Минздрав разработал поправки в закон о курортах,
ослабляющие охранный режим
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев
Строить разрешаем!
Минздрав подготовил поправки в федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Согласно законопроекту, эти места потеряют статус особо охраняемых природных объектов, и большинство ограничений на строительство в зонах, где находятся природные лечебные ресурсы, будет снято. Поправки, разработанные во исполнение июльского поручения зампред правительства РФ Дмитрия Козака, есть у «Известий».
— Если законопроект примут, курорты и лечебно-оздоровительные местности лишатся статуса особо охраняемых природных объектов, — пояснил Максим Попов, руководитель направления «недвижимость и строительство» юридической фирмы Goltsblat BLP. — Взамен предлагается гораздо менее строгий статус охранной зоны с особым режимом использования. Например, сейчас в «первой зоне санитарной охраны» природных лечебных ресурсов не допускается никакая деятельность, кроме работ по охране самих этих ресурсов. Согласно предложенным поправкам, там можно будет прокладывать инженерные сети, строить туристическо-рекреационные и спортивные объекты. При плохом развитии событий это может привести к полной застройке «первой зоны».
Здоровье нации? Кому оно нужно вообще...
Санаторно-курортные зоны — это места, обладающие природными ресурсами для лечения различных заболеваний. Лечение может обеспечиваться за счет минеральных вод, лечебных грязей, соленых озер, уникальных климатических условий (приморские, степные, лесные, горные с использованием морских, микроклимата пещер и т.п.). В России такие зоны существуют практически по всей стране. На побережье Черного моря — это районы Сочи, Туапсе, Геленджика; на Азовском море — Ейск; на Балтике — Куршская коса, курортная зона Сестрорецка; на Дальнем Востоке — Шмаковка.
Послабления могут обернуться уничтожением, например, целебных минеральных источников, считает вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин.
— Если строить там, где происходит формирование минеральных вод — а поправки это позволяют, — то источнику можно нанести невосполнимый ущерб. Конечно, урбанизация развивается, города разрослись и подминают все под себя. Но надо выбирать, что важнее — развитие города или сохранение природных богатств, — уверен Барзыкин.
Руководитель программы по особо охраняемым природным территориям «Гринпис России» Михаил Крейндлин также считает, что есть риск уничтожения уникальных лечебных территорий.
— На территории «первой охранной зоны» смогут строиться спортивные базы и гольф-клубы. Кстати, на территории Сочинского национального парка для зимней Олимпиады хотели построить гольф-клуб. Если закон примут, то ограничения на строительство уберут, и, вполне возможно, этот проект будет запущен, — отметил эксперт.
Pro и Contra
Также практически сняты ограничения на строительство во «второй и третьей зоне санитарной охраны», заметил эколог. По мнению Крейндлина, поправки приведут к началу строительства в наиболее привлекательных с коммерческой точки зрения курортных зонах.
— Это чревато уничтожением таких природных территорий, как еще не застроенные участки Черноморского побережья, Карельского перешейка, — уверен он. — Опыт показывает, что нынешняя экологическая экспертиза согласовывает практически всё. Этот механизм не работает.
Алина Топорова, адвокат коллегии «Юков и партнеры», считает, что поправки могут иметь и позитивный эффект.
— Сегодня законодательство строго охраняет эти объекты. Сложно вносить изменения и в сторону ухудшения, и в сторону улучшения. Теперь собственники получат возможность вносить и позитивные изменения. В конечном итоге всё зависит от позиции властей, — сказала она.
— Люди наконец спокойно смогут строить объекты курортно-туристического назначения, — считает Станислав Ивашкевич, замдиректора консалтинговой компании CBRE по развитию индустрии гостеприимства. — Сегодня можно выкупить, например, участок старого пионерлагеря, но когда начинаешь строительство, сразу упираешься в устаревшие ограничения. Например, у берега нужно обеспечить пятидесятиметровую санитарную зону. Зачем — непонятно. Поставьте требования по безопасному канализированию воды — и всё. Старые ограничения морально устарели, их можно обновить, сохранив баланс между экологией и интересами девелопера.
Минздрав не смог предоставить комментарий по теме.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/556557#ixzz2e0ELSrwb