Обсуждение реакции государства на предложение запретить в стране Booking.com отодвинуло на задний план не менее острую тему, связанную с другим глобальным туристическим сервисом – онлайн-площадкой для бронирования апартаментов Airbnb. Ей стремятся перекрыть кислород отнюдь не российские власти, а муниципалитеты европейских столиц. Обсуждение этой новости на страницах в социальных сетях поляризовало мнения: от «так им и надо» до «руки прочь от любимой компании».
Диван за 15 €
В конце прошлой недели мировые СМИ буквально в один день разразились сообщениями о санкциях к сервису, принятых властями сразу трех крупных европейских столиц. В Копенгагене его обязали передавать налоговым органам данные о клиентах, сдающих жилье туристам. Кроме того, владельцам недвижимости ограничили максимальный срок её передачи в посуточную аренду 70 днями в году. В Берне запретили покупку и перестройку вторичного жилья для последующей сдачи в краткосрочный наём путешественникам через Airbnb и подобные электронные площадки. А в Амстердаме с этой онлайн-платформой не смогут сотрудничать собственники квартир в оживленных районах.
Почему муниципалитеты перечисленных, да и других европейских городов так невзлюбили Airbnb?
Прежде всего, из-за сложности, а подчас и невозможности контролировать поступление налогов с арендодателей, сдающих жилье туристам.
Онлайн-сервис пока самоустраняется от контрольных функций практически повсеместно (единственное на сегодня исключение – Дания), его клиенты тоже не особо спешат сообщать о дополнительных доходах фискальным органам. При этом желающих подзаработать через Airbnb в европейских городах, пользующихся популярностью у путешественников, немало. Вот, например, какими наблюдениями делится в комментарии на Фейсбуке Роман Сологуб, проживающий в Бельгии: «В Брюсселе почти у всех владельцев квартир на верхних этажах есть гостевой чердак. При средней цене в 40–45 € за ночь маленькая rooftop комната приносит хозяину минимум 500–600 € в месяц, некоторые получают и тысячу, и полторы». Эксперт приводит и вовсе курьезный пример: «Приятель, проживающий недалеко от площади Гранд-Пляс в центре Брюсселя, сдаёт через Airbnb диван в гостиной (!) – 15 € с человека + 10 за второго гостя + 7 € за клининг. Этот микробизнес покрывает ему больше половины суммы, которую он платит за аренду квартиры».
Есть и еще одна причина недовольства властей европейских городов в отношении Airbnb. Владельцам жилья выгодно сдавать его туристам посуточно. Всё больше арендодателей выбирает именно такую модель, а предложение долгосрочного найма для резидентов сокращается, его стоимость растет. Естественно, муниципалитеты опасаются увеличивающейся из-за этого социальной напряженности.
А что в России?
Судя по комментариям на Фейсбуке, впечатления наших потребителей услуг Airbnb от личного опыта использования этой площадки сильно разнятся.
«Прекрасный выбор, отличные цены, возможность отдохнуть по-домашнему в другой стране и пообщаться с местными жителями, увидеть их жизнь изнутри», – пишет Татьяна Дьяконова. «Сервис не понравился. Комиссию списывают вперед. Я готов платить за качественную услугу, но не за еще не сделанную работу», – оппонирует Сергей Сидоров. «Владельцы Airbnb такие сливки снимают, что ахнуть можно», – сетует Artem Bobrovnikov, очевидно, имея в виду неадекватное, по его мнению, вознаграждение онлайн-посредника.
А каково отношение к онлайн-сервису нашего государства, а также гостиничного бизнеса, для которого он выступает конкурентом?
Напомним, Ростуризм еще в июне прошлого года договорился с Airbnb о сотрудничестве и реализации культурных проектов, направленных на развитие индустрии гостеприимства в России. Очевидно, ведомство исходило из того, что такое взаимодействие – эффективный и совершенно бесплатный способ продвижения въездного туризма. Особенно в преддверии мундиаля-2018.
Оппонентом такого решения тогда сразу выступила ФРиО (Федерация рестораторов и отельеров), в которой рассматривают онлайн-площадку как недобросовестного соперника. Ведь на владельцев частных квартир, сдающих их в аренду туристам, не распространяются жесткие требования, предъявляемые к гостиницам, – ни по уровню сервиса, ни по обеспечению безопасности гостей.
Пока на позицию бизнеса власти закрывают глаза.
Как и на два других деликатных обстоятельства. Во-первых, сервис еще в марте прошлого года закрыл российское юрлицо, дочернюю компанию «Эйрбиэнби Раша». Формальная причина – оптимизация операционной структуры, однако некоторые эксперты усматривают целью уход от уплаты налогов в бюджет РФ. Во-вторых, Airbnb пока четко следует международной политике непризнания Крыма российским – площадка не размещает предложения по полуострову, что явно противоречит нашим интересам по продвижению этого региона. Кстати, у того же Booking.com есть возможность, пусть и путем «хитрого» поиска, выйти на крымские объекты размещения и бронировать их.
Очевидно, до завершения чемпионата мира по футболу государству важнее использовать ресурс Airbnb для популяризации туризма в Россию. Однако можно предположить, что по окончании мундиаля властям придется учесть назревшие противоречия во взаимоотношениях с сервисом и, возможно, внести соответствующие поправки в соглашение о сотрудничестве с ним.
Дмитрий Даниленко