Сокращение армии чиновников – одно из главных предвыборных обещаний российских политиков всех времен и первое, о чем вспоминают финансовые власти, когда речь заходит об экономии бюджета. Кудрин предлагает радикально сократить госаппарат - сразу на 30%!
Удастся ли на этом сэкономить?
По расчетам ЦСР, сейчас на государственное управление уходит 2,5% всех государственных расходов, или по 2844 рубля в год из кармана каждого гражданина. Простым перемножением на все население получается порядка 410 млрд рублей в год. По оценке первого замминистра финансов Татьяны Нестеренко – даже больше: более 500 млрд рублей уходит только на зарплату 1,1 млн бухгалтеров и финансистов, а всего управление государственными и муниципальными финансами обходится сейчас более чем в 850 млрд рублей в год. Много это или мало? Действительно ли бюрократический аппарат в России слишком раздут и сколько можно сэкономить на его сокращении?
В свое время радикальная оптимизация числа госслужащих всех уровней предполагалась в 2011–2013 годах. По указу президента Дмитрия Медведева, за это время их должно было стать меньше на 20%.
В действительности, по данным Росстата, с 2010 по 2013 год численность чиновников всех трех ветвей власти в расчете на тысячу жителей страны изменилась с 11,5 лишь до 10,8. После чего она резко выросла до 15,4 – это рекордный показатель за всю историю. Сюда входят работники федеральных и региональных органов власти, включая депутатов и их помощников, служащих министерств и агентств, суда и прокуратуры, надзорных ведомств.
Сама по себе цифра 14–15 чиновников на тысячу человек, по мировым меркам, кажется большой. Например, в Великобритании в 2016 году на тысячу человек приходилось 6,5 госслужащего, а в Канаде – 7,2. С другой стороны, по более общему показателю, которым оперируют международные организации, а именно по доле занятых в госсекторе, включая бюджетников, Россия находится примерно на том же уровне, что и Норвегия, Швеция или Латвия, – около 30%.
И все же государственный аппарат в России чрезмерно велик, и пространство для его оптимизации есть, считают эксперты по рынку труда из РАНХиГС Елена Добролюбова и Олег Александров.
По заказу правительства в 2015 году они попытались разобраться, на что конкретно уходит время сотрудников разных органов власти, и обнаружили: основной деятельностью своих подразделений, то есть предоставлением госуслуг и исполнением программ, заняты не более 30% служащих министерств, менее 50% работников федеральных служб и лишь 16% персонала агентств. При этом от трети до двух третей всего времени эти чиновники тратили на контрольно-надзорную и вспомогательную работу, формально не входящую в их обязанности. «Это прямо противоречит идеологии разделения правотворческой и правоприменительной функций в государственном управлении», – пришли к выводу эксперты.
Реформа госаппарата по версии ЦСР ставит целью, чтобы не менее половины его служащих непосредственно участвовали в текущей работе над проектами, а 20% были заняты поручениями, поступающими сверх этого. По расчетам команды Алексея Кудрина, кадровая оптимизация позволит снизить расходы на содержание служащих с упомянутых 2844 до 1990 рублей в год – в первую очередь за счет сокращения избыточных ставок.
Велики ли эти ставки?
На первый взгляд – да. В конце мая Росстат опубликовал данные о зарплатах в органах госуправления и численности их сотрудников в 2016 году. Чиновников федерального уровня в России оказалось 38 тысяч, а их средняя зарплата – 115 тысяч рублей в месяц: от 228 тысяч в аппарате правительства до 80–140 тысяч в министерствах. Но важно иметь в виду, что региональных и муниципальных госслужащих почти в 30 раз больше, 992 тысячи. И их средние зарплаты уже значительно ниже – 35–67 тысяч рублей. Очевидно, что именно на этом уровне реформа подразумевает основные сокращения с одновременным переходом на цифровые технологии и электронный оборот. Непонятно только, как в ближайшие годы их смогут освоить сотни тысяч человек на местах, которые привыкли основную часть рабочего времени тратить на волокиту.
Источник!