В 1944 году в США издали учебник по саботажу. Там много интересного (владеющим английским языком советую прочитать), но меня особенно заинтересовала часть, посвященная менеджерам (раздел 11, с. 28-32):
Организация и конференции
1. Настаивайте на том, чтобы делать всё через "каналы" (мое примечание: в современной терминологии – процессы). Никогда не допускайте упрощения или сокращения путей принятия решений.
2. Произносите "речи" (мое примечание: в современной технологии – презентации). Делайте их так часто, как возможно, и как можно длиннее. Иллюстрируйте отдельные положения длинными анекдотами и историями из личного опыта. Никогда не стесняйтесь высказывать патриотические комментарии.
3. По возможности, направляйте все вопросы в комитеты (мое примечание: на рабочие группы и совещания) для дальнейшего изучения и рассмотрения. Комитеты должны быть как можно более многочисленными – не менее пяти членов.
4. Поднимайте вопросы, не имеющие отношения к делу, как можно чаще.
5. Настаивайте на точности терминологии во всех случаях коммуникации, резюме, резолюций.
6. Возвращайтесь к вопросам, по которым уже были приняты решения на предыдущих совещаниях, и старайтесь возобновить дискуссию о применимости принятого решения.
7. Призывайте к осторожности. Будьте рациональны и призывайте других участников совещания к рациональности, чтобы избегать спешки, которая может првести к сложностям или проблемам в дальнейшем.
8. Высказывайте обеспокоенность корректностью любого решения – поднимайте вопрос о том, лежит ли предлагаемое действие в границах полномочий рабочей группы или не вызовет ли оно конфликта с политикой более высоких эшелонов управления.
Менеджеры и руководители
1. Требуйте распоряжений в письменном виде.
2. Понимайте распоряжения неправильно. Задавайте бесконечные уточняющие вопросы или вступайте в длительную переписку по поводу распоряжений. При малейшей возможности придирайтесь к формулировкам и содержанию.
3. Делайте все возможное, чтобы затянуть выполнение распоряжений или поставку заказов. Даже если часть заказанных изделий уже готова, не отправляйте поставку, пока она не будет готова полностью.
4. Не заказывайте новые материалы и комплектующие, пока имеющийся запас не будет практически исчерпан, чтобы малейшая задержка в их поставке вызвала остановку процесса.
5. Заказывайте высококачественные материалы и комплектующие, которые сложно получить. Если вы не получили их – выставляйте претензию. Предупреждайте руководство, что некачественные материалы и комплектующие не позволят выполнить качественную работу.
6. Назначая задачи исполнителям, в первую очередь распределяйте неважные работы. Следите за тем, чтобы наиболее важные работы поручались неэффективным исполнителям с недостаточными ресурсами.
7. Настаивайте на высококачественном исполнении неважных работ; возвращайте их на доработку при малейшем замечании. Принимайте выполненные с дефектами работы, если дефекты не заметны с первого взгляда.
8. Делайте ошибки в распределении ресурсов, чтобы они направлялись не туда, где в них есть потребность.
9. При обучении новых сотрудников давайте им неполные или вводящие в заблуждение инструкции.
10. Ведите себя вежливо и уважительно с неэффективными сотрудниками, давайте им несправедливые и незаслуженные поощрения. Дискриминируйте эффективных сотрудников, высказывайте несправедливые претензии к их работе.
11. Проводите как можно больше совещаний, когда нужно быстро сделать критически важную работу.
12. Придумывайте как можно больше документов для составления или заполнения, если это можно сделать правдоподобно. Ведите дублирующийся документооборот.
13. Увеличивайте количество процедур, допусков, резолюций при выпуске распоряжений, платежах и т.п. Следите, чтобы окончательное решение требовало не менее трех подписей, где достаточно одной.
14. Применяйте все процедуры и регламенты буквально до последней точки.
Офисные сотрудники
1. Делайте многочисленные ошибки, заполняя формы. Путайте похожие названия. Используйте неверные адреса.
2. Затягивайте переписку с государственными инстанциями.
3. Путайте дела, когда подшиваете важные документы.
4. Копируя документы, делайте меньше экземпляров, чем нужно, чтобы приходилось повторно выполнять операцию.
5. Принимая телефонный звонок для шефа, говорите, что он занят или разговаривает по другому телефону.
6. Придерживайте отправляемые документы, пока их не соберется достаточно много для отправки пакетом.
7. Распространяйте беспокоящие слухи, которые выглядят как инсайдерская информация.
Сотрудники и рабочие
1. Работайте МЕДЛЕННО. Выдумывайте способы увеличивать количество операций, нужных, чтобы выполнить вашу работу.
2. Прерывайте работу как можно чаще. Например, делайте все измерения дважды. Уходя в туалет, задерживайтесь там на большее время, чем необходимо. Забывайте инструменты, чтобы иметь предлог вернуться за ними.
3. Даже если вы понимаете язык, делайте вид, что не понимаете указания, которые на нем даются.
4. Притворяйтесь, что плохо понимаете указания и распоряжения, и просите повторить. Или же делайте вид, что озабочены качеством работы, и засыпайте руководителя ненужными вопросами и уточнениями.
5. Делайте вашу работу плохо, ссылаясь на плохое качество инструментов, приспособлений, недостаток ресурсов и т.п. Жалуйтесь, что это не дает вам проявить себя и выполнить работу на "отлично".
6. Никогда не делитесь вашими знаниями и навыками с новыми или менее подготовленными работниками.
7. Запутывайте администрацию любым возможным способом. Заполняйте формы невнятно, чтобы их нельзя было использовать. Делайте в них ошибки или пропуски.
8. По возможности, организуйте (или присоединитесь) группу, представляющую руководству проблемы исполнителей. Проследите, чтобы соответствующие прроцедуры были как можно более неудобными для руководства, требовали присутствия как можно большего количества исполнителей на каждом совещании, вызывали необходимость как можно большего количества совещаний по каждому поводу, включали обсуждение вымышленных проблем и т.п.
9. Направляйте материалы и информацию по неверным маршрутам.
10. Смешивайте годные части с негодными или забракованными.
Общие методы снижения мотивации и создания путаницы
а). Если вас о чем-то спросили, давайте длинные и бестолковые пояснения.
б). Сообщайте о вымышленных нарушениях безопасности.
в). Делайте глупости.
г). Будьте настолько раздражительными и вздорными, насколько это возможно без последствий.
д). Делайте вид, что не понимаете любые правила и регламенты в отношении распределения ресурсов, маршрутизации и т.п.
е). Жалуйтесь на неаутентичные материалы.
ж). Плачьте и всхлипывайте истерически в присутствии правительственных чиновников.
з). Не сотрудничайте в ходе мероприятий по разрешению кризиса.
На месте руководителя любой организации я бы сделал две вещи:
1). Посмотрел бы, что из этого в моей организации есть.
2). Распечатал бы все эти пункты под заголовком "ПРАВИЛА САБОТАЖА" и развесил бы в офисе.
Источник!