Я тысячу лет уже собирался написать об этом пару слов, все руки не доходили.
В нашем серпентарии сложилась какая-то по сути уникальная ситуация, — никто не понимает (или не хочет понимать), что такое «профессионал». Подавляющее большинство как самих снимающих, так и публики, вкладывают в это понятие смысл — «человек, зарабатывающий деньги фотографией». Ок, я не стану даже с этим особо спорить, такое прочтение имеет право на существование.
Но давайте отбросим на минутку фотографию и вдумаемся, что мы вкладываем в слово «профессионал» в любом другом виде деятельности?
Этот врач — профессионал. Этот педагог — профессионал. Этот водитель — профессионал.
Что вам приходит в голову? Вот лично я ассоциирую так— это специалист высокой квалификации (в своей области), ответственно и качественно выполняющий свою работу.
И тут не важна, к слову, сложность и ментальная квалицированность самой профессии по общечеловеческой пирамиде ценностей. Ты можешь класть кирпичи и быть профессионалом своего дела, а можешь быть ученым-генетиком, но засранцем, раздолбаем и отрубить голову, проткнуть колом и сжечь на костре.
Я, например, как-то своими глазами наблюдал, как два замызганных субтильных таджика прокопали за полдня 100-метровую траншею, глубиной метр и шириной ровно в штык лопаты. КАК??! Я так-то особо не пью, но умудрился высосать 3 бутылки пива и обожраться чипсами, пока наблюдал эту поэзию. Настоящие профи!
* * * * *
Возвращаемся к фотографии. Кто же такой фотограф-профессионал? Отбросим тех людей, кто снимает для себя, а их работы потом продаются, они к нашему разговору отношения не имеют. Поговорим о тех, кто работает с заказчиком.
Первые 50% успеха: в коммерческом портфолио нет случайных фотографий.
Да-да, это простейшая мысль как-то ловко ускользает обычно из поля зрения.
Я поясню на примере. Вы знаете, почему так сложно фотографу получить работу в большом журнале или рекламном агенстве? Все просто объясняется — ваше портфолио совершенно ни о чем не говорит. То есть — ну совсем!
Вы можете принести набор прекрасных фотографий. Но, понимаете какая штука, никто ведь не знает как вы эти фотографии получили. Может вы их купили, украли, может это ваша бабушка между вязанием нащелкала. Может вы 30 лет уже снимаете, а за такое время любая мартышка хоть пару десятков приличных кадров произведет. Может вы на мастерклассах из-за плеча их настреляли. Даже если фотоаппарат периодически ловким пинком ронять со стола кнопкой спуска о бетонный пол — рано или поздно что-то выйдет хорошее. Попробуйте, вам понравится — необычные ощущения!
И таких мартышек — большинство. «Я вот сюда поеду, может быть меня туда пустят, а если нет, то рядом поснимаю, возьму отражатель или три, вдруг пригодятся, объективов наберу побольше, сколько влезет, я же конь... О, вот вроде клевый ракурс. Почему? ХЗ. Модель что-то не то делает, и вообще она какая-то не такая. Так повернись, и наклонись, вроде хороший ракурс, ща я еще вот тут стаканчик покручу перед объективом... что-то не то, покурить... а так?.. а если снять объектив и там стаканчик покрутить. О, вроде клево. А может и нет. Но даже если нет, я в ФШ что-нибудь нарисую. Тут ключевое слово в этой тираде «что-нибудь/как-нибудь». С таким подходом — сам повернись и наклонись, деньги брать рановато. Пока ты просто конь...
Так вот, профессионал — это человек, который на 200 процентов знает что он снимал, зачем, каким способом, методом, оборудованием, в каких условиях было получено каждое изображение в его портфолио. Ночью вломись к нему в дом, разбуди, получи по морде, попроси снять так же, как в портфолио, — и вы получите точно такое же изображение или лучше. Будете светиться от счастья с фото в руках, когда хирург будет доставать из вашей задницы 70-200 F2.8 со стабилизатором и запасной крышечкой.
Нет, вы можете всю жизнь снимать пожеванные печеньки на блюдечке со светом из окна, не вопрос — но на съемке с заказчиком умри, молись богам, убивай агнцев невинных, но нагадай ту самую погоду на небе, чтобы все получилось «как там».
Так вот в серьезной конторе чаще всего проверять осознанность вашего портфолио попросту не хотят, и их можно понять. Ну представьте. У них есть заказ, из Франции, на производство рекламы в журнал. Выбран день, заказана локация, арендован свет и реквизит. На съемке будут клиент, мама клиента, тетя клиента, жена клиента, артдиректор, продюсер, два менеджера, модели, визажисты, ассистенты. Бюджет выделен на съемку 90 000 долларов. И не имеет значения, что 89700 долларов журнал выпилил, а фотографу платит оставшиеся страшные деньги, клиент-то спрашивает на всю сумму. И вот у них есть условный Иван. Иван звезд с неба не хватает, он производит качественно-стандартный средний по всем параметрам продукт. Но Иван работает с ними уже в 20-й раз. Иван прийдет вовремя, со всеми пошутит, понравится клиенту, все сделает как надо, свой средний уровень выдаст в итоге. И есть вы. У вас портфолио получше, чем у Ивана. Но где гарантия, что вы не опоздаете, не явитесь в спортивных штанах с оттянутыми коленками, не попытаетесь «завалить» в подсобке маму клиента, не дыхнете перегаром на артдиректора, а в итоге получите результат, даже близко не дотягивающий до того, что вы показывали в зеленой папочке?
Не отчаивайтесь, кто-то конечно согласится рискнуть. Главное — не облажайтесь.
Репутация — вот что делает фотографа либо успешным, либо безнадежным лузером.
Вторые 50% успеха: многорукий восьминог, опыт и методики работы, ответственность, коммуникабельность
А именно, профессионал должен уметь:
Уговаривать, вымаливать, стращать, упрашивать на коленях, бить по почкам, пытать сажанием на муравейник, погружать в гипноз, гадать по магическому шару, но ПОЛУЧИТЬ ВНЯТНОЕ ТЕХЗАДАНИЕ от клиента. Это великое искусство и путь постижения дзен, об этом поговорим еще в другой раз.
Уметь отказаться от работы, если все вышеперечисленные способы не помогли, или если клиент вам явно неприятен. К слову отказываться от работы очень мало кто умеет.
Получив техзадание, составить письменно четкий сюжетный план съемок и бриф, подготовить бизнес-предложение и юридическую документацию. В оном предложении вы должны учесть совершенно все возможные конфликтные ситуации и оговорить их заранее. Если клиент не доволен, — ВСЕГДА виноват фотограф, без исключений. В паре заказчик-исполнитель профессионалом является исполнитель. Именно он должен положиться на свой опыт и снять все вопросы ДО съемки, а не после.
Суметь, если нужно, организовать поиск моделей, визажистов, дизайнеров, локейшена, реквизита, одежды, одноногого негра-трансвистита с родинкой над левой бровью, рядом со шрамом, и, конечно, любого необходимого света. Вы не обязаны делать все это сами, но обязаны знать людей, которые могут помочь.
Иметь опыт руководящей работы, потому как очень часто в обязанности фотографа входит подбор команды для проекта, и организация всех этих людей. И животных. Животных в особенности.
Быть психологом, манипулятором, а иногда проктологом и стоматологом. Это и с клиентом, и с командой. Нужно понимать где настоять на своем, где уступить, где доказывать, где признать свою неправоту, где проявить твердость, где гибкость, где выдернуть чеку, положить гранату на стол, улыбнуться, поклониться и покинуть здание. Куча разных ситуаций. Представитель клиента напился на съемке и пристает к моделям... или просто самодур («самодура»)... визажистка опоздала... ассистент прогулял... модель не отодрать от смс-ок... у артдиректора месячные... осложнено тем, что он мужик... осложнено тем, что он пристает к вам... толпа зевак мешает работать... пьяный клиент пристает к зевакам... собака не хочет лежать у ног модели... потому что у модели месячные, а собака пьяная и к ней пристают зеваки.
Про коммуникабельность. В вышеописанной ситуации вы должны откачать клиента, отнять телефон у модели, удовлетворить артдиректора, отчитать визажиста, разогнать зевак и выдрессировать собаку. НО! Вы при этом должны всем нравиться и быть приятны. Иначе работать с вами невозможно.
И все это вы должны делать ВОВРЕМЯ. Встречаться вовремя, документы присылать вовремя, снимать вовремя, отдавать вовремя. По старинной русской национальной традиции принято считать пунктуальность не особенно важным качеством. Милые, дорогие, горячо любимые непунктуальные дяди и тети... горите в аду.
Ну и про «не прийти на съемку». Если модель может не прийти на съемку по 3 причинам: - умерла - заболела и умерла - убили То фотограф обязан восстать из пепла и явиться. Так что я забыл про существенный скилл профессионала — реинкарнация.
* * * * *
Ну вот примерно такое существо можно назвать профессиональным фотографом.
Хотите теперь расскажу, кого обычно так называют? Так вот, живет на свете Винни-Пух мальчик Вася. Мальчику Васе 30 лет. У него нет образования, профессии и опыта работы. Учиться или вкалывать он не хочет. А красиво жить — да. И вот Васе приходит в голову гениальная идея купить «фотик» и «щелкать свадьбы» за деньги. А чего там уметь-то, даже Вася это может.
Есть такое хорошее название, оно применялось к определенного рода музыкантам при НЭПе, но и к данной ситуации вполне подходит — это называется «лабух».
Кто не сгорел в аду, спасибо, что дочитали много букв -)
Городской портал Сочи: новости, погода, афиша, работа (вакансии и резюме), бесплатные объявления (недвижимость, авто), каталог организаций, интернет-магазин.
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на gorodskoyportal.ru обязательна.
Для интернет-изданий — гиперссылка: gorodskoyportal.ru.