Разбираясь в очередной раз в деталях продажи различных видов турпродукта, TurProfi.ru обратил свое внимание на морские круизы по Средиземноморью. Как за пять шагов подобрать туристу именно тот круиз, который подходит ему больше всего, как разобраться в многообразии круизных лайнеров и какие доплаты увеличивают стоимость круизной поездки — в материале TurProfi.ru.
Как известно, морские круизы — это, пожалуй, турпродукт с самой большой глубиной бронирования. Туроператоры, реализующие морские путешествия, утверждают, что в среднем продажи круизов начинаются за полгода до отправления, а нередко туристы беспокоятся об отдыхе на лайнере и за год. Если учесть также, что высоким сезоном для средиземноморских круизов считается лето, то становится очевидным, что в скором времени турагентам придется штудировать сайты круизных туроператоров в поисках лучших предложений, а также разъяснять своим клиентам особенности морских путешествий.
Разумеется, чем грамотнее окажется турагент в этом вопросе, тем больше вероятность того, что турист останется доволен подобранным круизом, а значит, турменеджер имеет все шансы приобрести в его лице постоянного клиента, притом с высоким чеком. Что же нужно знать о морских круизах по Средиземному морю?
Какие бывают круизные лайнеры
Все круизные компании и, соответственно, их лайнеры делятся на три категории: Standard, Premium и Lux. В качестве отдельного класса выделяют также компании, организующие путешествия на яхтах, которые по своему уровню находятся выше лайнеров класса Lux.
Основная инфраструктура для всех лайнеров примерно одинакова — на каждом судне есть рестораны, бары, бассейны, джакузи, спа-салоны, тренажерные залы, развлечения для детей, концертные залы, в которых проходят шоу-программы. В зависимости от судна и даты его постройки на борту туристы также смогут найти водные горки, баскетбольные площадки, поля для гольфа, кинотеатры, ледовые катки, игровые автоматы и многое другое.
Класс лайнера |
Вместимость лайнера, пасс. |
Соотношение персонала и пассажиров |
Средний возраст пассажиров, лет |
Примечания |
Standard |
2 500 — 5 500 |
1:3-4 |
35-45 |
Лайнеры класса Standard имеют самую большую площадь, на этих судах располагается максимум развлечений, шоу-программ. Здесь приветствуется семейный отдых и находится максимальное количество развлекательных программ для детей |
Premium |
3 000 |
1:2 |
45-55 |
Лайнеры класса Premium меньше по площади, чем суда класса Standard, но каюты просторнее. Разнообразие развлечений сохраняется, но их количество снижается, становится меньше развлечений для детей |
Lux |
200 — 500, может быть 1000 |
1:1,5 |
от 65 |
Лайнеры класса Lux не предназначены для отдыха с детьми и рассчитаны на более старшее поколение. Обслуживание всегда индивидуальное, возрастает количество услуг на борту. |
Яхты |
40-50 |
|
от 65 |
Индивидуальное обслуживание luxury-уровня |
Туроператоры советуют: Если ваши туристы — люди состоятельные, однако достаточно молоды, им не стоит предлагать путешествие на судне класса Lux, так как они окажутся в компании людей старшего возраста. Выходом в этом случае станет покупка каюты в luxury-сегменте или vip-зоне на лайнерах класса Standard или Premium. Это часть лайнера, куда есть доступ только у тех, кто приобрел на это право. В этих зонах расположены закрытые для остальных посетителей рестораны и бары, а обслуживание пассажиров индивидуальное. Путешествующие в vip-зоне могут пользоваться всеми остальными услугами лайнера.
География круизных маршрутов
Как правило, средиземноморские маршруты круизных лайнеров включают в себя наиболее популярные и интересные с экскурсионной точки зрения страны: Испанию, Италию, Мальту, Грецию, Хорватию, Тунис. Как отмечают туроператоры, четкой закономерности в выборе стран и портов захода нет — главное, чтобы портовый город был достаточно крупным для того, чтобы судно смогло в нем ошвартоваться и имел широкие возможности для проведения экскурсий.
Класс Standard — круговой принцип построения маршрута, то есть круиз заканчивается в том городе, где он начинался. Маршруты, как правило, стандартные, повторяющиеся из года в год.
Класс Premium — принцип построения маршрута «из порта в порт». Это значит, что круиз начинается в одном городе и заканчивается в другом, откуда начинается следующий круиз и так далее. За счет такой организации разнообразие маршрутов выше, чем в классе Standard. Кроме того, следует учесть, что лайнеры класса Premium по своим размерам уступают лайнерам Standard и по этой причине имеют возможность заходить в большее количество портов.
Класс Lux — индивидуальные маршруты, которые не повторяются. Пассажиры вольны подсаживаться и сходить с лайнера в любом порту, в котором они пожелают. Эти суда из-за своих сравнительно небольших размеров имеют возможность швартоваться в центре города, если в нем есть речное сообщение, а не в портах, откуда туристам надо долго добираться до достопримечательностей.
Обычно продолжительность круиза составляет 7, 10 или 14 дней, однако туристам необязательно соблюдать официальные сроки круиза — они могут подсесть на лайнер позже, в городе, где судно будет делать остановку. Тем не менее, турагентам надо помнить, что подсаживаться на борт разрешают не все компании, курсирующие по Средиземному морю. Поэтому, если турист решил взойти на борт позже официальной даты начала круиза, следует проверить на сайте круизной компании, возможно ли это.
Туроператоры советуют: Почти в любом круизе есть один — три дня в море, в зависимости от продолжительности круиза, в которые лайнер совершает длительный переход от одного порта в другой. Зачастую перспектива провести на лайнере целый день вызывает у туристов недоумение и беспокойство: «А что я буду делать весь день?». В этом случае их стоит успокоить и объяснить, что отдых от бесконечных экскурсий и беготни по магазинам необходим, кроме того, на лайнере есть столько развлечений, что их не обойти и за целый день.
Какие бывают круизные компании и кто их представляет в России
Поскольку в России нет круизных компаний, которые организовывали бы морские путешествия по Средиземному морю, нашим туристам доступны только круизы зарубежных компаний. В Средиземноморье это будут, как правило, вояжи, совершаемые на лайнерах американских и европейских компаний. Их интересы в России представляет ограниченное количество круизных туроператоров, которые заключили с этими компаниями прямые контракты и имеют право продавать их турпродукт.
Право эксклюзивной продажи — право компании быть единственной в России, кто может продавать круизы этой компании.
Право прямой продажи — право реализовывать круизы определенной компании на территории России наряду с другими туроператорами, имеющими такой же статус. Некоторые круизные операторы дают турагентам доступ напрямую в систему бронирования круизной компании с помощью логина и пароля, чтобы менеджер мог самостоятельно подбирать круиз, отслеживать все спецпредложения и бонусы; а кто-то только принимает от менеджеров заявки, заводя их в систему бронирования круизной компании самостоятельно.
Соответственно, туроператоры, не имеющие эксклюзивного права или права прямых продаж, смогут бронировать круизы только у тех компаний, у которых такой статус есть, становясь, таким образом, агентами.
Standard
Royal Caribbean International — право прямых продаж у Inflot Cruise&Ferry, «Магазина круизов и путешествий», «Нептуна»
Norwegian Cruise Line — право прямых продаж у «Магазина круизов и путешествий», «Виа Марис», Inflot Cruise&Ferry, «Нептуна», Natalie Tours , Danko Travel Company, Круизного дома «МК», Orange Cruises
MSC — эксклюзивное право продажи у PAC Group
Costa Cruises — право прямых продаж у «Магазина круизов и путешествий», «Виа Марис», Inflot Cruise&Ferry, «Атлантис Лайн», «Нептуна», Natalie Tours, Danko Travel Company, Orange Cruises
Carnival Cruise Lines — право прямых продаж у «Атлантис Лайн», Danko Travel Company
Iberocruceros — право прямых продаж у Круизного дома «МК»
Premium
Celebrity Cruises — право прямых продаж у Inflot Cruise&Ferry, «Магазина круизов и путешествий», «Нептуна»
Azamara Club Cruises — право прямых продаж у Inflot Cruise&Ferry, «Магазина круизов и путешествий», «Нептуна»
Princess Cruises — эксклюзивное право продажи у Breeze Line
Oceania Cruises — право прямых продаж у «Виа Марис», Inflot Cruise&Ferry, «Нептуна»
Holland America Line — право прямых продаж у «Виа Марис», «Нептуна», Круизного дома «МК»
Lux
Cunard Line — право прямых продаж у Breeze Line
Crystal Cruises — право прямых продаж у Breeze Line, «Виа Марис», Inflot Cruise&Ferry, «Атлантис Лайн», «Нептуна», Круизного дома «МК»
Seabourn — право прямых продаж у Breeze Line, «Виа Марис», «Атлантис Лайн», «Нептуна», Круизного дома «МК»
Silversea Cruises — право прямых продаж у «Виа Марис», Inflot Cruise&Ferry, «Атлантис Лайн», «Нептуна», Круизного дома «МК»
Regent Seven Seas Luxe — право прямых продаж у Breeze Line, «Виа Марис», Inflot Cruise&Ferry, «Атлантис Лайн», «Нептуна»
Яхты
Star Clippers — право прямых продаж у «Виа Марис», «Нептуна», Danko Travel Company, Круизного дома «МК»
88 Parsec
Состав и стоимость круизного пакета
Как правило, в стоимость круиза, которую анонсируют круизные компании на своих сайтах и сайтах туроператоров, входит непосредственно проживание на борту лайнера, питание и посещение бортовых сервисов — бассейнов, джакузи, фитнес-центров, шоу-программ и мастер-классов, если они проводятся. Питание на борту подразумевает завтрак, обед и ужин в ресторане по системе «шведский стол» и ресторане «а-ля карт», а также полдник и «буфет для полуночников», разделения на типы питания BB или HB, как в отелях, нет. Кроме того, в стоимость круиза входят чай, кофе и вода, также на круизных лайнерах работает круглосуточная доставка еды в номер. Стоимость такого круиза при бронировании в августе на полгода вперед, то есть с отправлением в апреле, длительностью 10 ночей с самым экономичным размещением будет равняться в среднем 47 000 рублей на одного человека.
Однако это еще не окончательная цена путешествия: к озвученной стоимости круиза надо прибавить как минимум перелет до порта начала круиза. Конечно, стоимость авиабилетов будет зависеть от сезона, в который турист отправляется в путешествие, но по словам операторов, в среднем, покупка перелета увеличивает первоначальную цену круиза на 15 000 рублей. Еще одной обязательной доплатой являются портовые сборы — плата туристов за обслуживание корабля в порту. Она не включается в стоимость круиза и с нее, соответственно, не начисляется комиссия агентствам. Как правило, портовые сборы удорожают тур на 2 000 — 3 000 рублей.
Кроме проживания на борту и перелета, вашему туристу может понадобиться виза. Оформлением разрешений на въезд в страны круизные туроператоры занимаются самостоятельно, туристу эта услуга обойдется около 4 000 рублей со всеми визовыми сборами.
Немаловажным элементом круиза, также требующим дополнительных денежных затрат, являются экскурсии в городах, где будет останавливаться лайнер. Каждая экскурсия повысит стоимость путешествия примерно на 2 900 рублей.
Итак, к примеру, если ваш турист пожелает отправиться в одиннадцатидневный круиз по Средиземному морю, с экскурсиями в шести портах, то это ему обойдется в 86 400 рублей. Таким образом, по сравнению с начальной стоимостью круиза, цена всего путешествия выросла на 46%.
Продаем круиз за пять шагов!
Шаг первый: «Вы впервые едете в круиз?»
Да: Предлагаем маршрут с очень маленькими переходами и длительными остановками в портах, а также обилие экскурсий, ведь, скорее всего, такой турист едет в круиз, чтобы посмотреть как можно больше стран. Желательно отправлять новичка в высокий летний сезон, чтобы его первое путешествие не омрачалось непогодой, штормами и дождями.
Нет, я уже был в круизе один раз: Предлагаем так называемый «видовой» маршрут вдоль живописных берегов, например, греческих или итальянских островов. Наверняка такой турист уже сыт по горло достопримечательностями и собирается совершить морской вояж еще раз для того, чтобы полюбоваться на природу.
Нет, мы регулярно ездим в круизы: Смело ищем и предлагаем искушенным туристам необычные маршруты и интересные страны, например, Марокко.
Шаг второй: «Вам нужна русская группа или вы свободно владеете иностранным языком?»
Да, мне нужна русская группа: Рассматриваем те круизы, рядом с которыми в системе бронирования стоит пометка «Планируется русская группа» — сервис, при котором на борту всегда находятся русскоязычные ассистенты. Кроме того, в этом случае меню во всех ресторанах и экскурсии будут русифицированы. Полнота услуг зависит от конкретной компании.
Нет, мне будет достаточно представителя туроператора: Рассматриваем те круизы, рядом с которыми в системе бронирования стоит пометка «Русский ассистент на борту». Это значит, что в течение всего круиза на лайнере будет находиться представитель туроператора, который сможет помочь туристам в решении каких-либо вопросов.
Нет, я владею иностранным языком: В этом случае у вашего туриста неограниченный выбор круизов.
Шаг третий: «Едут ли с вами дети?»
Да, мы едем семьей: Семьи с детьми предпочтительнее отправлять на лайнерах класса Standard, который предлагает максимальный набор детских развлечений. Конечно, разнообразие таких программ на борту зависит от круизной компании, однако в стандартный набор всегда входят детские бассейны, детский клуб и услуги няни. В детском клубе родители могут на время оставить ребенка. Как правило, клуб работает до 22:00, дальнейшее пребывание детей осуществляется только за плату. Услуги няни на борту всегда платные. Также стоит напомнить родителям о том, что в стоимость круиза входит детское меню в основном ресторане, кроме того, можно будет заранее заказать детское питание в баночках. На большинстве лайнеров есть специальная зона, где мамы смогут подогреть бутылочки с сосками.
Нет, с нами детей не будет: В этом случае категорию лайнера выбираем в зависимости от платежеспособности туриста и его возраста.
Шаг четвертый: «В какой каюте вы предпочитаете жить - с окном, с балконом или во внутренней?»
Сориентироваться в типах кают на лайнерах проще, чем в типах номеров в отелях. Так, на современных лайнерах их можно разделить всего на четыре категории: внутренние, каюты с окном, каюты с балконом, каюты типа suite.
Внутренняя каюта — наиболее экономичный вариант размещения, находится практически на всех палубах лайнера. Этот тип кают имеет все те же удобства, что и остальные каюты классом выше, кроме доступа дневного света, так как располагается во внутренней части корабля.
Каюта с окном — следующий по стоимости тип кают, его цена выше цены внутренней каюты примерно на 30-40%. В основном, они находятся на нижних палубах, окно в этих каютах не открывается.
Каюта с балконом — наиболее популярный вариант размещения. Ее стоимость примерно в два раза превышает цену самой экономичной каюты. Туристы, живущие в каюте с балконом, имеют возможность выходить и дышать свежим воздухом.
Каюты типа Suite — отличаются от кают с балконом размерами и наличием дополнительных опций по обслуживанию. Чаще всего в распоряжении проживающих в «свите» находится консьерж или дворецкий, который может выполнять просьбы или поручения. Стоимость этого варианта размещения на 50% превышает стоимость каюты с балконом.
На большинстве лайнеров каждый из типов кают существует и в вариации family, то есть с возможностью разместить двух взрослых и двух детей. Однако следует учесть, что семье со взрослыми детьми будет тесно во внутренней каюте типа family из-за ее сравнительно небольших размеров, а вот для пары с маленьким ребенком она вполне подойдет.
Туроператоры советуют: Не забудьте поинтересоваться предпочтениями вашего туриста по проживанию: желает ли он жить ближе к ресторану, к лифту, в корме, чтобы видеть из окна уходящую воду или по центру, чтобы как можно меньше ощущалась качка и так далее. Если ваши туристы отправляются в путешествие в первый раз и не имеют четких предпочтений, то им можно предложить размещение на 6, 7 или 8 палубе в каюте по центру — это наиболее универсальный вариант. Вместе с повышением палубы увеличивается и стоимость каюты в рамках одной категории примерно на 10-20 евро.
Шаг пятый: «До какого города вам забронировать авиаперелет — до порта отправления или вы планируете подсесть на лайнер позже?», «Хотите ли вы посещать экскурсии в портах захода?»
Как правило, перелет и экскурсии туристы приобретают за месяц. И если с авиабилетами все более-менее понятно, то на экскурсии стоит обратить особое внимание. Первый вопрос, который следует задать туристу — «Вы желаете слушать экскурсии на русском языке?».
Да: В случае, если ваш турист не владеет иностранными языками и хочет слушать экскурсию на своем родном, необходимо будет заказать все экскурсии еще до поездки, желательно за 3-4 недели до отправления. Напомните ему, что сделать это на борту будет достаточно проблематично, поскольку списки на русскоязычные экскурсии формируются до отправления и к моменту отправления лайнера все места уже распроданы.
Нет: Если вашему туристу не принципиально, на каком языке слушать экскурсии, то он может приобрести их на борту. Как правило, для каждого города круизная компания предлагает несколько вариантов экскурсий на разных языках, поэтому свободные места остаются всегда.
О чем стоит предупредить туристов?
Запрещено проносить на борт лайнера алкоголь, наркотики и оружие, в том числе сувенирное и муляжи. И если алкогольные напитки персонал корабля упакует и вернет по окончании круиза, то остальные запрещенные предметы будут конфискованы окончательно.
При посадке на борт каждый пассажир получает карту, которой он пользуется как ключом к своей каюте, пропуском на борт и способом оплаты своих расходов на борту. На карту кладется депозит наличными или ее можно «привязать» к банковской карте туриста. Кроме оплаты услуг, с карты будут сниматься чаевые персоналу за обслуживание пассажиров из расчета примерно 7-10 евро в день с человека. Дополнительно давать персоналу чаевые не требуется.
В круизной поездке у туристов есть возможность приобрести дополнительно пакеты с напитками. Их состав зависит от круизной компании, но в основном на борту предлагаются пакеты с безалкогольными напитками для детей, стандартные пакеты с алкоголем, чья стоимость не превышает определенного предела и премиум-пакеты, куда включен элитный алкоголь. Также на некоторых лайнерах предлагаются пакеты напитков по системе «Все включено».
На большинстве лайнеров курение разрешено только в специально отведенных местах, сигарных комнатах и казино. На всей остальной территории лайнера, в том числе и в каютах, курить запрещено.
На каждом лайнере существует минимальный дресс-код — как правило он выражается в требовании не приходить в ресторан на ужин в шортах и сандалиях. Остальная форма одежды остается на усмотрение пассажиров. Однако стоит иметь в виду, что в течение круиза могут проводиться различные торжественные мероприятия, например капитанский вечер или коктейль, для которых стоит иметь костюм или платье. На лайнерах класса Lux, а также на яхтах действуют более строгие правила, однако пассажиры, отправляющиеся в эти круизы, заранее прекрасно осведомлены о них.
TurProfi.ru благодарит за помощь в подготовке материалов компании Inflot Cruise&Ferry, «Атлантис Лайн», PAC Group, Круизный дом «МК».