Конец года - прекрасный повод еще раз проанализировать ряд моментов по рынку туризма и курортной сферы и я посвящу этим вопросам целый ряд публикаций в ближайшее время. Сегодня напомню о некоторых моментах по загрузке в сезон по отелям высокой ценовой категории Имеретинки и горного кластера. Вот что писал "КоммерсантЪ" по этому поводу еще в сентябре:
Отельеры отпугнули туристов
Высокие тарифы и непогода испортили летний отдых
Агрессивная ценовая политика, развернутая летом российскими отельерами, лишила их части клиентов, пришли к выводу аналитики JLL. Так, в прибрежной части Сочи по итогам сезона загрузка отелей сократилась на 11 процентных пунктов, впервые уступив показателям горного кластера, традиционно пользующегося спросом лишь зимой.
Загрузка гостиниц в прибрежном кластере Сочи по итогам трех летних месяцев сократилась до 57%.
Такие выводы в своем исследовании делает компания JLL. По данным консультантов, это падение произошло на фоне роста среднего тарифа (ADR) на 3%, до 12,3 тыс. руб. Доходность на номер (RevPAR) в прибрежном кластере по итогам лета снизилась на 14%, до 7 тыс. руб.
В JLL снижение интереса к прибрежным отелям Сочи связывают с установившейся в первой половине лета холодной погодой и ростом конкуренции со стороны зарубежных направлений. Похожие данные и у отельеров. Региональный директор Accor в России, Грузии и СНГ Алексис Деларофф говорит, что результаты сети соответствуют данным консультантов. «В 2016 году отмечался сильный рост спроса на отели в прибрежном кластере, в результате в начале летнего сезона тариф на размещение сильно увеличился, а оперативно его снизить не так просто»,— объясняет он.
Господин Деларофф рассчитывает, что в дальнейшем падение будет отыгрываться за счет маркетинговых акций и дополнительного спроса в осенний период. «Большинство отельеров не учло изменившуюся политическую ситуацию и не смогло выработать правильный маркетинговый план на сезон, что и не позволило выдержать конкуренцию с тем же турецким предложением»,— соглашается с доводами партнер DND Management Дмитрий Макаров. По его мнению, в будущем российским отельерам придется учитывать влияние на загрузку не только внутренних, но и внешних факторов.
Спад операционных показателей отелей прибрежной части Сочи произошел на фоне их роста в горном кластере. По данным JLL, по итогам лета загрузка качественных отелей здесь выросла на четыре процентных пункта — до 64%. При этом ADR снизился на 0,6%, до 2,8 тыс. руб., а RevPAR показала рост на 5%, до 1,8 тыс. руб. Татьяна Белова связывает это с невысокими относительно высокого сезона ценами на размещение. Вторым фактором, по ее словам, стала работа отельеров по организации множества досуговых программ непосредственно в горном кластере и запуск шаттла до побережья.
Позволю себе напомнить о том, что еще в середине лета, в начале июля, "КоммерсантЪ" поднимал темы падения спроса на туристические поездки и фиксировал не только обвал туроператорского рынка, но и реальные продажи туров по себестоимости и даже демпинг. Вот что писали журналисты издания:
Туроператоры сворачивают Россию
Их программы сократились из-за низкого спроса
Снижение интереса организованных туристов к России вынуждает туроператоров и отельеров корректировать заявленные цены и объемы продаж. По оценкам участников рынка, до 30% туров на внутренние курорты сейчас продаются по себестоимости, а общий объем предложения по итогам сезона сократится на 20%.
Продолжающееся резкое снижение спроса на внутренние направления вынудило туроператоров скорректировать свои летние программы. Как рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе, в среднем крупные участники рынка реализуют этим летом на 20% меньше туров по внутренним направлениям, чем годом ранее.
По словам представителя компании «Библио-глобус» Игоря Антонова, многие туроператоры уже приняли решение о сокращении или полном сворачивании своих программ по России на фоне низкого спроса. «Но в нашем случае речь идет пока только о снижении себестоимости: в управлении компании находятся отели, мы в любом случае будем их заполнять»,— объясняет он.
Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин указывает, что в среднем спрос на российские курорты в этом году сократился на 25%.
По его словам, сейчас реализовано 70% пакетов из летней программы, годом ранее это произошло на месяц раньше. «Изначально мы связывали падение с плохой погодой, но сейчас очевидно, что речь идет об экономических факторах: возможно, некоторые туристы приняли решение в этом году в принципе воздержаться от летнего отдыха»,— рассуждает господин Ромашкин. По его словам, низкий спрос значительно скорректировал цены: 20–30% туров сейчас продаются по себестоимости.
«В некоторых случаях мы вынуждены сокращать цены за счет собственной комиссии в размере 15–20%, которую мы получаем от отелей»,— объясняет господин Ромашкин. Он обращает внимание также на появление на рынке первых случаев демпинга, которые раньше были характерны лишь для выездного сегмента.