"Ведомости" утверждают: если нет возможности сделать перерыв в работе на неделю, россияне покупают турпутевки на выходные
На смену модели «солнце, море, пляж» приходит модель «пейзаж, знания, досуг», уверен Александр Коновалов, владелец экофермы «Коновалово» в Шаховском районе Подмосковья и горячий сторонник развития аграрного туризма. В последние годы уровень техногенных нагрузок и нагрузок на нервную систему городского человека так сильно вырос, что для восстановления душевного и физического здоровья необходимо хотя бы на пару дней отправиться в деревню, считает фермер. Сейчас около 60% туристов приезжают к нему на ферму именно на выходные. «Мне интересно на выходные съездить в глушь “на кемпинг” в одиночестве, так как за рабочую неделю в мегаполисе действительно устаешь, особенно зимой, когда климат холодный и организм слабеет», — признается аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян. Он говорит, что предпочтет дикую природу пляжу с шезлонгами.
А директор проекта Weekends.Travel Екатерина Гайдук считает, что альтернативу недельному пляжному отдыху вполне может составить насыщенная событиями трехдневная поездка в интересный город. «Для современных городских жителей тема поездок на выходные очень близка, ведь это прекрасный способ “перезарядить батарейки”», - объясняет Гайдук.
Полет нормальный
Интернет-агентство коротких событийных поездок Weekends.Travel запустили немногим более года назад несколько выпускников курса EMBA бизнес-школы Сколково под идеологическим руководством Вадима Зеленского, владельца компании Zelenski Corporate Travel Solutions, специализирующейся на бизнес-туризме. Желание жителей больших городов хоть ненадолго вырваться из повседневной рутины позволило команде единомышленников разглядеть свободную нишу на туристическом рынке, вспоминает Гайдук.
Несмотря на то что средняя продолжительность туров в России за прошедший год выросла с недели до восьми дней, популярность коротких поездок — на два-три дня — выросла двое, сейчас на нее приходится 21% от общего объема турпоездок, рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
Отечественные путешественники все чаще выбираются на уикенд за границу, отмечает директор по развитию российского рынка онлайн-системы поиска авиабилетов Skyscanner Татьяна Данилова. Этому, по ее мнению, способствует рост числа многократных шенгенских виз, выданных россиянам (посольство Финляндии, например, еще в 2011 году отрапортовало о выдаче более 1,2 млн таких виз и сделало прогноз о значительном росте выдачи в 2012-2013 годах), доступность прямых перелетов во многие европейские города и возможность найти бюджетные авиабилеты.
Активнее всего в выходные путешествуют жители Москвы и Санкт-Петербурга — во многом именно потому, что из аэропортов двух столиц можно легко и быстро переместиться практически в любую европейскую страну, считает Данилова.
В масштабах всей России столь легких на подъем путешественников оказалось не так много: процент запросов авиарейсов на выходные дни составляет лишь 1,38% от всех запросов в 2012 году и 1,47% — таковы данные по результатам февраля 2013 года, свидетельствует статистика Skyscanner.
Отдых по интересам
«Наша аудитория — современные люди, свободно говорящие на иностранных языках, их не интересуют такие традиционные компоненты турпакетов, как трансфер (быстрее и дешевле доехать на быстром поезде airport-express или на общественном транспорте); автобусные экскурсии с русскоговорящим гидом (все давно знают, что качество этих гидов оставляет желать лучшего, а экскурсию можно послушать на двухэтажных автобусах hop on-hop off, которые есть сейчас почти во всех городах Европы); завтрак, включенный в цену (не все едят полный завтрак с колбасой, яичницей и т. д., а кофе и круассан в кафе за углом будет стоить в 10 раз дешевле — все же взрослые люди давно понимают, что завтрак “включенный” в цену, на самом деле не является бесплатным)», — рассказывает про любителей туристических уикендов Екатерина Гайдук.
Учтя вкусы целевой аудитории, Weekends.Travel предлагает сейчас только один тип турпродукта — трехдневную поездку на двоих (потому что вдвоем путешествуют гораздо чаще, чем в одиночестве), с перелетом прямым рейсом (жаль тратить время на пересадки) и проживанием в дизайнерском отеле — деньги у клиентов ресурса есть, и за них они хотят получить яркие впечатления.
Для того чтобы впечатлений было больше, Weekends.Travel постоянно публикует подборки самых интересных событий каждого города, в который отправляет туристов, и рекомендации от русскоязычных резидентов и известных россиян. Предпочтение отдается местам, не известным массовым туристам, но отражающим дух страны и города, подчеркивает Гайдук. Она уверена, что команда Weekends.Travel в своих расчетах не ошиблась: сейчас ежемесячная аудитория ресурса превышает 150 000 человек, более 40 человек в неделю приобретают туры.
Больше всего клиентов интересуют такие признанные «иконы» туризма, как Амстердам, Лондон, Париж, Стамбул, рассказывает Гайдук. Но круг интересов неуклонно растет: увеличивается число желающих отправиться в поездку по городам соседних стран или России, например в Киев, Пермь или Ригу.
Сено с пузырьками
Сельские туристы получают больше эмоциональных и познавательных впечатлений, чем любители традиционного пляжного и музейного отдыха, парирует Коновалов. Кроме того, те, кто оставляет деньги в сельских отелях и музеях, решают важную экономическую задачу по развитию российской глубинки, убежден фермер.
В Псковской области большой популярностью пользуется деревня, где есть огромная баня вместимостью 30 человек — сюда приезжают даже иностранные туристы по дороге из Санкт-Петербурга в Москву, и по своей популярности этот туристический объект может конкурировать с национальными музеями, рассказывает Коновалов.
Жители Углича наперегонки создают частные музеи по самой разной тематике — от кукол до водки, — и сейчас таких мест в городе уже более тридцати.
В Ярославской области есть целые деревни, проводящие мастер-классы по различным народным промыслам, перечисляет Коновалов. «На нашей экоферме с успехом проходят занятия по приготовлению национальных блюд из натуральных продуктов и уроки для детей по фермерским работам, — продолжает он. — На мой взгляд, наиболее перспективными направлениями для агротуризма являются гастрономический, событийный и этнографический туризм, а также туры с обучением и мастер-классами».
Но для того чтобы привлечь горожанина в деревню, одного труда на свежем воздухе недостаточно. Нужен номер с европейским уровнем комфорта, сауна с джакузи, а рядом сеновал, сельские просторы и деревенские продукты, делится он секретом успеха.
Путешествуем дома
Краткосрочные поездки внутри России еще долго с большим отрывом будут оставаться на первом месте среди всех туров выходного дня, считает Евгений Юркевич, соучредитель и директор по развитию интернет-сервиса планирования путешествий Agenda. Для большей части населения страны уикенды в Европейском союзе пока еще недостижимая роскошь, объясняет он.
Но деньги не главное. «Самое большое препятствие в Европу — необходимость получать визу», — признает Юркевич.
По этой причине сегодня такой вид туризма больше всего востребован в странах Евросоюза с высоким уровнем жизни и развитой инфраструктурой — лоукост-авиаперевозчиками, скоростными поездами и автомагистралями. И отсутствием пограничных барьеров.
Уикенд с выездом: цифры и факты
Татьяна Данилова, директор по развитию российского рынка компании Skyscanner:
- У российских путешественников популярность поездок на выходные дни (три дня с пятницы по воскресенье) действительно растет: по сравнению с 2011 годом спрос на такие поездки вырос на 47%.
Как правило, для россиян самыми популярными направлениями для поездок на выходные являются европейские. К наиболее интересным для жителей России городам относятся Лондон, Париж, Рим, Барселона, Дублин, Мадрид, Амстердам, Прага, Вена, Копенгаген, Стокгольм, Стамбул, Берлин.
В 2012 году больше всего запросов было адресовано поиску билетов в такие страны, как Испания, Германия и Италия. Более чем в два раза повысился интерес к Чехии.
Довольно часто путешествуют на выходных самолетом испанцы (5%), швейцарцы (6%), люксембуржцы (7%), бельгийцы (5%). Однако необходимо принять во внимание, что в данном случае статистика не может быть абсолютно объективна, так как благодаря коротким расстояниям между государствами Евросоюза многие европейцы выбирают поезда и автомобили для внутренних переездов по зоне Шенгенского соглашения