На этой неделе из жизни ушел потрясающий человек. Бросивший все в свое время ради серфинга и антропологии, а потом ставший первым в мире человеком, кому удалось воссоздать древнее полинезийское каноэ и без навигационных приборов проплыть на нем сотни километров по Тихому океану... Бен Финни. Мировая легенда.
«Подняв паруса, вы больше не принадлежите земле. Теперь ваша земля – море».
Каупена Вонг, кахуна - верховный жрец острова Мауи.
А колдуны против!
Всем хотелось славы. Каждому! Чтобы именно к нему пришли, поклонились и попросили, и тогда, может быть, он, кахуна из кахун, смилостивится, наречет ваа каулуа именем и отправит в дальнее плавание по пути предков. Но каноэ было одно, а их было слишком много на Гавайях – местных жрецов, и славы на всех не хватило.
Задним умом, которым все сильны, организаторы экспедиции поняли, что надо было действовать тоньше, деликатнее, хотя они и так постарались сгладить все углы. Но кто же знал, что ревнители древней веры так мелочны и тщеславны, что каждый мнит себя величайшим из великих.
- Что же, мы у каждого должны были благословения спрашивать? – в сердцах воскликнул Бен Финни.
Его товарищ Херб Каваинуи Кане осуждающе покачал головой. Эти американцы такие экспансивны. Даже если они профессора Гавайского университета…
- Неделя, другая – и страсти улягутся, - заверил он. – По большому счету упрекнуть нас не в чем.
Конечно, Кане был прав, и Финни это понимал. Но было обидно. Столько преград, столько сил и средств потрачено, а сейчас рабочие без конца толкуют о проклятии, которое коснется каждого, кто занимается достройкой каноэ, и тем более всякого, кто рискнет выйти на нем в море. Некоторые гавайцы уже покинули лагерь, а оставшиеся нацепили повязки из листьев, якобы защищающие человека от сил зла. Они и катамаран украсили гирляндами и венками. Слов нет, выглядит эффектно, если не знать подоплеки.
- Колдуны считают, что на борту ваа каулуа нет места белому человеку, - буркнул Финни. – Мы для них угнетатели, колонизаторы. Так?
- Не для всех, - усмехнулся Кане. - Я ведь гаваец, не забыл? И хоть я не кахуна, но мое слово кое-что значит.
Это тоже была правда. Во многом благодаря энергии Кане, моряка, художника и антрополога, они были здесь, в бухте Куалоа на острове Оаху, а перед ними была она – «Хокулеа».
Впрочем, сейчас уже трудно было сказать, кто первым высказал эту, казавшуюся безумной идею: построить двухкорпусное каноэ – по образцу древних гавайских ваа каулуа. Но, раз появившись, идея не растворилась в словопрениях, как нередко бывает в научной среде. Это ради нее Кане, Бен Финни, другие энтузиасты создали Полинезийское общество путешествий, приступившее сначала к поиску спонсоров, а потом занявшееся непосредственным воплощением идеи в жизнь.
По образцу… Если бы у них был этот образец!
Увы, во всей Полинезии не сохранилось ни одного древнего двойного каноэ. Все, что имелось, это рисунки, сделанные первыми европейцами, посетившими Гавайи вслед за открывшим архипелаг в 1778 году Джеймсом Куком. Плюс наскальное изображение, не так давно найденное на острове Мауи. Плюс легенды, хотя в них описания ваа каулуа сильно разнились.
Тем не менее, изыскания ученых позволили вывести «среднее арифметическое», а следом создать и чертежи каноэ. Предполагалось строить его с соблюдением всех обрядов. В частности, ритуал требовал прежде засеять большое поле, чтобы было чем кормить строителей, и лишь после этого отправляться в лес на поиски подходящего дерева. Шли не с пустыми руками – духов леса надлежало задобрить красными перьями, тканями и циновками. Богатые дары оставлялись в чаще, откуда предстояло волоком тянуть к побережью исполинские стволы.
- Проклятые лесорубы! – возмущался Кане. – На наших островах не осталось ни одного стоящего дерева. Все какие-то недомерки.
Конечно, гаваец сгущал краски, однако на всем архипелаге действительно не нашлось деревьев, пригодных для изготовления двух 60-футовых корпусов. Чертежи пришлось срочно «модернизировать». Было решено строить ваа каулуа по современной технологии: со шпангоутами и продольным набором, с обшивкой из фибергласа и фанеры.
Еще ритуал требовал большое дело начинать с большого пира.
Рядом с лагерем был разведен огромный костер, на котором изжарили свинью. Но вся она строителям не досталась – лучшие куски были принесены в дар богу Тане, покровителю мореплавателей. Наутро мастера погрузили в море свои инструменты, чтобы они побыстрее «проснулись». Так поступали их предки, окуная в волны каменные топоры «лигоге». И приступили…
Получилось на загляденье. Длина ваа каулуа 70-х годов XX века составила 18 метров при ширине 4,5 метра. Расчетная грузоподъемность -11,3 тонны. Корпуса катамарана соединяла палуба-платформа с шалашом «хале», крытым листьями пандана. Две мачты, на которых будут подниматься большие треугольные паруса, дополняли «мускульные» движители – длинные весла «пагайе» с широкими лопастями. В разных местах каноэ были установлены фигурки богов – «тики». Резных божков было много. Возможно, на чей-то взгляд, даже чересчур, но Канне и Финни по здравому размышлению пришли к выводу, что море рыбой не испортишь.
Спуск на воду был назначен на 8 марта 1975 года. Верховный жрец Каупена Вонг обещал прибыть без опозданий.
Читать дальше!