Как на днях сообщили в своем докладе эксперты ООН, численность россиян к 2100 году при неблагоприятном раскладе уменьшится вдвое — с 147 до 77,18 млн человек.
Похоже, период эйфории позади: как бы ни была широка вилка прогнозов, какие бы споры они ни вызывали, мы стоим на пороге нового спада рождаемости, и это далеко не единственная демографическая неприятность, которая нас поджидает. Чтобы выяснить, как объясняют столь резкую смену вектора отечественные демографы и какой из прогнозов, обозначенных экспертами ООН, с их точки зрения наиболее вероятен, "Огонек" обратился к доценту кафедры демографии Института демографии НИУ ВШЭ Владимиру Козлову.
...
— Где, по-вашему, на сегодня самое "тонкое место" в российской демографической "ткани"? Чего следует опасаться в первую очередь?
— Нам грозит не убыль населения, а его старение. Причем самое плохое, что мы к этому не готовы. Уже несколько лет власть и общество муссируют тему повышения пенсионного возраста до 60-65 лет, а воз и ныне там. Проблема в том, что мы уже опоздали, делать это надо было раньше. Росстат дает цифру в 700-800 тысяч новых пенсионеров ежегодно при нынешних границах пенсионного возраста (55-60 лет). Если даже до конца этого года принять решение по увеличению пенсионного возраста, то достижение новой границы в 60-65 лет потребует времени, и весьма существенного. Нельзя взять и отодвинуть пенсионный возраст с 1 января, например, на 5 лет сразу. Иначе нередки станут случаи, когда люди, рожденные 30 декабря одного года, и, например, 2 января следующего, будут выходить на пенсию с разницей в 5 лет. Так что если сразу после президентских выборов, например, начать повышать пенсионный возраст по месяцу — три за раз, то искомые пенсионные 60-65 лет получим примерно к 2030-му. А это уже проблема...
— Почему?
— К этому времени старение населения замедлится, но рубеж пенсионного возраста — несмотря на его повышение — многочисленное послевоенное поколение уже перешагнет. Иными словами, даже повышение пенсионного возраста к тому времени уже ничего не решит с точки зрения экономики, сохранения баланса между трудоспособным населением и пенсионерами и т.д.
— Но в России пенсионеры традиционно работают. Это не спасет положение?
— Массово, но до определенного возраста. Половина пенсионерок у нас работает до 60 лет: перейдя на седьмой десяток, они начинают с рынка труда выбывать: среди женщин 60-72 года работают порядка 19 процентов.
Что касается мужчин, то до 65 лет они тоже демонстрируют относительно неплохую занятость, но потом число занятых среди них также снижается. В конечном итоге в возрастной группе 60-72 года работают чуть больше 28 процентов мужчин. И заметьте: речь, как правило, о людях высокообразованных — преподавателях, врачах, а также о военных, которые рано выходят на пенсию.
Из всего этого следует, что работающие пенсионеры ситуацию не спасут, потому что представители самых многочисленных поколений к 2030 году уже выйдут за пределы 70-летнего возраста. Грядет старение населения, а это значит, что нужно менять всю систему здравоохранения с ориентацией на лечение хронических, развивающихся с возрастом заболеваний и даже в конечном счете переориентировать экономику. Россия, кстати, не исключение: старение населения — это ахиллесова пята для всех развитых стран.
В нашем случае можно надеяться, что ситуация начнет понемногу улучшаться с середины 2020-х, когда по статистике темпы сокращения трудоспособного населения уменьшатся. Однако пожилого населения в стране к этому времени накопится очень много, это создаст ряд принципиально новых проблем и потребует серьезных решений на всех уровнях.
Источник!