Сегодня у нас рубрика "Глас вопиющего...". Директор туристического агентства делится наболевшим по теме ситуации в сфере туризма. Слово Елене Жмуриной!
В последнее время в туристических кругах сложилась нездоровая обстановка.
Я бы сказала — нервная, с предчувствием чего-то грандиозного. Создается ощущение надрыва, перелома. Как будто вот-вот и… лопнет. То ли терпение агентов, то ли кто-то из операторов, а, может, еще что-то произойдет.
Читаешь профильные группы в соцсетях и ужасаешься. Посещаешь туристические мероприятия и удивляешься. А иногда и поражаешься увиденному: озлобленность, оскорбления по малейшему поводу, обвинения в сторону коллег, насмешки, плевки, брань, искажение чужих фраз, угрозы, возмущение, вранье, слезы, сопли, ссоры, балаган, развод на деньги, грызня, расталкивание, растаптывание, утаскивание, ... .
Остановитесь! Куда мы катимся?
Туризм превратился в помойную яму, дошел до предела и упал на дно. Теперь главное, чтобы снизу не постучали.
Туроператоры устраивают гонки между собой, снижают комиссии агентам, не выполняют свои обязательства, ставят в жесткие рамки с позиции «не нравится — не работай».
Агенты в свою очередь возмущены отношением к ним операторов, высказывают свое недовольство по поводу снижения комиссий, промо-цен и обмана в работе со стороны оператора. Жалуются на всех и вся, грязно работают и не ценят свой труд.
Туристы выжимают по полной из агента, бегают как голодранцы за дешевкой, стараются обойти ТА и выйти на оператора за минимальной ценой.
В сегодняшних условиях нормально работать невозможно. В чем причина такого упадка нравственности и достоинства?
Мне кажется, дело в том, что все пущено на самотек.
Легкий порог вхождения в турбизнес повлек за собой все эти последствия.
И я не говорю о денежных вложениях. Я упорно придерживаюсь мнения, что нужно повысить уровень квалификации работников сферы туризма, ввести жесткие меры по очистке рынка — это касается всех представителей отрасли.
Пришло время удалять опухоль.
Цепочка туроператор-турагент-турист ослабла. И никто кроме нас самих это не изменит.
Вот посмотрите.
У туроператоров:
курс валют завышен, комиссии агентам занижены, жесткий демпинг, толкаем дешевку, ответственности — ноль, прав целая куча при этом деньги туристов в свободном пользовании.
Позиция: «Не нравится — не покупай у нас».
У агентов:
низкий уровень профильных знаний, легкий вход в рынок, повальный демпинг, ответственности море, прав нет, денег всегда мало, нытье, помощь зала в соцсетях, работа за еду, бесплатные ночи в отелях…
Позиция: «Все плохие, один я хороший».
У туриста:
сам вижу цену, знаю, что есть “букинг”, переплачивать за тур не буду, устрою аукцион скидок, применю шантаж, заберу все (иногда даже в отеле).
Позиция: «Куплю у того, у кого ниже цена — я ничем никому не обязан».
В итоге получается замкнутый круг. Туроператор тянет на себя туриста, агент пытается при этом заработать, а турист выжимает из обоих по максимуму.
Пока мы полностью не пересмотрим весь механизм взаимодействия, толку и изменений не будет. Меняться нужно всем и каждому, переключать свое отношение к этому бизнесу, и сюсюканье тут не пройдет — только жесткие меры.
В данный момент туризм перестает быть бизнесом. В нем становится сложно зарабатывать, но и в качестве хобби держать нет смысла.
Мы очень близко подошли к точке невозврата. Туризм — это жизнь, которая в наших реалиях умирает, и с этим нужно что-то делать. Операция-реанимация-лечение-терапия-выздоровление-профилактика.
Я люблю туризм. Это моя жизнь. А вы?
Тогда давайте изменим свое отношение к работе, изменим себя.
Давайте смотреть в будущее и радоваться жизни.
Давайте не будем оскорблять друг друга.
Давайте учиться и путешествовать.
Ведь это совсем не сложно.
Елена Жмурина,
директор кременчугского ТА «Гортуры»,
04.04.2017