Олимпийский паек – 2014: будни устроителей сочинского «праздника спорта»
На портале Slon.ru опубликован очередной грустный материал о том, что много не очень хорошего встречается в рамках нашего олимпийского проекта - плохо с обеспечением едой и водой, не те жилищные условия, не тот уровень формы для волонтеров... И ведь все так. Факт! Хочется только читателям сказать: "Не сочинцы в этом виноваты. Не обвиняйте огульно наш город и не связывайте весь этот негатив с жителями курорта. На деле очень многие жители города, очень многие приехавшие работать на Олимпиаду реально вкладываются в этот проект на все 150%! И им очень важно, чтобы другие наши сограждане эту разницу понимали и подчеркивали в своем стремлении дать оценку всему происходящему..."А теперь сам материал:Чтобы олимпийский праздник в Сочи состоялся, организаторы Игр вынуждены привлечь к работе десятки тысяч человек – как наемный персонал, так и волонтеров, которые за свою работу не получат ничего, кроме обещанного им питания, жилья, униформы и возможности пользоваться бесплатным транспортом. Однако на деле оказывается, что обеспечить комфортные условия многотысячной армии помощников Оргкомитет не всегда в силах.
Slon поговорил с волонтерами и персоналом, который будет работать с гостями Олимпиады и журналистами, о том, каковы их впечатления о пребывании в Олимпийском парке. Большинство из собеседников Slon рискуют потерять работу за разглашение сведений о состоянии дел на Олимпиаде, поэтому говорят только на условиях анонимности.
Марина меньше месяца назад устроилась в Оргкомитет, пройдя три собеседования, многочисленные тесты, в том числе – на знание английского языка и на способность воспринимать и запоминать вербальную и цифровую информацию. Как и всем иногородним сотрудникам, помимо хорошей зарплаты, ей обещали бесплатное размещение, питание и униформу.
«Первое, что бросилось в глаза на проходной на территорию Олимпийского парка – черные пятнышки на белках глаз выходящих оттуда людей. Я не могла понять, что это такое», – рассказывает Марина.
Как потом оказалось, грязь в глазах людей – это строительная пыль, которая густым облаком накрывает Олимпийский парк – стройка идет круглосуточно, ведь до старта зимних Игр остались считаные недели. Марине приходится постоянно закапывать в глаза лекарство, чтобы спастись от этой напасти. Трудно представить, каково в таких условиях людям, имеющим проблемы с легкими, например астматикам.
Марину и других сотрудников разместили в новопостроенных пятиэтажках в Имеретинской низменности. «Вообще, мы будем работать в горном кластере, но поселить нас в Красной Поляне у Оргкомитета нет возможности. Дело в том, что вся недвижимость принадлежит частным компаниям, и за ее аренду нужно платить. В настоящий момент аренда комнаты в апартаментах горного кластера стоит 50 тысяч рублей в день – тратить такие суммы на нас Оргкомитет не может. Поэтому будем кататься в Красную Поляну и обратно каждый день».
Пятиэтажки для персонала – это здания с планировкой гостиничного типа: один коридор и много однокомнатных квартир, больше похожих на номера, в которых есть только кровать и туалет с душем. Это именно то самое жилье эконом-класса, которое планируется выставить на продажу после Олимпиады по цене от 100 тысяч рублей за квадратный метр.
«В первые дни отопление и горячая вода были только на первых двух этажах. Недавно заработал полотенцесушитель в ванной комнате. Нам обещали, что «скоро все наладится, а пока включите сплит-систему», причем пульт от нее пришлось просить дополнительно», – рассказывает Марина.
Водопроводная вода на территории Олимпийского парка плохого качества. Один из коллег Марины, приехавший работать в Сочи из Греции, неосторожно попил воды из-под крана и получил тяжелое расстройство желудка. Учитывая, что при входе на «олимпийскую» территорию по новым правилам безопасности отнимают всю еду и жидкости, отсутствие годной питьевой воды может стать проблемой. Пока кипятком с ребятами делятся сотрудники кафетерия, однако неизвестно, будет ли у них такая возможность во время Игр, когда в Олимпийский парк повалят многомиллионные толпы.
Огромной проблемой является организация питания. По официальной информации Оргкомитета, волонтеров и сотрудников будут кормить «во время рабочих смен». На деле же оказалось, что паек выдается всего раз в день, и это довольно скудная порция замороженного рагу или солянки с гарниром, которые можно разогреть и съесть в столовой, плюс стаканчик растворимого кофе и кусочек хлеба. На этом «горючем» сотрудникам предлагается отрабатывать свои смены, которые продолжаются от 8 часов до бесконечности – пока не закончится соревновательный день. Взять с собой на территорию Олимпийского парка нельзя ничего, даже яблоко или шоколадку.
«Нам еще повезло, а строителей здесь вообще не кормят, и мы видели, как их заставляли съедать взятые с собой обеды прямо на проходной», – рассказывают ребята.
Деталь, которая вызывает у россиян неприятные эмоции: питание в столовой до начала этой недели выдавали по талонам на сахар, мыло и прочий дефицит, оставшимся со времен кризисных 80–90-х годов.
Как и было обещано, всех волонтеров и сотрудников обеспечили униформой: штанами, курткой, рубашками-поло, футболкой, перчатками, вязаной шапкой, ботинками и термобельем. По словам ребят, форма поражает своей тяжестью и низким качеством материала и отделки. Особые претензии к обуви – она тряпичная, а подошва изготовлена из негнущегося куска твердой, как дерево, резины. В такой по сугробам Красной Поляны не побегаешь, поэтому все, у кого есть возможность, покупают себе ботинки дополнительно.
«Обувь нужно тщательно подбирать – на лестницах в горном кластере уже вся резина поотрывалась, да и вообще скользко, убиться можно. У нас один американец поскользнулся на лестнице и порвал связку, улетел в США лечиться», – сообщает один из сотрудников Медиадеревни.
Однако не все «олимпийские помощники» обеспечены даже минимумом обещанного. Таня – сочинская школьница, и она волонтер: девочка будет танцевать вместе с остальной массовкой на церемонии открытия Олимпиады:
«Репетировать мы начали еще в начале декабря. Нам обещали форму, питание и бесплатный проезд. На деле ничего из этого мы не получили. Нас не только не кормили, нам даже воду не выдавали. Все, что у нас было, это хот-доги по 160 рублей, которые продавались в кафетерии, и те почти сразу заканчивались».
При этом любая критика Олимпиады запрещена. Сотрудников под угрозой увольнения заставляют удалять из личных блогов любые рассказы об их неустроенности или фотографии олимпийских недостроев. Также всем назидательно напоминают о некоем работнике, которого уже уволили за попытку опубликовать информацию о происходящем в СМИ. Все это, по словам ребят, олимпийскому духу не способствует.
«Нас заставляют улыбаться и намекают, что кислое настроение может быть поводом с нами расстаться. Бесит это лицемерие. Я бы добровольно отказалась участвовать в этом фарсе, если бы не мое плачевное финансовое положение – а заплатить обещали хорошо», – говорит на прощание Марина.
Единственное, что ее пугает – пункт в договоре, по которому, «если что», работодатель вправе выплатить при расчете всего 5% от обещанной суммы, а также непрекращающиеся новости о невыплате зарплат «олимпийским» подрядчикам.