Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

Край дорогих озер: Что может помешать Карелии стать российским центром туризма?

19:10, 27.12.2017  sochi

Представители туристической отрасли скептически относятся к желанию нового главы региона Артура Парфенчикова увеличить турпоток в республику в долгосрочной перспективе до 5 миллионов человек. По их мнению, Карелия, находящаяся в тысяче километров от Москвы, по-прежнему доступна только самым обеспеченным любителям туризма. О том, что, с точки зрения бизнеса, может помешать республике существенно увеличить турпоток, о проблемах отрасли и позиции властей, смотрящих в будущее туристической отрасли с уверенностью и оптимизмом – в материале «ФедералПресс».

Туризм – в приоритете властей



«Мы, конечно, планируем, чтобы Карелию в год посещало 3-4 миллиона туристов, а лучше 5 миллионов туристов»,- заявил Артур Парфенчиков во время августовской пресс-конференции в Москве. На данный момент Карелию посещают порядка 700-800 тысяч туристов в год, что кажется главе республики «очень малым показателем для такого региона». Парфенчиков считает, что при правильном подходе туризм может давать четверть или близко к трети ВВП.

25 сентября Артур Парфенчиков официально вступил в должность главы Карелии и на первом же заседании правительства произвел структурные изменения в органах региональной власти, согласно которым туризм выделен в отдельное направление, на котором карельская власть вынуждена отныне сконцентрировать особые усилия. Он уверен, что туризм сможет стать одним из драйверов роста экономики и повышения уровня занятости населения в районах.

Стоит отметить, что общий вектор туризма как основополагающего направления в экономике Карелии был придуман задолго до появления в республике Парфенчикова, однако по-прежнему отрасль испытывает множество трудностей, причины которых зачастую лежат вне компетенции региональных чиновников. Именно поэтому работники сферы туризма не разделяют оптимистического настроя главы региона и уверены, что в ближайшее время Карелия все-таки не увидит тех миллионов туристов.

Туриндустрия смотрит со скепсисом

Директор туристической компании «Ратас» Владимир Кучеренко, компания которого занимается организацией активных туров, в частности, организует речные сплавы на рафтах, уверен, что в ближайшие годы довести турпоток до 5 миллионов человек – нереально.

По словам Кучеренко, главная причина, по которой в Карелию не едут туристы, заключается в системном экономическом кризисе. По оценке руководителя карельской турфирмы, у жителей России кончились деньги, которые прежде они привыкли тратить на отдых. «Дело не в погоде. Дело не в том, что Турция открылась. Просто у людей нет денег путешествовать. И сейчас декларировать и трубить о том, что в ближайшие пять лет поток (прим. ред.- туристов) чуть ли не в два или три раза увеличится, это, я бы считал, что немножко недальновидно», - заявляет Владимир Кучеренко.

По его словам, отдых в России дорого обходится для российских туристов, поэтому примерно 30% сограждан в текущем году вовсе отказались от вояжей. В частности, в турфирме «Ратас», которой руководит Кучеренко, поток туристов снизился на 20-25 процентов.

Директор компании «Золотое кольцо Карелии» Виталий Тараканов считает, что максимальный рост турпотока, на который теоритически может рассчитывать Карелия, - это 30% в год. Иными словами, при максимально положительных прогнозах к 2020 году регион смогут посещать 1,7-1,8 млн туристов. Слова губернатора о потенциале Карелии принимать до нескольких миллионов гостей ежегодно он оценил скептически. «Это популистское абсолютно высказывание», - заметил Тараканов.

Карельское направление не из дешевых

Компания «Золотое кольцо Карелии» занимается организацией массовых туров по основным достопримечательностям республики. Ее директор согласен с тем, что сферу туризма захлестнул кризис, но в то же время он уверен, что россияне, даже испытывая финансовые трудности, все равно стараются обеспечить себе отпуск и купить путевку. Однако, подчеркивает предприниматель, люди стали более экономны в своих запросах и стараются отправиться в регион, куда можно добраться без глобальных денежных трат. По оценке Виталия Тараканова, Карелия не относится к регионам, посетив которые, удастся сэкономить.

«В Карелию никак дешево ты не долетишь и не доедешь. И никак дешево ты тут не остановишься в летний сезон. Это все будет очень-очень дорого», - утверждает Виталий Тараканов.

В доказательство своих слов владелец туристической фирмы приводит цифры и предлагает сравнить наиболее популярные направления. По данным бизнесмена, цена авиабилета из Москвы в столицу Карелии Петрозаводск на сегодняшний день достигает восьми-девяти тысяч рублей, при условии перевозки багажа. Без багажа лететь на порядок дешевле, но представить туриста, прилетевшего на длительный срок в Карелию без вещей, трудно. При этом авиарейс «Москва-Сочи» может обойтись туристу всего в одну тысячу рублей, заявляет Тараканов. Таким образом, авиарейс «Москва-Петрозаводск» доступен чиновникам и бизнесменам, но никак не средним туристам.

Ситуация с доставкой туристов в Карелию по железной дороге не проще, считают эксперты. Цены на ж/д билеты из Москвы до карельской столицы поражают организаторов туров непредсказуемо высокой стоимостью. «Цены на ж/д билеты – это вообще какой-то ужас. То есть в «топовые» даты - это, например, лето и новогодние праздники - цены могут доходить до 10 тысяч с одного билета купе. Это просто невероятная какая-то вообще цена, которая по факту убивает вообще весь масс-маркет», - заявляет Тараканов.

Билет в плацкартном вагоне обходится значительно дешевле, но тоже бьет по карману в случае, если перевозить приходится семью из нескольких человек. Плацкартный билет на одного пассажира из Москвы до Петрозаводска стоит свыше трех тысяч рублей, сообщают эксперты. Руководитель компании «Золотое кольцо Карелии» Виталий Тараканов считает, что привлечь туристов поможет организация доступного транспорта в Карелию. Пока путь в регион из федерального центра открыть лишь для самых обеспеченных любителей отдыха.

Предприниматель Владимир Кучеренко, организующий активные туры в Карелии, утверждает, что доставка гостя в Карелию обходится дороже, нежели программа для туриста. Так, трехдневный тур на рафтах по карельской реке Шуя стоит шесть тысяч рублей, а переезд туриста к месту отдыха из Москвы и обратно по железной дороге стоит более шести тысяч. Итого, чтобы посетить Карелию, семье из трех человек придется выложить в среднем 18-20 тысяч рублей только на дорогу, если предположить, что гости поедут из столицы России.

В российской туриндустрии нет гибкости

Виталий Тараканов приводит классический пример популярной у россиян Турции как образца привлечения массового туриста. По мнению эксперта, страна заманила к себе гостей за счет доступных цен на билеты и проживание, при этом местная туротрасль зарабатывает на дополнительных услугах.

Владелец туристической компании Владимир Кучеренко утверждает, что в России нет гибкой политики, которую РЖД могла бы применять для туристических коллективов. Кучеренко, в свою очередь, сравнивает российские реалии с Европой. Там при бронировании билетов для передвижения туристической группы можно получить существенные скидки, у нас такой практики нет. Иными словами, сэкономить на поездке, собрав большую туристическую группу в России не получится.

Открытым остается вопрос с экономным проживанием в столице Карелии. Добравшись до Петрозаводска, турист, скорее всего, не обнаружит комфортного отеля по лояльной цене. Так, сутки в двухместном номере четрыехзвездочной гостиницы обойдутся гостю карельской столицы в сумму от четырех до пяти тысяч рублей. Естественно, существует альтернатива в виде хостелов и дешевых гостиниц с более скромным качеством услуг, но это подходит не всем гостям региона, основная масса которых прибывает из Москвы.

Паломники, экстремалы и рыбаки – приоритетные туристы

В значительно более выгодном положении оказываются любители активного отдыха, решившие посетить Карелию. Организатор таких туров Владимир Кучеренко подчеркивает, что Карелия может составить конкуренцию другим регионам в части экстремального туризма. Республика имеет уникальный ландшафт: карельские реки протекают по Балтийскому щиту и поэтому имеют интересные пороги и плесовые участки, что может привлекать любителей спусков на рафтах. Для сравнения в Мурманской области реки непригодны для сплава в период, когда понижается вода. Архангельская область более болотистая: там есть интересные реки, но до них достаточно трудно добраться. Помимо всего прочего, Карелия славится привлекательными для рыбной ловли озерами.

Не менее популярен отдых в Карелии у паломников. Основные направления такого рода - Кижи, Валаам и Соловки - открыты в самый разгар летнего сезона, пока действует навигация. При этом в «топовый» турсезон цены на местные туры максимально высоки, поэтому паломникам придется опять же иметь внушительные суммы на экскурсии к главным достопримечательностям Карелии.

«У нас экскурсия на Кижи, куда хочет попасть каждый турист, который сюда приезжает, стоит бешеных денег. В летний сезон в этом году 3 450 рублей стоила поездка на Кижи с входным билетом на остров. Если мы говорим о семье из 3-4 человек, то это 10 тысяч надо выложить сразу только за одни Кижи», - объясняет Тараканов.

Петрозаводский предприниматель поясняет: все дело в ограниченности рынка. Перевозкой пассажиров до острова Кижи занимается местная компания, которая ставит выгодные ей цены. По словам Тарканова, государству нужно включиться и поставить на маршрут свои «кометы», которые бы перевозили туристов на остров по более низкой цене. По оценке эксперта, эта мера в разы увеличила бы желание россиян посетить Карелию и ее самый известный остров.

Что можно сделать для отрасли?

Руководитель компании «Ратас» Владимир Кучеренко считает, что новым властям региона необходимо продвигать Карелию на выставках, организовывать пресс-туры в республику, разрабатывать бренд края, а также придумывать маршруты для нового поколения туристов, предпочитающих активный отдых. Кучеренко считает, что новый руководитель Карелии Артур Парфенчиков должен собрать представителей туристической отрасли и с участием экспертов поискать пути развития отрасли. По словам предпринимателя, недопустимо в кругу чиновников кулуарно определять тактику развития туризма в республике.

«Каждый новый глава, который приходит к нам в республику декларирует, что есть возможность в 2 или 3 раза туристический поток увеличить. Но это нереально по многим факторам»,- подытожил Кучеренко, оценивая состояние туристической отрасли в Карелии.

Власти смотрят в будущее с оптимизмом

Начальник отдела координации туристской деятельности министерства культуры Карелии, и.о начальника управления по туризму Юлия Никитина пояснила «ФедералПресс», что говоря о 5 миллионах туристов, глава Карелии имел в виду туристов, экскурсантов и посетителей Карелии с различными целями. При этом, подчеркнула она, конкретных сроков именно по этой цифре не называлось.

«Есть государственная программа по туризму в Карелии и мы являемся участниками Федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма. Одним из целевых показателей этих программ мы ставим ориентир к 2020 году – до 2-х миллионов туристов и экскурсантов. Это с учетом того, что у нас будет развиваться туристская инфраструктура, которая сейчас создается, в том числе с помощью федерального финансирования – кластер «Южная Карелия», - сказала она.

По статистике за прошлый год Карелию посетило 720 тысяч организованных туристов и экскурсантов и около миллиона посетителей «с различными целями» (командировки и т.д.).

По мнению Никитиной, гостиничная инфраструктура уже позволяет перевалить через миллион посетителей в год. «Сейчас у нас в республике чуть более 12,6 тысяч койкомест. Если в сутки можно разместить такое количество человек, то по году мы как раз выходим на показатели с шестью нулями. Инфраструктура позволяет размещать», - уточнила она.

Она также на согласна с мнением, что в Карелии туризм слишком дорог. «В Карелии появляются хостелы, апартаменты, гостевые дома – достаточно есть по бюджетным, демократичным ценам», - уточнила чиновник.

Некорректно, по ее мнению, и утверждение о дороговизне транспортного сообщения с Карелией. «У нас очень доступное транспортное сообщение с Петербургом – (поезд) «Ласточка» утром и вечером, сейчас ходит «Ласточка» Петрозаводск – Новгород, прекрасная стыковка с московским «Сапсаном», где тоже разные ценовые категории», - отметила Никитина.

«Туризм в Карелии – он разный. Он на разный карман, на разный кошелек. Зависит от того, кто какими возможностями обладает», - заключила чиновница

Не нравится
Нравится
источник: https://zm-sochi.livejournal.com/1022705.html     рейтинг: 0  

Городской Блог