На днях обсуждали с супругой (она работает в сфере гостиничной индустрии) вопрос того, зачем людям нужны туроператоры и турагенты - ведь билеты можно взять на Aviasales, отели на Booking.com, а арендовать квартиру можно и через Airbnb! И в ходе беседы родилась мысль изложить свою точку зрения... Вот и делюсь! Разумеется, на примере того, чем занимаюсь сам.
Работа туроператора (далее ТО) начинается задолго до звонка туриста в турфирму
Вот давайте вспомним совсем еще недавнее прошлое - речь про 2011 год и предшествующие периоды. Тогда в межсезонье в санатории курорта Сочи за деньги никто особенно ехать не хотел в принципе. Приезжали лишь гости по социальным путевкам и, совсем немного, - по бесплатным путевкам в ведомственные здравницы.
Меня это возмущало до глубины души - я в каждой командировке видел сотни и тысячи людей по всей стране, чей внешний вид сразу говорил о том, что им нужно все бросать и срочно ехать в санаторий в Сочи, но этот сценарий напрочь отсутствовал в их жизни. Люди просто не понимали, зачем!
Кстати, и сейчас подавляющее большинство россиян не понимает!
Но, вернемся к теме. Люди не приезжали. Санатории с октября по конец апреля стояли пустыми, многие здравницы вообще закрывались. Как следствие - попытка летней ценой выжать максимум, чтобы дотянуть до следующего сезона. И, конечно, о сервисе особо говорить не приходилось - любой руководитель знает, как сложно обеспечить хороший уровень сервиса на сезонно работающем предприятии...
Итак, налицо в тот период были следующие "минусы":
1. Санатории в межсезонье не работали (кроме ведомственных);
2. Летние цены были максимально высокими;
3. Обеспечить высокий уровень сервиса было почти невозможно;
4. Дешевых путевок в санатории Сочи не было вообще!
Как туроператоры сломили эту нехорошую ситуацию
К 2011 году мой стад в сфере туризма был уже достаточно приличным - все же я в сфере туризма и курортного дела работаю с марта 1997 года. И мириться с текущим положением дел мне явно не хотелось. Да и не мирились особо - всегда старались найти выход из этой непростой ситуации и все же вывести на рынок путевки с лечением в период межсезонья.
К этому времени уже работала Программа "Открытый Юг", идеи которой рождались еще, если память мне не изменяет, примерно в 2005-2006 г.г. в беседах с моими коллегами из компании "Росюгкурорт" (у них тогда был некий административный ресурс и я всячески подталкивал их к его реализации). Но, по большому счету, все серьезно изменилось в декабре 2011 года, когда специальные программы "Серебряный возраст" и "Антистресс", разработанные нашей туроператорской компанией "Здоровый мир - Сочи" были внедрены в санатории "Знание".
Это был реально прорыв!
Уникальная цена 990 рублей в сутки с человека, уже с питанием, лечением и бассейном, буквально взорвала рынок и стала настоящим хитом в продажах в санаторно-курортной сфере. Аналогичный условия в то время дешевле, чем за 1800-1900 руб./сутки не продавали!
Вы только представьте - люди в стране, быть может, только сегодня впервые услышали про эти программы (кто-то, конечно, и в декабре 2011 года узнал). Услышали. Заинтересовались. Позвонили в оператооскую компанию. Уточнили детали. Забронировали места...
Но сама работа по формированию турпродукта была начата даже не в 2011 году, а еще раньше!
И эта работа весьма и весьма непроста:
1. Нужно разработать сам турпродукт, а для этого надо знать предпочтения и запросы людей по всей стране;
2. Нужно его грамотно просчитать на разные сценарии развития событий;
3. Не обойтись и без красивой правильной упаковки турпродукта (тут нужны копирайтеры, дизайнеры, рекламщики);
4. Надо грамотно и активно продвинуть турпродукт сразу в ряд регионов страны (ох как непросто это дело);
5. Надо научить сотрудников объектов размещения правильно и сервисно работать с разными целевыми аудиториями;
6. Для хороших продаж (без них не удалось бы удержать цены) надо проехать десятки регионов России;
7. Надо научить сотни турагентств по всей стране продавать достаточно сложный турпродукт (с лечением)!
Эта работа продолжается до сих пор и будет идти еще долгие годы - ведь мы хотим достучаться до каждого жителя нашей неоъятной страны, чтобы еще и еще раз рассказать о пользе для здоровья и выгодах нашего туроператорского продукта для конкретного человека!
Все эти годы мы продолжаем совершенствовать наш турпродукт. Работаем и над сервисной составляющей. Над повышением эффективности маркетинга и продвижения. Над обучением сотрудников и партнеров.
Конечно, работаем вместе с ведущими санаториями над внедрением этих программ уже на других объектах - благо внедрять надо не только по санаториям курорта Сочи, но и в Крыму, на курортах КавМинВод и др.
Главное же, вслед за нами уже огромное число санаториев и пансионатов с лечением внедрили специальные программы для старшего поколения идля других возрастных категорий в межсезонье и по более доступным ценам. И теперь санатории Сочи, Анапы, других курортов в зиму отнюдь не стоят пустыми... Наоборот, спрос растет и растет - часто уже и мест не найдешь на нужные даты.
А что сейчас?! В чем сейчас роль туроператора и турфирм в этом проекте?
В настоящее время поток туристов по межсезонью по упомянутым выше специальным программам - это десятки тысяч туристов в межсезонье. Но только курорт Сочи может принять по программе "Серебряный возраст" свыше полумиллиона гостей в возрасте 55+ в низкий сезон. И желающие в стране есть. Но для этого нужно убедить еще 50-60 здравниц в Сочи внедрить у себя эти программы, нужно решить вопрос с авиакомпаниями по обеспечению разумной стоимости на авиабилеты. Надо убедить чиновников в необходимости выделять больше денег на компенсацию пенсионерам стоимости проезда к месту санаторно-курортного лечения.
Надо, в конце концов, просто достучаться до этих самых потенциальных гостей и объяснить им, чего ради и зачем нужно ехать в Сочи именно в межсезонье!
И работы тут - невпроворот! На всю жизнь хватит!
Без турагентов, кстати, никак не обойтись - они выполняют ту самую важную часть работы, которая касается просветительской, информационной части и, конечно самой сервисной составляющей. Без турагентов поток гостей будет слабее, а скорость развития проекта сразу резко снизится.
Для гостей же участие туроператора и турагента в данном случае - сплошное благо! Без них просто не было бы и этих программ, и доступных цен, и возможности для людей за очень разумные деньги побывать на курорте и серьезно позаниматься своим здоровьем!
Цена, кстати, у всех продавцов одинаковая - что в прайсе санатория, то и у туроператора, и у турагента!
И это я Вам всего лишь про два турпродукта рассказал... :)
И туроператоры, и турагенты - это крайне важная часть рынка! И это весьма непростая работа, ведь хорошему турагенту нужно знать не только 300-350 постоянных клиентов и их предпочтения, но и в подробностях сотни отелей по всему миру, нюансы бронирования, требования законодательства (государство просто до невозможности закручивает гайки), визовые нюансы и многое, многое другое... Поверьте, туризм - это не просто расстановка галочек на сайтах туроператоров, как кажется некоторым не очень вникшим в тему туристам. Мне очень грустно, что туристическое сообщество не пытается говорить о том, насколько важна и как непроста эта работа!
Но все это - темы уже для отдельного разговора!
P.S.
Хотите узнать больше про отдых и лечение на курортах Юга России?
Просто позвоните на Бесплатную линию 8 (800) 250-51-09.