безработицы». По мнению Коллинсон, ситуация, когда традиционная система «социального контракта» между властью, работодателями и работниками (будущими пенсионерами), дает сбои, необходимо принимать меры, и повышение финансовой грамотности – одна из них.
Согласно данным опроса ФОМ среди россиян на 2014 год, около 55% респондентов держали обязательную накопительную часть пенсии в Пенсионном фонде России, 19% – в негосударственных фондах, примерно у 10% она отсутствовала. При этом остальные, как показал опрос, не знали, где она находится и есть ли она вообще. Немногим менее половины (43%) заявили, что не собираются делать дополнительные сбережения, а другим, как отмечали авторы исследования, «явно не хватает адекватных финансовых инструментов для самостоятельного накопления» (самым популярным оказался вариант с депозитом в Сбербанке). Почти не рассчитывают на государственную пенсию, согласно опросу, около 20% респондентов.
Перевод: Михаил Тищенко