Рассказывает Надежда Маньшина:
24 апреля (6 мая по н.с.) 1803 года император Александр I дал высочайшее повеление наместнику Кавказа князю П.Д. Цицианову. Этот исторический документ чаще всего называют рескриптом, и этот день считается днем основания курортов Кавказских Минеральных Вод.
Рескрипт Александра I «О признании государственного значения Кавказских Минеральных Вод и необходимости их устройства» – указание на «знаменитый рескрипт» я нахожу в книгах, диссертациях, на сайтах.
Много лет я искала этот Рескрипт Александра I в интернете, на сайтах публичных библиотек и даже в Ленинке. Вчера, не отходя от рабочего компьютера, нашла документ за подписью Александра I, но не рескрипт «О признании государственного значения…», а высочайшее повеление о строительстве курорта на Кавказских минеральных источниках и обязательстве Императора финансировать это строительство.
В Электронной библиотеке на сайте Государственной Публичной Исторической Библиотеки России во втором томе Архивов главного управления наместника Кавказа (Акты, собранные Кавказской Археографической комиссией) есть документ от 24 апреля 1803 года
478. Высочайшее повеление кн. Цицианову, от 24-го апреля 1803 г.
Министр внутренних дел доставит вам заключение, в Государственной Медицинской Коллегии сделанныя, о действии Кавказских минеральных источников по свидетельству врачей, посланных к их испытанию и описанию. Из них вы усмотрите и предположения ея к устроению нужных при сих источниках заведений.
По донесению вашему обо одном из них, в 30 верстах от Константиногорской крепости лежащем, Я разрешил уже вас от 7-го минувшего марта на построение вблизи небольшого укрепления; ныне же поручаю вам приступить к устроению и всех тех заведений, кои для удобства врачевания и выгоде больных в обоих местах признаются нужными. Сделав надлежащее к тому местные соображения и составив смету работ, вы доставите ко Мне исчисление потребной на то суммы для назначения отпуска ея из казначейства.
Между тем от Медицинской Коллегии вслед за сим определен туда будет один из искуснейших врачей и помощник.
Между предположениями, пользу и удобность сих вод обеспечивающими, мысль о поселении вблизи сих вод линейных казаков отдаю Я особенно на соображение ваше.
Выгоды сего предположение очевидны; но произвести его действия на землях Кабардинских зависит от усмотрения местных удобностей, какия вы ближе и лучше определить можете и о коих в свое и время Я буду ожидать от вас донесения.
Подписано: “АЛЕКСАНДРЪ”.
Контрассигнировал¹ гр. В. Кочубей.
¹Контрассигни́ровать ─ спец. удостоверять подписью подлинность документа; скреплять своею подписью что-либо, уже подписанное другим.
«Изволь объявить при съезде в палате всем министрам, которые в конзилию съезжаются, чтоб они всякие дела, о которых советуют, записывали и каждый бы министр своею рукою подписывал, что зело нужно надобно, и без того отнюдь никакого дела не определяли бы, ибо сим всякого дурость явлена будет».
Петр Первый князю Ромодановскому, 7 октября 1707
«Рескрипт» или «Высочайшее повеление» Александра I
князю Павлу Дмитриевичу Цицианову, наместнику Кавказа в 1802—1806 гг.
Можно ли иначе, чем зафиксировано в архивах, назвать государственный документ?
На мой непросвещенный взгляд – нет, но я не юрист. Просто читаю на этой же странице (252) второго тома [Акты, собранные Кавказской Археографической комиссией : Архив Главного управления наместника кавказского]
477. Рескрипт² кн. Цицианову, от 14-го апреля 1803 г.
Находя основательным представление ваше относительно снабжения Грузии медицинскими чинами, дозволяю выбрать из Армян или Грузинских дворян детей, желающих посвятить себя врачебной науке, отправить до 12 человек в Московский университет, где будут они приняты на казенное иждивение. Сына же Армянского врача Татулы приказал Я ныне же поместить на казенной содержание.
Подписано: “АЛЕКСАНДРЪ”.
Контрассигнировал гр. В. Кочубей.
²Рескри́пт (лат. rescriptum) — в Российской империи, с начала XVIII века, правовой акт (личное письмо императора), в частности — данное на имя высокопоставленного лица (обычно члена Императорской фамилии, министра, митрополита и тому подобное) с выражением ему благодарности, объявлением о награде или возложением на него поручения.
Этот был ответ князю Цицианову на его рапорт [Всеподданнейший рапорт кн. Цицианова] от 19 февраля 1803 г. № 11, в котором князь просил императора отправить детей кавказского дворянства на обучение медицине в Московском университете за счет казначейства – последовал Рескрипт Александра I.
Перелистнув электронную страничку (251), находим рапорт Наместника Кавказа, князя Павла Дмитриевича Цицианова:
475. Тоже [Всеподданнейший рапорт кн. Цицианова] от 19-го февраля 1803 года, № 11.
Недостаток медицинских чинов здесь и недоверие к Российским лекарям обязывает меня, в отвращение толь гибельных для человечества предубеждениями зараженных правил, всеподданнейше представить В. И. В., не соблаговелено-ли будет повелеть, – выбрать желающих Армян, а может быть такие найдутся и из бедных Грузинских дворян, отправить детей своих для обучения медицинской науки в Императорском Московском Университете на казенном В. И. В., иждивении, числом до 12 человек....
X раздел второго тома Архивов главного управления наместника [Акты, собранные Кавказской Археографической комиссией. Стр. 251] называется «Медицинская часть». Первым в этом разделе опубликован рапорт наместника Кавказа, князя П.Д. Цицианова
В рапорте от 4 февраля 1803 года, № 1 П.Д. Цицианов обосновывал необходимость строительства крепости у источников кислых вод, и получил в ответ от императора «Высочайшее повеление».
474. Всеподданнейший рапорт кн. Цицианова, от 4-го января 1803 года, № 1.
В 30 верстах от Константиногорской крепости, за чертою кордона Кавказской Линии, есть колодец кислый воды, приносящий очевидную пользу больным ее употребляющим; и как по целебному действия ея многие благородные семьи из всей Империи приезжают сюда во время лета пользоваться сим даром природы, по причине, что Кабардинцы, на земле которых колодец оный находится, из единого недоброжелательства стараются закидывать его камнями и препятствовать заведению тамо строений, для пристанища приезжающих необходимо потребных, наводя им притом и опасность молвою о хищническом нападении своем, хотя на сие и не однажды еще не осмелились они покуситься: то я, сделал проект к построению близ оного колодца укрепления, толь нужнаго для безопасности больных и для прикрытия зданий, коли ради успокоения их возвести потребно, – осмеливаюсь всеподданнейше поднесть его В. И. В на Высочайшая благоусмотрение, присовокупляя, что занятия креплением и кислый колодец не счел я надобным, для того чтобы Кабардинцы не имели повода возомнить, что оный, находясь на земле им принадлежащей, от них отъемлется и что ограничивается свобода их пользоваться кислую водою, и для них столько же полезною, как и для всех.
476. Высочайшее повеление кн. Цицианову, от 7-го марта 1803 года. – С.-Петербург.
Получая свое время донесение ваша и план о укреплении места, где находятся у Кавказских гор кислые воды, Я поручил ген.-кватремистру Сухтелену рассмотреть план сей и сделать по оному свое соображение. Генерал ван-Сухтелен, предоставив Мне оное вместе с планом им проектированным, Я их при всём препровождаю, желая, чтобы вы привели в действо укрепление сие, употребив на то воинских служителей. Само по себе впрочем разумеется, что не будет нужды следовать в точности плану, отселе доставленному, если по местному усмотрению представятся в том какие неудобства.
Подписано: “АЛЕКСАНДРЪ”.
Контрассигнировал гр. В. Кочубей.
Что я поняла из этого урока истории российских курортов?
Император Александр поручил князю найти на Кавказе 12 молодых дворян для обучения медицине за казенный счет [477. Рескрипт кн. Цицианову, от 14-го апреля 1803 г.], повелел начать строительство крепости на источниках кислых вод [476 Высочайшее повеление от 7 марта 1803 года] и приступить к строительству курорта – «всех тех заведений, кои для удобства врачевания и выгоде больных в обоих местах признаются нужными» [478 Высочайшее повеление от 24 апреля 1803 года].
Высочайшее повеление от 24 апреля 1803 года, которое все называют «Рескрипт Александра I “О признании государственного значения Кавказских Минеральных Вод и необходимости их устройства”» было результатом работы не только наместника Кавказа, но и российских врачей, которые отправились на Кавказ вслед за Готлибом Шобером «искать в Нашем Государстве ...ключевых вод которыми можно пользоваться от болезней».
24 июня 1717 года Петр Первый издал первый курортный указ «О приискании в России минеральных вод», с этого дня началось развитие российских курортов.
24 апреля (6 мая по н.с.) Александр I подписал исторический документ о строительстве курорта считается днем основания курортов Кавказских Минеральных Вод, как бы мы не называли исторический документ за подписью императора Александра I.
Документы по истории Кавказа с X века по 1862 год издавались по инициативе русских властей под редакцией председателя Кавказской археографической комиссии Адольфа Петровича Берже (1828 – 1886). В двенадцати томах издания опубликованы разнообразные сведения по истории народов Кавказа: арабская хроника, фирманы, гуджары (жалованные грамоты) и другие акты, главным образом XIV — первой половины XIX века на грузинском, армянском, русском, арабском, персидском, татарском, турецком языках с русским переводом, а также родословные местных ханов и султанов. Каждый том включает документы за время правления того или иного кавказского наместника.
Акты, собранные Кавказской Археографической комиссией : [В 12-ти т.] / Арх. гл. упр. наместника Кавк.; Под общ. ред. А. Д. Берже. – Тифлис, 1866—1904. Т. 2 : [1802—1806] / Под ред. А. Д. Берже – 1868. – 1238 с. Стр. 251—252
Источник!