Пишут "Ведомости":
Алевтина Юдаева никогда особенно не мечтала стать владелицей отеля. Поэтому к моменту покупки франшизы Holiday Inn уже имела богатый опыт ведения различных бизнесов. В начале 90-х Юдаева вместе с мужем, Павлом Масленниковым, учредила группу компаний «Азия», которая за эти годы занималась и бартерными сделками, и торговлей продуктами питания, и нефтепродуктами, и девелоперскими проектами. Были у Юдаевой даже собственный магазин одежды и ателье на заре перестройки, а позже и один из первых челябинских салонов красоты.
«Когда в 90-е стало можно заниматься бизнесом, я была уверена, что в предпринимательство уйдут все. Это же так просто и интересно», — говорит Юдаева, которая с трудом высидела несколько лет в скучном планово-экономическом отделе завода, куда попала по распределению после института.
Однако роль владелицы собственного отеля оказалась точным попаданием в амплуа героини. «Я по жизни хозяйка. У меня большая семья, четверо детей, я люблю готовить, и для меня никогда не было проблемой со всем этим хозяйством управиться и еще вести бизнес», — улыбается Юдаева.
Идея пивзавода провалилась
Идти в отельный бизнес предприниматели не собирались. Все получилось спонтанно. После кризиса 1998 г. в Челябинске было много заброшенных недостроенных объектов, запланированных под магазины или аптеки. Юдаева с мужем выкупили один не в самой центральной на тот момент части города, на Университетской набережной. Любители русской бани, супруги решили открыть в одном из недостроев клуб-саун, где были бы представлены традиции банной культуры разных народов. Клуб-саун «Авокадо» был открыт в 2003 г. Оставалось придумать, что же делать со второй частью купленных площадей.
«Участок с недостроенным нежилым зданием мы приобрели в 2003 г. за 12,5 млн руб., — рассказывает Юдаева. — В то время площадь недостроя составляла около 2000 кв. м, так что более 4000 кв. м пришлось достраивать».
Была у предпринимателей идея открыть вдобавок к саунам свой пивоваренный заводик. Но после консультаций с приглашенным экспертом, одним из наследников пивного бренда «Бавария», от идеи отказались.
«Мы поняли, что идея хорошего пивоваренного завода в Челябинске утопична. Хорошо, что все наши затраты ограничились гонораром эксперта в 2000 евро», — улыбается бизнес-леди.
Так постепенно, перебирая идею за идеей, Юдаева остановилась на отеле.
«Проехавшись по Европе, мы внимательно присматривались к отелям в Голландии, Германии, общались с владельцами и консультантами, и я поняла: чтобы выделиться, нам нужно привезти в город международный бренд и стандарты, а не изобретать велосипед», — рассказывает Юдаева начало длинной эпопеи.
Предприниматели стали просчитывать различные варианты. Отель получался небольшим — на 54 номера. Уже готовая коробка здания не позволяла расширяться. На соседнем участке Юдаева планировала построить второй корпус, но, несмотря на выигранные суды и документацию, разрешения на строительство за 9 лет так и не удалось получить.
Первой компанией, в которую Юдаева приехала на переговоры о покупке франшизы, была InterContinental Hotels Group. От начала переговорного процесса до подписания соглашения прошло 3,5 года. Британцы не планировали на тот момент выходить за пределы Москвы и Петербурга, а в дальнейшем хотели развивать сеть в регионах волнообразно. Сначала удалиться от Москвы на 500 км, потом на 1000. Челябинск казался им совершенно непонятным регионом, идти в который и рисковать брендом они, по словам Юдаевой, не хотели.
Есть ли жизнь за Уралом
Но настойчивость и убежденность в успехе дела победили. Соглашение было подписано.
Общий объем инвестиций в отель Юдаева оценивает в 270 млн руб. Собственные средства составили 40% от стоимости проекта, остальные — кредит.
«Франшиза иностранного гостиничного оператора приобреталась на территории Челябинской области впервые, — рассказывает хозяйка отеля. — Велика была вероятность допустить существенные ошибки при согласовании условий договора, но интуиция помогла. В результате мы получили первый международный отель в регионе: уникальный опыт, профессиональные стандарты деятельности, доступ к глобальным системам бронирования и гарантированный поток иностранных туристов. А франчайзер получил 20-летний контракт, роялти и расширение сети».
По словам Юдаевой, она чувствует себя очень комфортно, хотя в прошлом году в городе появился 5-звездочный «Видгоф», а в скором времени еще откроется и 5-звездочный отель сети «Рэдиссон»: «Нас конкуренция не пугает. Я знаю наш регион. Формат “5 звезд” не будет здесь активно востребован».
Юдаева объясняет это тем, что основные гости челябинских отелей — командированные. А компании всегда ограничивают лимит оплаты проживания сотрудников.
«Действительно, на долю делового туризма приходится 80-90% всех прибывающих в город. В перспективе можно ожидать увеличения доли рекреационного туризма», — считает Наталия Чистякова, директор по развитию департамента консалтинга GVA Sawyer.
Бум на гостиничном рынке Челябинска Юдаева связывает с тем, что в городе стали проходить события международного масштаба, появилась большая ледовая арена, работают крупные международные компании. Часто командированные живут в их отеле по несколько недель и даже месяцев. «Номерного фонда не хватает. Много старых советских отелей. А они высоким требованиям не соответствуют», — считает Юдаева.
«Обеспеченность гостиничными номерами Челябинска составляет всего 1,7 номера на 1000 жителей», — говорит Чистякова. (В России показатели примерно в 3-4 раза ниже, чем средние показатели обеспеченности гостиницами в Европе, и в несколько раз ниже, чем в финансовых и туристических центрах. Так, в Париже обеспеченность гостиницами — около 8 номеров на 1000 жителей, в Лондоне — 12 номеров на 1000 жителей.)
В Челябинске совокупный объем предложений — около 2000 номеров, из которых на долю гостиниц «3 звезды» и ниже приходится 77%. В городе присутствует лишь два профессиональных оператора — Heliopark Group (гостиница расположена в поселке Смолино — «Heliopark Смолино», 61 номер) и InterContinental Hotels Group (гостиница Holiday Inn Chelyabinsk-Riverside — 54 номера). В качественном предложении города только один объект, вместимость которого превышает 200 номеров, — гостиница «Малахит» («3 звезды», 408 номеров). В наибольшем количестве объектов качественного предложения номерной фонд находится в пределах 100-250 номеров.
В группе компаний «Бовид», которая управляет четырьмя отелями в Челябинске, включая «Видгоф», от комментариев отказались.
Не быстрые деньги
Гостиничный бизнес — это бизнес не для тех, кто ищет быстрого возврата вложенных средств, уверяет Юдаева. Средний срок окупаемости успешных гостиничных проектов, по ее словам, составляет 10 лет. А рентабельность относительно других отраслей экономики достаточно низкая.
«Приобретая отели в регионах, мы рассчитываем на возврат инвестиций за 7-8 лет. В Москве и Петербурге этот срок выше из-за высоких цен на недвижимость. Хотя, конечно, среднегодовая загрузка в регионах сильно уступает московской, но и затраты значительно меньше», — рассказывает об особенностях регионального отельного бизнеса Елена Марченко, руководитель департамента управления доходами УК «Амакс» (сеть отелей Amaks Hotels & Resorts, более 20 гостиниц в России и Белоруссии).
Рентабельность бизнеса в крупных региональных центрах находится на уровне московской, а зачастую и превышает ее, считает Марченко. Однако неразвитость инфраструктуры в регионах и, как результат, ограниченный поток российских и иностранных туристов и постоянно дорожающие авиа- и ж/д билеты не способствуют развитию внутреннего туризма.
«В 2012 г. мы ожидаем рост выручки отеля чуть более 5% по сравнению с 2011 г., что составит 123 млн руб. против 117 млн в прошлом году», — говорит о финансовых показателях Юдаева. Средняя заполняемость в Holiday Inn, по словам Юдаевой, около 60%.
В крупных региональных центрах среднегодовая загрузка в отелях сети Amaks составляет 50-61%. Но говорить просто о загрузке не совсем корректно, так как важно учитывать, по какому среднему тарифу продается отель, уточняет Марченко.
Чтобы выровнять сезонный провал, Юдаева почти с первого дня стала активно предлагать горожанам различные услуги. В отеле работает танцевальная студия, открытая по франшизе GallaDance, фитнес-центр, спа-салон, услугами которых активно пользуются именно местные жители.
«Культура провинции и Москвы сильно отличается. В столице никому в голову не придет поехать на обед домой. А здесь это в порядке нормы», — констатирует Юдаева, которая активно приучает челябинцев и к ресторанной культуре. К примеру, проводит воскресные бранчи.
Персонал для Сочи
Надежду на строительство второго корпуса Юдаева уже потеряла. А вместе с ней — интерес к активной бизнес-деятельности в Челябинске. Сейчас она с мужем все больше времени проводит в Сочи. В Челябинске они учредили компанию «Русский дом», которая оказывает услуги по подготовке персонала для гостиниц и управлению гостиничными комплексами. «Мы взяли в управление большой гостиничный комплекс на 700 номеров — Bridge Resort в Имеретинской долине, строительство которого к лету должно завершиться, — рассказывает Юдаева. — Выстраиваем весь технологический процесс, ведь для Сочи самая большая проблема — кадры. Будем набирать и обучать их в Ростовской области и привозить с Урала». Часть персонала для нового отеля Юдаева обкатывает в челябинском Holiday Inn. Для нового отеля к олимпийскому сезону ей предстоит подготовить 680 человек. Продавать отель в Челябинске Юдаева не планирует.
«Челябинск — это город-миллионник с развитой промышленностью и высоким экономическим потенциалом. Для нас представляют интерес именно такие бизнес-ориентированные города с хорошо развитой коммерческой инфраструктурой, — говорит Даррен Бланчард, старший директор по развитию бизнеса компании Rezidor, которая в конце 2013 г. откроет 5-звездочный отель «Radisson Blu Челябинск» на 211 номеров.
Опасений в низкой заполняемости номеров из-за высоких цен у Rezidor нет.