Календарь

Сентябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

Зачем, почему и сколько раз супруга Николая II выезжала на курорты?!

12:10, 19.03.2017  sochi

Супруга последнего русского царя Николая II, императрица Александра Федоровна, болела много и часто. Болели ноги, мучала подагра. Хроническими были проблемы с сердцем и сосудами, с состоянием ушных раковин. Периодически случался грипп (тогда его называли инфлюэнция). И, конечно же, в мемуарах многих современников отмечалось, что основной проблемой государыни была истерия, которая находила свое проявление и в соматике.

Больные ноги лечим на курорте с сероводородными ваннами

О больных ногах императрицы, которые я упомянул чуть выше, да и о других проблемах, в сети информации - масса. Увы, если ты высшее публичное лицо, жена монарха, то все подробности о тебе быстро становятся достоянием общественности. И не сделайте, пожалуйста, вывод, что последняя императрица была более хворой, чем предыдущие. Все они болели, не боги же, обычные люди. Да и болезни в общем-то обычные, просто подход к ним и лечение более скрупулезное.



Проблемы с ногами беспокоили Александру Федоровну с юных лет. Судя по воспоминаниям, крестцовопоясничные боли у еще молодой девушки носили наследственный характер. Поэтому после помолвки, состоявшейся в апреле 1894 г., 22-летняя невеста наследника российского престола немедленно начала «приводить ноги в порядок», проведя лето 1894 г. на английском курорте Харрогит, где принимала серные ванны: «…у меня сегодня так болели ноги, и я приняла мою первую серную ванну, запах довольно неприятный». Отмечу, что в то время на территории Сочи уже были известны мацестинские источники, но они явно были не в том состоянии, чтобы принимать императорскую чету…

Впоследствии «фактор ног» постоянно учитывался в церемониальной и повседневной жизни императорской четы. Так, накануне коронации 1896 г., как я и писала, императрице сшили платье из особой «облегченной» парчи, поскольку во время коронации ей предстояло много стоять. Николай II, планируя совместные мероприятия, постоянно учитывал то, что жена не может долго находиться на ногах. Поэтому со временем императрица до минимума сократила свое участие в различных церемониальных и представительских мероприятиях. Дома Александра Федоровна много времени проводила, лежа на кушетке, а по аллеям Александровского парка ее катал супруг все в той же инвалидной коляске.

Читать далее...



Серные и грязевые ванны были устроены прямо в Петергофе!

В России больными ногами императрицы занимался врач-ортопед К.Х. Хорн, которого рекомендовали императрице ее германские лечащие врачи. С 1894 г. Хорн возглавлял ортопедическое отделение Максимилиановской лечебницы, также работая в своей частной ортопедической клинике. О том, насколько интенсивен был процесс лечения, свидетельствует справка камер-фрау М.Ф. Герингер за январь, февраль и март 1900 г.: «Доктором Хорном было сделано Ее Величеству в Царском Селе 14 визитов и в Петербурге 70 визитов». Тогда же, по его рекомендации, для императрицы купили два тренажера. Побочным результатом врачебной деятельности Хорна стало строительство Института ортопедии в Александровском парке, близ Петропавловской крепости.

Когда в Петергофе для императорской четы построили Нижнюю дачу, в ней отвели специальную комнату для принятия серных, солевых и грязевых ванн. Такие же ванны принимались и в Александровском дворце. Вскоре после рождения первой дочери Николай II записал в дневнике (28 ноября 1895 г.): «Аликс опять купалась – теперь она будет по-прежнему принимать ежедневно соляные ванны».

После третьих родов – снова на курорт!

После рождения третьей дочери, осенью 1899 г., царская семья впервые отправляется на лечение в Германию, на курорт Вольфгартен. За лечение императрицы профессор терапевтической клиники Берлинского университета Г. фон Бергман был награжден орденом Св. Анны 1-й ст. В октябре 1899 г. Николай писал сестре, великой княгине Ксении Александровне: «…от здешней спокойной жизни боли у нее совсем прошли, слава Богу! Лишь бы они не возобновились опять зимою от стояния при разных случаях и приемах».

В июне 1901 г., после рождения четвертой дочери – Анастасии, начались уже привычные для императрицы послеродовые осложнения, и поэтому лечащий врач доктор К.Х. Хорн вызывался в Петергоф в течение лета 1901 г. 33 раза. Осенью того же года императрица прошла очередной курс грязевых ванн в Александровском дворце. В октябре 1901 г. Александра Федоровна писала великой княгине Ксении Александровне: «Приняла сегодня 18-ю грязевую ванну». После смерти К.Х. Хорна в 1905 г. его обязанности перешли к ортопеду Р.Р. Вредену. В 1910х годах к ортопедическим проблемам императрицы добавился варикоз ног.

Периодически императрице становилось очень плохо. Воспитательница царских дочерей С.И. Тютчева вспоминала, как в 1907 г. «в середине ноября императрица, гуляя с государем в царскосельском парке, почувствовала себя настолько дурно (у нее был невроз сердца), что государь почти принес ее во дворец. К этому нездоровью прибавилась еще простуда.

Курорт Наугейм: Бальнеология снова и снова…

Следствием этой болезни стала поездка императорской семьи осенью 1908 г. на бальнеологический курорт Наугейм в Германии. Курс лечения, по словам С.Ю. Витте, был связан с приемом лечебных ванн. По его сведениям императрица «большею частью ванны эти брала в самом замке. Вообще лечение ее шло, как мне говорили франкфуртские профессора и знаменитости, недостаточно рационально, и именно по этой причине Наугейм не принес ее величеству надлежащей пользы».

В июле 1910 г. царская семья, как и в 1908 г., вновь приехала в Наугейм, где пробыла до ноября. По свидетельству А.А. Вырубовой, эта поездка была предпринята в надежде, что «пребывание там восстановит здоровье государыни». В качестве лечащего врача императрицу в этой поездке сопровождал ее новый лейб-медик Е.С. Боткин. В ноябре 1910 г. царская семья отправилась домой, и, по словам А.А. Вырубовой, ситуация несколько стабилизировалась. По ее мнению, «лечение принесло пользу и она чувствовала себя недурно».

Болезни императрицы с точки зрения современной медицины

По мнению современных медиков, лечащий врач императрицы Е.С. Боткин был убежден, что императрица в первую очередь была больна истерией, на фоне которой развились различные психосоматические нарушения. При этом истерия в «чистом» виде встречается редко. Чаще ее симптомы соседствуют с клиникой, характерной для других неврозов – неврастении, психастении, ипохондрического невроза. Элементы неврастении – неприятные ощущения в сердце, связанные с изменениями погоды, приступы сердцебиения и одышки, ощущение «распирания» в груди, хроническая бессонница.

Диагноз Боткина подтвердил и немецкий врач Тротте, не обнаруживший у императрицы серьезных изменений сердца. В свою очередь, он рекомендовал лечить нервную систему и изменить режим в сторону его активизации. Отметим, что, когда началась Первая мировая война и императрица полностью погрузилась в решение организационных проблем своих санитарных поездов и лазаретов, все ее сердечные проблемы как-то незаметно сошли на нет или, по крайней мере, не проявлялись столь отчетливо.

На курорт выезжали не только члены царской семьи, но и обслуживающий мед. персонал тоже получал путевки на курорт в качестве поощерения хорошей работы!

Главной обязанностью всех российских императриц было рождение детей, желательно мальчиков. Как известно, только пятая беременность принесла императорской чете долгожданного сына. За это время сложилась «акушерская команда», которая решала соответствующие проблемы Александры Федоровны. Эту «команду» возглавлял крупнейший гинеколог Д.О. Отт, роды императрицы принимала акушерка Е.К. Гюнст, кроме этого, периодически привлекались и другие специалисты-гинекологи.

Именным высочайшим указом от 4 ноября 1895 г. Д.О. Отт был «всемилостивейше пожалован в лейб-акушеры Двора Его Императорского Величества с оставлением в занимаемых должностях и званиях». Акушерке Е.К. Гюнст ежегодно выплачивалось по 1000 руб. и оплачивались ее ежегодные поездки на крымские курорты. Отметим, что Д.О. Отт жалованье по должности лейб-медика не получал. Его услуги оплачивались разовыми гонорарами, а после рождения детей он получал разовые крупные выплаты (за Алексея – 10 000 руб.). Кроме этого, на Рождество он несколько раз получал императорские подарки – усыпанные бриллиантами золотые табакерки…

Источник - И. Зимин: «Александровский дворец в Царском Селе. Люди и стены. 1796—1917»

За наводку благодарю автора данного блога!

Не нравится
Нравится
источник: http://zm-sochi.livejournal.com/912785.html     рейтинг: 0  

Городской Блог