Свое выступление Ма начал с традиционного замечания о счастье жить в эпоху технологических перемен. При этом он сразу напомнил, чем закончились предыдущие промышленные революции: первая – Первой мировой войной, а вторая – Второй.
– Мы сейчас переживаем третью революцию, – продолжил спикер. – Что произойдет по ее итогам? Люди сейчас много о чем беспокоятся – о последствиях развития искусственного интеллекта, о роботах, о Big Data, безопасности, privacy. <…> В следующие тридцать лет нам суждено снова пережить мировую войну, но, думаю, это будет война против болезней, против загрязнения окружающей среды, война против бедности. То есть это уже будет не война одних народов против других, а совместное решение глобальных проблем.
Почему новые технологии непременно сделают человечество более миролюбивым, Ма не пояснил, добавив лишь, что времена, когда технический прогресс провоцировал международную напряженность и насилие, безвозвратно ушли (в молодости создатель Alibaba, напомним, был учителем английского языка, а не истории, хотя и прослушал соответствующий курс в Калифорнийском университете в Беркли).
Впрочем, долго распространяться на эту тему бизнесмен не стал. И перешел к тому, о чем привык говорить на конференциях и форумах: как в новых условиях не растерять жизненные ориентиры и попытаться преуспеть.
– Если вам от 20 до 30 лет, следуйте за боссом. Присоединитесь к большой компании, чтобы научиться делать все как положено. Если вам от 30 до 40 и вы хотите попробовать что-то сделать сами – просто делайте! Вы еще можете себе позволить провал. Когда вам от 40 до 50 – моя рекомендация: делайте то, в чем чувствуете себя уверенно, в чем хороши. Не распыляйтесь и не бросайтесь покорять неизведанное. В таком возрасте это довольно опасно. Если вы разменяли шестой десяток, не жалейте времени на то, чтобы развивать талантливую молодежь, следующее поколение. А для тех, кому за 60, лучше всего оставаться со своими внуками.
Разговор, однако, не следует сводить к одному лишь бизнесу.
– Сегодня искусственный интеллект и роботы идут [на смену человеку], – напомнил спикер. – Мой дед работал по шестнадцать часов в день и считал, что очень занят. Мы работаем по восемь часов в день и тоже страшно заняты. Наши дети, возможно, будут работать по три-четыре часа три-четыре дня в неделю.
И глава Alibaba готов поспорить, что и они тоже будут жаловаться на нехватку свободного времени. Ну а если серьезно: чем будут заниматься?
– Путешествиями, – спрогнозировал Ма. – Тридцать лет назад, имея среднестатистическую жизнь, вы за все отведенное вам время могли посетить двадцать-тридцать городов. Через тридцать лет таких будет уже триста.
Сколько городов повидал сам Ма, передвигаясь по свету на частном Gulfstream G650, осталось невыясненным.
– Люди говорят: «Джек, ты сказочно богат, должно быть, тратишь много денег», – скептически заметил человек, чье текущее состояние Forbes оценивает в $41,7 млрд. – Но я-то знаю, что эти деньги мне не принадлежат. Миллион-другой долларов – да, это мои деньги. 20 млн? Это уже головная боль: инфляция, курсовая динамика – все это несет потенциальные риски и потери. А когда у тебя миллиард долларов – это ответственность. Общество доверяет тебе как человеку, который умеет распоряжаться деньгами. И если ты в самом деле считаешь, что этот миллиард твой, у тебя проблемы.
Источник!