Пишет интернет-газета Российского Союза туристической индустрии:
Черный рынок операторских услуг в сфере внутреннего туризма, судя по всему, продолжает расти. Операторы в регионах все чаще сталкиваются с конкурентами, которые, не имея легального статуса, набирают группы на активные, экскурсионные, тематические многодневные маршруты.
Часто нелегальные турфирмы, не имея юридического лица, называют себя турклубами. Некоторые, впрочем, открывают ИП и оказывают, например, информационные услуги. Встречаются и особо активные фрилансеры-одиночки, которые разворачивают бурную деятельность на почве личной популярности в соцсетях.
(картинка просто для привлечения внимания)
Региональные операторы, с которыми пообщалась RATA-news, описывают таких конкурентов как очень активных людей. Признаются, что в какой-то мере даже понимают их: работать нелегально – значит, не арендовать офис, не платить налоги, не оформлять фингарантии.
«Турклуб – удобная форма для прикрытия незаконной предпринимательской деятельности, – сказал RATA-news директор алтайского туроператора «Плот» Александр Смирнов. – И абсолютное большинство таких компаний этой «вывеской» пользуются. Слово вызывает доверие, ассоциативно связано с деятельностью бывалых, романтичных людей. Но, зайдя на сайты этих нелегальных туроператоров или их страницы в соцсетях и посмотрев на графики туров, можно легко убедиться, что это далеко не клуб по интересам. Финансовые обороты некоторых из них огромны. Нелегалы от туризма порой не стесняются позиционировать себя как туроператора, активно рекламируются. Но при этом не имеют расчетного счета, фингарантий, а платежи принимают на личные банковские счета или наличными, не оформляя договор с туристами».
RATA-news поднимала эту тему почти год назад. Некоторые российские регионы уже имеют опыт борьбы с нелегальны турбизнесом – успешный или не очень. В марте 2018 года, накануне выставки «Интурмаркет», глава Регионального совета РСТ Ольга Санаева предложила обсудить в группе в Фейсбуке перечень важных для отрасли вопросов, которые необходимо поднять на ближайших мероприятиях под эгидой РСТ. Одной из самых острых оказалась тема именно нелегального туроперейтинга.
«Когда обсуждение в группе началось, я поняла, что не только у нас, а и в других регионах есть такая проблема, – сказала RATA-news директор тольяттинской компании «Пилигрим», руководитель Приволжского отделения РСТ Анна Тукмачева. – И если с нелегалами, набирающими группы, все ясно – это неправильно и так не должно быть. То что делать с теми, кто организует просто экскурсии? Для этого же не нужен операторский статус. Получается, что любой делающий может этим заниматься».
Вот некоторые цитаты из обсуждения в группе Совета регионов РСТ:
«Ситуация, которая есть, опасна! Мама организовавшая поездку, экономя по 100-200 рублей на человека, берет на себя ответственность, о которой не имеет представления», – написала директор компании «Смарт Студия» из Балашихи Олеся Калачева.
«Сейчас куча частных лиц, которые взялись организовывать фитнес-туры, гастрономические и т.д., – дополнила гендиректор нижегородской компании «Аллюр» Елена Богомолова. – У меня есть записанный разговор с таким «туроператором», который делает гастрономические туры в Грузию. А это международный туризм, между прочим. Я ей говорю: «Вы занимаетесь незаконным предпринимательством». А она: «Мне за это ничего не будет».
Поскольку «проблема назрела», члены Регионального совета РСТ договорились совместно с юристами разработать возможные пути ее решения.
Чтобы оценить масштабы «бедствия» и его влияние на рынок, мы опросили региональных операторов, работающих в нише внутреннего и въездного туризма, – от Петрозаводска до Улан-Удэ. Примечательно, что нашлись те, кто оказались не готовы под запись говорить на эту тему с журналистом, опасаясь «нажить врагов». «Неприятно жить с мыслью, что тебя ненавидят. Есть ребята, которые точно неадекватно отреагируют, если я скажу правду», – высказался один из собеседников RATA-news, дополнив, что с нетерпением будет ждать этого материала, чтобы узнать, как обстоят дела в других регионах.
Владимир Кучеренко, директор компании «Ратас» (Петрозаводск): «Проблема существует давно. В нише активного туризма у нас есть шесть-восемь компаний, которые принимают основной поток. Есть инструкторы, которые работают сами по себе и по запросу сотрудничают с любым оператором. Так вот они все чаще набирают туристов в частном порядке из тех, кого уже водили от нашей или другой фирмы. Активно используют соцсети, а мотивацию туристов определяет цена. Бороться с этим трудно – они же могут сказать, что просто ведут своих друзей.
Многие возмущаются, но мы пока не заостряем на этом внимания: объемы таких конкурентов невелики, как и их возможности по приему. Но есть еще одна проблема. Некоторые операторы из других регионов, особенно, те, что имеют свои автобусы, стремясь минимизировать издержки, обращаются не в наши турфирмы, а напрямую к экскурсоводам, которые «заодно» оказывают услуги по бронированию и сопровождению. И это уже тенденция. И хоть мы говорим о проблеме открыто, с этим нам никак не справиться – отправляющая компания вправе выбирать, с кем работать».
Анна Тукмачева, гендиректор Центра туристических программ «Пилигрим» (Тольятти): «В Тольятти турклубы активны с советских времен, и до последнего времени мы не обращали на это внимания, потому что понимали – это традиции, форма самоорганизации, люди собираются в группы по интересам, ходят в походы. Сейчас стало понятно, что им своей «ниши» стало мало, они вышли и на наше поле, то есть, по сути, стали заниматься незаконной предпринимательской деятельностью. Причем, как мне кажется, у них нет даже мысли, что они делают что-то не так. Например, они, не оформив никаких документов, собирают автобусные туры с экскурсионным обслуживанием и размещением – реально как туроператоры. Эти люди активны в соцсетях, и ситуация уже перешла ту грань, за которой на нее можно было закрывать глаза.
При этом – отсутствие не только договоров и гарантий, но и стандартов, это самодеятельность, часто – непрофессиональные экскурсоводы. Они снижают не только цены, но и планку. С туристами потом тяжело работать: потребители дезориентируются, начинают представлять весь турбизнес как некачественный».
Дмитрий Кириллов, директор компании «Северный Урал» (Пермь): «В нашем регионе «турклубы» активно набирают народ и водят их по маршруту перевал Дятлова – плато Маньпупунер. Не скажу, что отбирают у нас хлеб. Но если речь идет о безопасности, то тут она ни в какие ворота: отсутствует логистика выхода с маршрута в случае ЧП, нет связи с большой землей. Если участник похода получит травму и не может продолжать путь, то его либо оставляют и забирают на обратном пути, либо отправляют в одного домой, либо… эвакуацией занимается компания «Северный Урал». Это происходит каждый год. Народ уже знает, что есть «добрый дядька Кириллов», который вывезет пострадавших домой бесплатно. Но это ладно, нам не трудно.
Хуже с теми клубами, которые возят народ на автомобилях повышенной проходимости. Вот они и ландшафт портят, и браконьерством занимаются. Готовим на них «управу» в виде блок- поста на маршруте у «Стены» (место у горы Отортен, которое невозможно объехать), чтобы никто не прошел без спутникового трекера, намертво прикрепленного на рюкзаке или машине. Так мы будем видеть все отклонения от маршрута, а они – получат безопасность».
Александр Смирнов, директор компании «Плот» (Барнаул): «Масштаб явления растет и в сфере активного туризма по оборотам уже превосходит деятельность легальных туроператоров. В ценовой конкуренции мы проигрываем, а бюджет не получает налогов. Страдает качество и имидж региона. Случаев, когда нелегалы чудили с обслуживанием или бросали туристов на маршруте, уже много. При этом сами они могут наговаривать на легальный турбизнес, что он «дерет три шкуры».
Большинство таких «турклубов» не собираются переходить в легальное поле. Лишь единицы в 2017 году отреагировали на призывные письма Алтайской региональной ассоциации туризма узаконить свою деятельность. Думаю, только жесткий контроль со стороны полиции или других властных структур может изменить ситуацию. Если мер не принимать, то положение туроператоров, которые специализируются в основном на активном туризме, усугубится. Обороты в этом сегменте падают у всех из года в год. Можно сказать, что нелегалы одержали победу в нездоровой конкуренции. Многие компании уже перешли только на вип-сегмент, который, как правило, заказывает туры у проверенных туроператоров и рассчитывается безналом. И еще один момент. Есть примеры, когда агентства Москвы заказывают туры у нелегалов, зная об их статусе. Низкая цена порой становится решающим фактором при выборе партнера. Деньги – черным налом на карту».
Юлия Володина, директор по туризму компании «Сибирь-Алтай» (Новосибирск): «Самая «опасная» категория нелегалов для нашего региона – это люди, которые набирают клиентов через социальные сети, формируют группы и «ведут в горы». Никто ни за что не отвечает, какие маршруты они используют – непонятно, в МЧС не регистрируются и т.д. При этом цены у них существенно ниже, чем может предложить легальный туроператор.
В прошлом году, например, весь Искитим (город недалеко от Новосибирска) был завешан рекламой «Маршрут выходного дня на Алтай за 3000 рублей» – с доставкой, питанием, экскурсиями и т.д. Турагентств там очень мало, они своими силами пытались выяснить, кто организатор, на каком основании работает, но не удалось. Оплачивать тур предлагалось переводом на карту физического лица или наличными при посадке в автобус, в котором помимо водителя, как выяснилось, никого нет. Документов клиенты не получали никаких. Как с этим бороться? Видимо, ждать первых скандалов».
Олег Крашевский, директор «Путорана Тур» (Норильск): «В последнее время это явление приобретает все более серьезный размах. Турклубы, которые подразумевают якобы объединение людей по интересам, ведут по сути туроператорскую работу, и их уже довольно много. Дают объявления, набирают группы, ведут их в многодневные походы на плато Путорана, а договоры, насколько я знаю, заключают «о предоставлении информационных услуг». Люди считают, что приобретают путевку.
Знаю, например, один турклуб, который сначала набирал группы по 10 человек и отправлял с ними по два инструктора. А в прошлом году – уже по 20 человек только с одним сопровождающим! Причем это был даже не инструктор, а такой же турист, которому предложили способ бесплатно сходить на плато. Человек в первый раз там был, имел смутное представление о регионе. И вот они вышли с плато после «тура» в районе моей базы – измотанные, злые. Некоторые остались у нас отсыпаться. Как выяснилось, их даже не подбирали по скорости хода, уровню подготовки – лишь бы деньги платили.
Я этому «турклубу» передал: ребята, больше не суйтесь. Но повлиять на них как-то не могу – ну группа друзей просто идет в поход. А то, что они по 60 тысяч рублей заплатили неизвестно кому – это их дело. Но если что-то случится, то у этих клубов ответственности никакой, а операторам – проблемы и проверки.
Аржан Малацагаев, гендиректор компании «Солонго» (Улан-Удэ): «Субъекты», которые работают, не входя в реестр, не являясь даже юрлицами, в каком-то количестве есть и в нашем регионе. Но туристов они принимают немного – индивидуалов и маленькие группы, и сами создают себе спрос. Думаю, будет преувеличением сказать, что они отбирают часть рынка у туроператоров. Такова специфика отдаленных регионов с небольшим потоком. Не было бы их – не было и этих туристов, речь не идет о чужом куске пирога.
Находимся ли мы в неконкурентных условиях? Сложно сказать. Страховка стоит не так дорого. Насчет налогов… В конечном счете, для региона важнее всего, чтобы приезжали туристы и оплачивали местные услуги. Эти суммы не сравнятся с налогом на прибыль.
Анна Вальцева, RATA-news