К концу сентября я традиционно изучаю итоги прошедшего (и пока еще продолжающегося летнего сезона), и вот что в целом у нас по Сочи вырисовывается - у сетевых отелей, работающих под международными брендами есть провал в сравнении с прошлым годом, а небольшие местные отели и ряд независимых объектов, способных на гибкую ценовую политику, показывают прирост даже по отношению к крайне успешному 2016 году.
При этом некоторые весьма приличные мини-отели в том же Лоо выросли по выручке на 50% к показателям прошлого года!
Вот что пишет "Ъ" в своей статье "Отельеры отпугнули туристов" от 26.09.2017
Высокие тарифы и непогода испортили летний отдых
Агрессивная ценовая политика, развернутая летом российскими отельерами, лишила их части клиентов, пришли к выводу аналитики JLL. Так, в прибрежной части Сочи по итогам сезона загрузка отелей сократилась на 11%, впервые уступив показателям горного кластера, традиционно пользующегося спросом лишь зимой. В целом загрузка подобных отелей (сетевые бренды) составила всего 57%!
Такие выводы в своем исследовании делает компания JLL. По данным консультантов, это падение произошло на фоне роста среднего тарифа (ADR) на 3%, до 12,3 тыс. руб. Доходность на номер (RevPAR) в прибрежном кластере по итогам лета снизилась на 14%, до 7 тыс. руб. Аналогичные расчеты и у других консультантов. Руководитель гостиничного направления CBRE Татьяна Белова добавляет, что наиболее заметным падение загрузки в прибрежном кластере оказалось в июле этого года — 13% по сравнению с тем же месяцем 2016 года. В августе аналогичный спад составил 9%, добавляет она.
В JLL снижение интереса к прибрежным отелям Сочи связывают с установившейся в первой половине лета холодной погодой и ростом конкуренции со стороны зарубежных направлений. «Этим летом многие действительно предпочли зарубежные курорты»,— соглашается Татьяна Белова. Похожие данные и у отельеров. Региональный директор Accor в России, Грузии и СНГ Алексис Деларофф говорит, что результаты сети соответствуют данным консультантов. «В 2016 году отмечался сильный рост спроса на отели в прибрежном кластере, в результате в начале летнего сезона тариф на размещение сильно увеличился, а оперативно его снизить не так просто»,— объясняет он.
Господин Деларофф рассчитывает, что в дальнейшем падение будет отыгрываться за счет маркетинговых акций и дополнительного спроса в осенний период. «Большинство отельеров не учло изменившуюся политическую ситуацию и не смогло выработать правильный маркетинговый план на сезон, что и не позволило выдержать конкуренцию с тем же турецким предложением»,— соглашается с доводами партнер DND Management Дмитрий Макаров. По его мнению, в будущем российским отельерам придется учитывать влияние на загрузку не только внутренних, но и внешних факторов.
Спад операционных показателей отелей прибрежной части Сочи произошел на фоне их роста в горном кластере. По данным JLL, по итогам лета загрузка качественных отелей здесь выросла на четыре процентных пункта — до 64%. При этом ADR снизился на 0,6%, до 2,8 тыс. руб., а RevPAR показала рост на 5%, до 1,8 тыс. руб. Татьяна Белова связывает это с невысокими относительно высокого сезона ценами на размещение. Вторым фактором, по ее словам, стала работа отельеров по организации множества досуговых программ непосредственно в горном кластере и запуск шаттла до побережья. Выводы аналитиков гостиничного рынка совпадают с доводами туроператоров, которые на протяжении всего летнего сезона указывали на резкий отток туристов с российских курортов на фоне высоких цен на размещение (см. “Ъ” от 6 сентября).
А вот какие показатели были у отелей в Подмосковье!
Сильное влияние на спрос агрессивной ценовой политики хорошо видно также на примере отелей Подмосковья. По расчетам JLL, в июне их загрузка выросла на три процентных пункта относительно аналогичного периода прошлого года. Но уже в июле на фоне увеличения тарифа на 9% этот показатель начал снижаться. В итоге в августе заполняемость подмосковных гостиниц снизилась на 8%, а RevPAR упала на рекордные 16%. Средняя загрузка отелей Подмосковья по итогам летнего сезона составила 58% — на три процентных пункта ниже, чем годом ранее. RevPAR за аналогичный период потеряла 6% (сократившись до 3,2 тыс. руб.), ADR — 1% (до 5,55 тыс. руб.).
Александра Мерцалова