Антон Чаблин поделился со мной своей давней статьей на важную и интересную для меня тему, а я не мог не поделиться этим материалом с вами, дорогие мои друзья! Сама статья датирована августом 2015 года, но касается всего того пути, который прошли турецкие курорты в своем становлении. В оригинале материал называется так:
Южное солнце греет по-разному
Могут ли курорты Кавминвод повторить феномен туристического чуда Турции?
Полмиллиона туристов. Именно столько, по подсчетам минкультуры края, посетило Ставрополье в первом полугодии, и это на 4,2% больше, чем было в 2014 году. Только на Кавминводах побывало более 400 тысяч отдыхающих, или на 5,4% больше, чем было годом ранее. Оздоровились по путевкам 32 тысячи детей и подростков.
До конца года власти Ставрополья обещают принять полтора миллиона туристов, что окажется на 20% больше, чем было в прошлом году. А чтобы обслужить растущее число гостей, вводятся и новые объекты – с начала года в крае открылись 21 гостиница и здравница на 728 мест размещения (ныне их уже более 46 тысяч).
Небывалый приток туристов на Кавминводы эксперты объясняют тем, что сегодня внутри страны вынуждены отдыхать те, кто еще вчера охотно уезжал за границу. Это связано, во-первых, с резким удорожанием зарубежного отдыха (с начала 2014 года реальный курс доллара вырос вдвое, а курс евро – уже в полтора раза).
Во-вторых, на фоне антироссийских санкций сотрудникам всех силовых ведомств Москва запретила отдыхать за рубежом. И сегодня они вынужденно едут в российские здравницы.
А каково сейчас другим странам мира, где традиционно было много российских туристов? Первой, конечно, на ум приходит Турция, у которой туристский «хлеб» нынче и отбирают Кавминводы. Тем более что ничем, кроме дешевизны, переманить обласканного турецким берегом туриста Россия уже не способна.
В этом убедился и автор этих строк, который нынешним летом впервые в жизни побывал на Турецкой ривьере.
Бобриный рай среди песков
Турецкая ривьера – название вполне официальное. Это один из самых протяженных пляжей на планете – почти тысяча километров песка, перемежаемого субтропическими лесами вдоль речушек и затонов.
Когда самолет заходит на посадку в новеньком аэропорту Анталии, то с высоты птичьего полета все это огромное побережье кажется похожим на слоеный пирог. Десятки километров пляжа, сколько хватает глаз, ровными дольками «нарезаны» между пятизвездочными отелями.
Только в границах одной провинции, Анталии, прибрежных отелей почти семь сотен, где одновременно могут разместиться 350 тысяч отдыхающих. На всем Ставрополье, напомню, почти на порядок меньше.
Главный «манок» для туристов – это, конечно, Средиземное море. И те гостиницы, которые расположены не на «первой линии», а за тянущейся параллельно взморью Туристической тропой (тоже, кстати, вполне официальное название), порой строят подземные переходы к заветному побережью. Каждый клочок пляжа на вес золота: сто тысяч евро за сотку.
Кажется, что порой отельеры соревнуются в гигантомании: многие сетевые отели рассчитаны на несколько тысяч человек. Например, в нашей гостинице жило пять(!) тысяч туристов! По сути это целый город! Кстати, ненамного меньше, чем коренное население местечка под названием Лара, где и был расположен отель.
Лара – это курортный пригород провинциальной столицы Анталии. Местный пляж хоть и часть огромной Турецкой ривьеры, но имеет собственное название, Кунду. Созвучно с турецким названием… бобров. По одной из версий, которую передают туристам улыбчивые гиды, эти грызуны когда-то жили в рассекающей пляж на две части речке, спускающейся с горного массива.
Кунду – место культовое. Например, здесь проходят чемпионаты мира по пляжному гандболу, а еще международный фестиваль фигур из песка Sandland. Правда, для таких массовых мероприятий есть муниципальные пляжи, внешний вид которых ничего, кроме жалости, не вызывает. Особенно если сравнивать с частными пляжами, которыми владеют многочисленные отели. Небо и земля! И такой контраст в Анталии в каждой мелочи.
Выйду за околицу, гляну на Анталию…
Всему миру известная «фишка» гостеприимной Анталии – это, конечно, all inclusive, или «все включено». Тебя и кормить, и развлекать будут едва ли не насильно, лишь бы драгоценный турист ни на секунду не заскучал. А вот мне, неугомонному, наоборот, захотелось вырваться за пределы шикарного отеля и побродить по турецким трущобам, увидеть реальную, а не лубочную жизнь.
И впрямь, едва выходишь за ворота – и сразу стирается весь лоск «резервации для богатых». Ветер гонит вдоль дороги перекати-поле, слипшееся из бумажек и пакетов, на обочинах громоздятся горы мусора… Вдоль той самой Туристической тропы, по которой отдыхающих развозят из аэропорта в их пятизвездочные отели, полно заброшенных зданий, ларьков, магазинчиков.
На полном ходу микроавтобуса всех этих признаков разрухи не заметно. Но неспешная пешая прогулка выдает все «секреты» курортной Лары. Речка с поэтичным «бобриным» названием при ближайшем рассмотрении оказывается вонючим ручьем, куда, похоже, сливают стоки и сваливают отходы со всей Анталии. Запах на много метров вокруг стоит жуткий, берега заросли густым рогозом, осокой… и кустами малины.
Вообще, в Ларе очень много зелени, но за ней явно никто не ухаживает: леса завалены валежником вперемешку с пустыми бутылками (их выкидывают гуляющие туристы). Урн для мусора на длинных проспектах Лары – раз-два и обчелся. Хотя, кстати, в Турции существует вполне европейский раздельный сбор мусора: в одну урну извольте кидать стекло, в другую – пластик, в третью – бумагу… Но чаще все скопом сваливают просто под окна.
Многочасовая прогулка по «туристическому» сердцу Анталии поневоле напомнила мне родные Кавминводы. Здесь ведь тоже давно спорят: можно ли создать качественные и привлекательные здравницы посреди тотальной разрухи, бездорожья и коррупции?!
Турецкий опыт подсказывает, что можно. Забор пятизвездочных отелей словно бы разделяет два разных мира. Один – это безудержное веселье нон-стоп, вечеринки, горы бесплатной еды, комфорт в каждой мелочи… А другой – это так знакомые нам стихийные свалки, точечная застройка, головотяпство чиновников. Каким же образом могут так успешно сосуществовать в пределах одного города-курорта эти два столь непохожих мира?!
Шорты для премьер-министра
Это сегодня при слове «отдых» или «лето» в голове любого россиянина или европейца возникает Турция. А ведь так было не всегда. Еще какие-то тридцать лет назад Турция с ее многокилометровыми пляжами, термальными источниками, памятниками античности туристов вообще не интересовала.
Вот несколько цифр. В 1963 году огромная страна зарабатывала на туристах лишь $7 миллионов, уже спустя двадцать лет эта сумма составляла $400 (тоже скромно). А вот в прошлом году туристы принесли в копилку Турции $33 миллиарда (из этой суммы россияне – семь миллиардов)!
Полвека назад в Турцию приезжало лишь триста тысяч отдыхающих ежегодно, а по итогам прошлого года их насчитали 40 миллионов (из них 4,5 миллиона – из России, больше – только из Германии, свыше 5 миллионов)!
И планы у турецких властей амбициозные: к 2023 году (он станет юбилейным, когда отметят столетие провозглашения республики Кемалем Ататюрком) в страну должно приехать 50 миллионов туристов, которые принесут в экономику $50 миллиардов. Да уж, российские чиновники нервно курят в сторонке…
Автор этого «туристического чуда» известен по имени. Это турецкий премьер-министр и президент Тургут Озал, который правил страной ровно десять лет – в эпоху, когда в соседнем Советском Союзе гремела перестройка. Только вот в Турции либеральные реформы завершились не крахом огромной империи, а ее расцветом.
Та современная Турция, которую знаем мы, – с новыми аэропортами, отелями, пляжами – это всецело заслуга Тургута Озала. Человек неиссякаемой энергии, он всеми своими делами пытался доказать справедливость либеральных идей. На публике частенько выступал не в костюме, а в шортах и футболке, как бы подавая знак инвесторам: давайте вкладываться в туризм и досуг.
Озал много ездил по миру, собирая удачные примеры туристических «изюминок». Например, в Хьюстоне (США) он однажды увидел торговый центр «Галерея» и захотел построить такой же в Турции.
Сказано – сделано, и уже в 1986 году близ Стамбула вырос торговый центр «Галерея». Кстати, первый в стране! Строился он по модели государственно-частного партнерства: бюджетные и частные средства фифти-фифти, а затем был передан в эксплуатацию инвесторам. Что, кстати, тоже было в новинку для экономики Турции.
Как Фидель Кастро полюбил кальян
Одним из самых уважаемых турецким лидером мировых политиков был Фидель Кастро, провозгласивший лозунг «индустрия без дымовых труб». На практике этот лозунг внедрял и Тургут Озал, который в 1982 году настоял на принятии национального «Закона о поощрении туризма».
Во взрывном развитии туризма в Турции решающую роль сыграли свободные экономические зоны (проще говоря, офшоры). Всю страну поделили на шесть инвестиционных зон, в зависимости от уровня развития. Анталия, Стамбул и Измир (древний прибрежный город, ныне мегаполис) вошли в одну зону, для которой правительство предусмотрело самые совершенные способы финансовой поддержки.
Для тех инвесторов, которые строили отели класса три звезды и выше, были предусмотрены налоговые льготы и субсидии (деньги выделяли из госказны через министерство культуры и туризма Турции).
Был создан туристический банк Турции, который давал льготные 20-летние кредиты для инвесторов.
Появился государственный Фонд развития туризма, который пополнялся в том числе за счет иностранных инвестфондов. В целом же инвестор, строящий отель или ресторан, мог рассчитывать на возврат государством до 40% своих вложений. Согласитесь, шикарные условия, о которых российскому бизнесу остается только мечтать.
В свою очередь, чтобы привлечь внимание зарубежных инвесторов, минкультуры Турции стало активно вкладывать средства в кинематограф – самый массовый способ популяризовать красоты древней страны.
Появились сразу три международных кинофестиваля в Анталии, Анкаре и Стамбуле. Причем здесь начали показывать (небывалое для исламских стран дело!) авторское экспериментальное кино. Показы турецких фильмов проходили и в консульствах ведущих западных стран.
При Тургуте Озале принялись активно готовить кадры для туристической отрасли: сейчас на таких специальностях в вузах Турции обучается более 38 тысяч студентов (во всей России - лишь 12 тысяч). Была полностью изменена и визовая политика: отменены визы для въезда в Турцию из большинства стран (сейчас они требуются дли жителей лишь четырех десятков государств планеты).
В общем, Турция стала более открытой для остальной планеты, и планета ответила взаимностью: туристы рванули на Анатолийский полуостров.
Меняю Альпы на Средиземное море
Власти Турции стимулировали не только приток иностранных отдыхающих, но и внутренний туризм. Вокруг крупных городов принялись высаживать фруктовые сады, куда жители могли бы ездить на пикники. Создавались национальные парки, охраняемый статус получили все памятники истории и архитектуры (как ни странно, но прежде этим никто не занимался).
Но все же жемчужиной Турции стала Анталия. В 1989 году в поселке Чамьюва при поддержке государства возвели шикарный отель «Марко Поло», где впервые в мире и внедрили систему all inclusive. Нынче же это золотой стандарт для Турецкой ривьеры.
Сам курортный рай под названием Лара был отстроен всего за каких-то пару лет: на восьми километрах доселе пустующего пляжа появилось три десятка отелей, рестораны, парки, торговые и конгресс-центры.
В прибрежной провинции за счет государства стали массово строить новые дороги, в том числе вдоль взморья появилась и Туристическая тропа. Ныне это широкий прогулочный бульвар, к которому вплотную подходят попеременно супермаркеты и отели. Серой лентой протянулась велодорожка – непременный атрибут «европейской жизни», к которой так тянется Турция последние три десятилетия, как ее возглавил наш герой Тургут Озал.
Над каждым отелем реют флаги стран, граждане которых в Анталии самые желанные гости. Германия, Великобритания, Польша, Дания, Нидерланды, Россия, Казахстан, Украина… А с недавних пор к ним добавился, кстати, еще и иранский стяг. Как признаются сами гиды, иранцы и арабы легко могут занять место русских, которых уже с прошлого года на турецких курортах стало заметно меньше.
Кстати, просвещенная и проевропейская элита Турции не в восторге от обилия арабов. Они видят в этом признак «исламского ренессанса» в стране, только недавно вставшей на либеральный путь развития. Тем временем сам исламский мир голосует за Турцию рублем (то есть, простите, драхмой и лирой), потому стремительно растет количество отелей в Анталии, где есть халяльный туризм.
Это раздельные пляжи для верующих мужчин и женщин, постное меню, номера с молельными атрибутами… В общем, все то, чего все настойчивее требуют от курортов на Северном Кавказе (и особенно на Кавминводах) местные религиозные активисты.
Кстати, это только ведь на первый взгляд кажется, что Турция – вовсе не конкурент Кавминводам. У них, мол, море и пляжи, а у нас – нарзан и здравницы. «Турецкое чудо» в том и заключается, что здесь хотят охватить весь спектр туристических услуг. Так, в стране уже десятки горнолыжных курортов, дешевизной сманивающих даже взыскательных европейцев из родных для них Альп.
То же самое касается и бальнеологии – термальные курорты имеются уже в полусотне городов Турции, а количество отелей со spa-процедурами перевалило за 250 (это 30 тысяч коек, как во всем Ставропольском крае!).
Кавминводы сейчас хотят позиционировать еще и как медицинскую столицу. Ну так и в этом турки нас скоро обставят. Обещанный медицинский кластер в Предгорном районе только планируют, а в Турции таких кластеров десятки – качеством услуг ничуть не хуже, а вот ценами заметно ниже кавминводских здравниц.
По планам правительства, к 2023 году около каждого города-миллионника в Турции должны появиться медицинские особые зоны (с налоговыми и таможенными льготами): это больницы, реабилитационные центры, роддома, технопарки и НИИ. Вот и спрашивается, а куда полетит завтра российский турист, лишь только евро с долларом пойдут вниз?!
«Черкизон» переезжает на взморье
Пока что монополию Кавминвод и Сочи на российского туриста оберегает экономический кризис. Вот цифры, которые приводят сами власти Турции. В первой половине 2015 года число отдыхающих из России упало на 30%, украинских – на 15%.
Отразились на Турции даже финансовые проблемы в Еврозоне: так, стало меньше отдыхающих из большинства европейских стран и даже из Израиля. В целом, кстати, заполняемость отелей в сверхпопулярной Анталии этим жарким летом едва перевалила за половину – то есть пустовал каждый второй номер в гостиницах.
Правда, потери турпотока россиян для Турции не так ощутимы, как могли бы быть. Ведь российские туристы – самые прижимистые: каждый, по статистике, тратит за одну поездку лишь $492. Для сравнения: британцы, отдыхающие в Анталии, раскошеливаются на $534, немцы – на $643. Пожалуй, самые большие транжиры среди иностранцев – это японцы, которые оставляют за одну поездку $1156, то есть вдвое больше жителей России.
А вот для сравнения: сами турки за границами родной страны тратят враз целых $1252. Видать, в самой Турции так все дешево, что и не разгуляешься. Но потому и манит эта страна туристов со всего света. Кстати, иностранные гости, приезжающие в Турцию, остаются здесь в среднем на десять суток, а вот турки, путешествующие за границей, «зависают» по 20 дней. Любят же оторваться вдали от дома!
В любом случае, прямые потери от российского кризиса для турецкого туризма составили почти два миллиарда евро! А еще россияне отказываются от покупок турецкой недвижимости, которая еще недавно манила дешевизной: по подсчетам экономистов, инвестиции в эту отрасль в нынешнем году рухнули на 40%.
В этом убедился я и на личном примере. Прямо через забор от нашей гостиницы располагается Mardan Palace – самый фешенебельный отель на всем Средиземноморье, который его хозяин оценил на «семь звезд». А владелец непростой – сам Тельман Исмаилов. Да-да, тот самый, бывший «король Черкизона». Деньги, заработанные на столичных рынках, и решил вложить в Турецкую ривьеру.
Mardan Palace даже издали манил небывалой роскошью пляжей, бассейнов и дворцов. Никаких «все включено» тут нет и в помине – это для плебса. А отдыхают у Исмаилова патриции, с которых берут отдельную плату за каждую услугу. Но даже это не спасло Mardan Palace от краха.
Вложив в строительство своего отеля полтора миллиарда долларов, нынче олигарх продает его за $250 миллионов. Еще весной отель был признан судом Анталии банкротом: у него огромные долги перед банками, которые кредитовали строительство.
Директор отеля уже заявил турецким журналистам, что Mardan Palace не смог конкурировать с соседними отелями, где all inclusive. Так что теперь, чтобы спастись от кредиторов, ему тоже придется переходить на модель «все включено»… То есть быть ближе к народу.
Через два года будет Диснейленд
По данным Статистической палаты Турции, портрет рядового российского туриста в этой стране таков. Ему от 25 до 54 лет, три четверти приехавших оценивают свой достаток как «средний», каждый третий – это человек с высшим образованием, каждый пятый – это ученик младших классов, каждый десятый – студент…
Кстати, мужчин едет на отдых в Турцию из России заметно больше, чем женщин. Развлечений, ясно, ищут. Тем более что последние четыре года на Турецкой ривьере небывалую популярность набирает новый вид отелей – только для совершеннолетних. Какой тут досуг предлагают, можно только догадываться. Но уж точно не тот, что в «халяльных» гостиницах. Турция старается быть страной приятственной для всех – и консерваторов, и либералов. Если и те, и другие платежеспособны.
Да вот только если в кризисную пору проблемы даже у олигархов калибра Тельмана Исмаилова, то что уж говорить о простых отельерах. Чтобы завлечь туриста, они вынуждены сокращать цены (за год они рухнули на 8%) и расширять число услуг all inclusive. А заодно присматриваются они к туристам из пока еще не изведанных стран – это Китай, Индия, Бразилия, Аргентина… В общем, место россиян завтра будет кому занять.
Привлекать новых заокеанских туристов в Турцию будут за счет агрессивной рекламной кампании, а заодно за счет новых мегапроектов. Например, в самом центре провинции Анталия сейчас ударно строят крупнейший в стране парк развлечений, который введут в строй в 2017 году. Появится на побережье и открытый амфитеатр на 10 тысяч человек.
В Стамбуле построят крупнейший на планете аэропорт, который будет обслуживать ежегодно 150 млн. пассажиров. Посреди пролива Босфор (он разделяет Стамбул на европейскую и азиатскую части) насыплют искусственный остров, а под проливом пророют тоннели для скоростного метро Marmarey. Строят и третий мост над Босфором, а также новые автобаны, которые свяжут исторический центр города со спальными пригородами.
И это все не популизм! О том, что турки могут мобилизовать всю свою индустриальную мощь ради экономических достижений, говорит хотя бы такой факт: с начала «нулевых» годов с нуля в Турции было построено ровно десять аэропортов.
В том числе и новый терминал международной гавани в Анталии, до которого любому российскому аэропорту еще расти и расти. Улетая из фешенебельного аэропорта, я долго провожал глазами нарезанную «ломтиками» ривьеру и думал: ну вот почему у них, в Турции, могут такое создать, когда захотят, а у нас в России даже захотеть не могут?!
Антон ЧАБЛИН