Угрожает ли нокаут нашему турбизнесу от агрессивной маркетинговой политики турецких отельеров, - разбирался журнал "Эксперт. Урал".
Итоги раннего бронирования туров на летний туристический сезон в начале этого года подтверждают экспертные прогнозы: возвращение на рынок Турции значительно ослабит другие направления для отдыха — как зарубежные, так и внутрироссийские. Удивляет другое — с какой активностью, гибкостью и агрессивным маркетингом со стороны турецких отельеров пришлось столкнуться всем остальным конкурентам и нашим туроператорам.
Турецкий магнит
— В этом году на первое место по популярности среди уральских туристов вполне вероятно выйдет Турция, — считает исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев. — Это направление традиционно занимало лидирующую позицию в летний сезон, кроме последнего, когда было приостановлено сотрудничество в сфере туризма. В лучшие времена число туристов из Уральского федерального округа, посещавших Турцию, доходило до полумиллиона в год (примерно 50% от всего объема выездного туризма УрФО). Если исходить из сегодняшнего интереса туристов, объемов бронирования, заявленных программ из Екатеринбурга и других уральских городов, то в 2017 году будут такие же цифры.
Конечно, один из главных факторов востребованности Турции — эффект отложенного спроса со стороны россиян. Но за прошедший сезон турки зря время не теряли: надежды они связывают именно с нашими туристами. В тот же период (последние полтора года политической нестабильности в Турции и вокруг Турции) туристические потоки из Европы в эту страну сократились от 40 до 60%. В отличие от России Евросоюз не вводил искусственных ограничений на чартерные перевозки, тут причина в самих европейских туристах — их обуял страх. Такое психологическое состояние преодолевается годами.
Вот турки и взялись за россиян, чтобы восполнить пробел. В частности Турция предоставляет субсидии до 6 тыс. долларов туроператорам и чартеродержателям за каждый отправленный из России чартерный борт. Соответственно, снижается стоимость туров.
— Также стартовала программа раннего бронирования, в рамках которой турецкий гостиничный бизнес, чтобы гарантированно иметь заказы на лето, пошел на скидки 30 — 50%, — добавляет Михаил Мальцев. — Это существенно, в результате такой политики турки могут получить очень большую долю нашего рынка.
Среди челябинских туристов доля Антальи и окрестностей в общем объеме раннего бронирования меньше — около 25%, но и на Южном Урале отмечают чрезмерную активизацию турецкой стороны.
— Турецкие отельеры приезжали к нам с инфотурами, рассказывали и показывали, — сообщила руководитель Челябинской ассоциации туристических организаций Людмила Мосина. — К сожалению, такого качественного сервиса по отдыху с детьми мы не получим, наверное, ни в какой другой стране. Турки перестраиваются просто на ходу. Допустим, в мини-барах для детей уже предлагается молоко. Отдыхающим родителям можно воспользоваться услугами не просто няни или отдельного детского ресторана, они вообще могут на целый день оставить ребенка. Стоимость этих услуг вполне приемлема для наших туристов — 30 долларов в день.
И вы свободны, можете уехать на экскурсию. Отели дают юридически оформленный документ, чтобы родители не волновались за детей. Турки предусматривают все, клиентом очень дорожат, мы в этом отношении пока отстаем.
Внедрение комплекса грамотно разработанных мер привело к тому, что сегодня мы имеем предложения по качественному и супердешевому отдыху в Турции — от 10 тыс. рублей на человека (вылет из Екатеринбурга в начале мая на неделю).
В такую ценовую категорию не могут вписаться даже уральские турбазы.
Куда кинуть взор
На этом фоне другие зарубежные направления потускнели, хотя в прошлом году в силу отсутствия Турции значительный рост продаж на уральском рынке показали туры в Болгарию, Тунис, Грецию и Кипр.
— К сожалению, кроме Турции, новых туристических направлений из Уральского региона нет, — сетует Михаил Мальцев. — Я имею в виду новые обширные интересные программы. Из Кольцово восстанавливается регулярное авиасообщение с Израилем, вводится новый рейс на Сицилию, но это не может повлиять на общий туристический поток. Думаю, в этом году возрастет спрос на туры в Хорватию, которых давно не было из Екатеринбурга. Не исключаю, что появится чартерная программа, в том числе за счет отсутствующей Черногории (из-за ухудшения политических отношений между нашими странами) при сохранении у наших туристов интереса к Адриатике и республикам бывшей Югославии. Из стран ближнего зарубежья определенную конкуренцию может составить Грузия за счет черноморского побережья. В этой стране есть возможность комбинировать экскурсионные, гастрономические, религиозные туры и к этому добавлять еще и пляжный отдых. То есть там есть возможность отдыхать всей семьей. Грузия в прошлом году хорошо «отлетала» — и Тбилиси, и Батуми.
По мнению экспертов, на складывающуюся в 2017 году структуру туристического рынка существенное влияние может оказать только один фактор — открытие египетского направления. Египтяне, как и турки, терпят сегодня полный «игнор» со стороны европейских туристов и потому также готовы пойти на фантастическое снижение стоимости туров для россиян. Есть и еще одна причина ожидаемой дешевизны Египта. Михаил Мальцев:
— Ряд туроператоров до момента остановки авиасообщения с Египтом оставляли депозиты отелям. Эти деньги оказались фактически заморожены. У туроператоров будет большой соблазн их вернуть, в том числе за счет низкой цены египетских туров для российского туриста. Поэтому может возникнуть очень сильное конкурентное направление. Но когда оно будет открыто, прогнозировать невозможно, это вопрос большой политики.
Не тормози
Россия в отношении собственных туристов оказалась куда менее гибка.
— По объемам наших продаж Сочи стоит на третьем месте после Турции и Греции. Крым пока пассивен: по раннему бронированию предложения есть, но их немного. Причем предоплата большая, сразу 50%, а в течение месяца нужно уже полностью оплатить всю стоимость. Туристов это не очень устраивает, — отметила Людмила Мосина. — Кроме того, все ждут субсидирования авиаперелетов в Крым, ожидаются государственные дотации авиакомпаниям или туроператорам. Но правительственное решение пока не принято. Если это произойдет, то стоимость туров в Крым снизится примерно на четверть. Туркомпании соответственно настраивают и туристов: давайте подождем, возможно, появятся субсидированные пакеты или авиабилеты.
По данным агентства ТурСтат, самыми популярными городами и регионами России для внутреннего туризма (с учетом в том числе иностранных гостей) по итогам 2016 года стали Москва (17,5 млн человек), Санкт-Петербург (6,9 миллиона), Сочи (6,5 миллиона), города Крыма (5,6 миллиона) и Казань (2,5 миллиона). В отношении перспектив 2017 года экспертные оценки разнятся. Одни считают, что из-за открытия Турции доля внутреннего туризма снизится, другие — что за счет общего роста туристического потока вырастет.
Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин прогнозирует увеличение в этом году российского туристического рынка на 10%, а чтобы преодолеть тенденции на снижение этого роста, «тарифно-налоговая политика в сфере должна быть изменена, налоги должны стимулировать, а не тормозить, бизнес идет туда, где комфортно».
— Устранение существующих ограничений роста внутреннего туризма в России является задачей национального значения, — заявил на прошедшем в конце февраля в Сочи Российском инвестиционном форуме руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов. — От эффективности ее решения напрямую зависит реализация туристического потенциала страны, а значит, и темпы социально-экономического развития и повышения качества жизни населения субъектов федерации. Залогом конкурентоспособности отечественного турпродукта является оптимальное сочетание качества и уровня цен, достижение которого должно стать ориентиром в работе всех заинтересованных сторон.
Михаил Мальцев в развитии внутреннего туризма призывает делать акценты на другом:
— Думаю, новые зарубежные направления смогут безболезненно для других гармонично влиться в общую линейку предложений. Но нужно разумно относиться к существующим вызовам, их нельзя пропустить. Надо учитывать агрессивную позицию турецкого туристического бизнеса, чтобы не оказаться в проигрыше. К сожалению, отели на наших черноморских курортах проигрывают в цене сопоставимым по уровню сервиса турецким. На мой взгляд, нам надо позиционировать Крым не в общей конкурентной канве (стоимость турпакета, условия проживания, питание), а как нечто эксклюзивное, иначе в таком лобовом ценовом сравнении конкуренцию нам выдержать будет нелегко.
А в Сочи несколько иная ситуация, там размазали туристические потоки по году, зимой проводили много мероприятий федерального и международного уровней. Это очень разумно. И сейчас там нет необходимости так люто задирать цены на лето, как было в прошлом году.
Уральские субъекты РФ пытаются самостоятельно найти эффективные пути раскрытия туристического потенциала.
В 2016 году рост внутреннего туризма в Челябинской области в сравнении с предыдущим годом составил 15%. В этом году здесь ожидают также увеличения турпотока — за счет транзитеров (путешествующих по России на собственном транспорте).
— Для этого в регионе уже создана сопутствующая инфраструктура — недорогие гостиницы по пути, точки питания. Туристы экономят на этом до 50%. Для нашей отрасли это не есть хорошо, но в любом случае путешественники оставляют деньги в России, — считает Людмила Мосина. — Пока к нам в область, богатую озерами, лесами, пещерами, приезжают в основном жители соседних Свердловской, Курганской областей. Вопрос — как привлечь к нам туристов из других территорий России. Туда в мае-июне челябинские туроператоры должны поехать с инфотурами.
В Башкирии уже вовсю занимаются продвижением туристических возможностей республики. В прошлом году здесь состоялись предпринимательский форум «Зауралье», «Курортный сабантуй» на озере Якты-куль, медиафорум «Легенда Урала» для блогеров и СМИ, ознакомительные туры для представителей туриндустрии Германии, Австрии и ряда субъектов РФ.
В Тюменской области намерены в числе прочего привлекать туристов нефтью.
— На федеральном уровне есть много больших туристических компаний, договорившись с которыми, можно направить в регион определенные турпотоки, но пока у нас не будет нефтяного тура, это сделать сложно. Многие приезжие спрашивают про него, ассоциируют Тюмень с нефтью, у иностранцев есть интерес, а такого тура у нас до сих пор нет. Два местных туроператора занимаются разработкой такого предложения, — сообщил директор областного департамента потребительского рынка и туризма Андрей Пантелеев.
По примеру Свердловской области в Тюмени намерены создать событийный календарь, который будет популяризировать региональные мероприятия и поможет развести даты и потоки туристов, чтобы избежать ситуации, которая уже три года подряд повторяется в Тобольске. Фестивали «Лето в Тобольском кремле» и «Абалакское поле» собирают множество посетителей и участников, но из-за того, что они проходят в одно время, гостиницы переполнены и не могут вместить всех желающих.
Возможно, мы все же застанем то время, когда среднестатистический россиянин сможет позволить себе в течение года совершать не одну, а несколько туристических поездок — по стране и за границу. В этом счастливом случае конкуренция между направлениями ослабнет, каждое обретет свою нишу.