Сергей Назон, редактор блога Travel Business за бугром, рассказывает о состоянии рынка туристической розницы Германии. Автор проанализировал ежегодный отчет Dossier, выпускаемой издательством fvw и приводит статистические данные по рынку, а также тренды, оказавшие влияние на рынок в 2016 году. Сергей: Анализируя то, что я знаю о российском ритейле, я могу предположить, что российский туристический ритейл отстает, например от немецкого примерно на 10 лет и в 2027 году картина будет выглядеть примерно так, как описано ниже. Именно поэтому, я подумал о том, что российским турдеятелям будет интересно посмотреть на своих немецких коллег и попробовать представить что же может ожидать туристический ритейл в России в будущем.
На немецком языке слово Kette означает — цепь, но Reisebuerokette все таки переводится, как сеть туристических агентств. На этом аллогизме и начну свою публикацию о туристической рознице в Германии.
Базой для этого материала послужил ежегодный Dossier (за 2015) о туристической рознице в Германии, опубликованный осенью 2016 года издательской группой fvw. В оценочном исследовании учитывались сети, франшизные системы и маркетинговые объединения Германии с количеством не менее 10 агентств в каждом. ОТА рассматривались только при обороте больше 50 млн.евро.
Сначала общие цифры
Шестой год подряд в Германии растет оборот туристской розницы. 2015 год не стал исключением и вырос на 1,6%, до 23,48 млрд.евро.
Составные части общего туристского оборота
16,08 млрд.евро — частные лица
7,40 млрд.евро — корпоративный туризм.
В корпоративном туризме соотношение выглядит таким образом:
Туристические услуги — 13,68 млрд.евро
Авиабилеты — 7,88 млрд.евро
Ж/д — 0,60 млрд.евро
Другие услуги — 1,32 млрд.евро
Состав туристской розницы в Германии выглядит следующим образом:
Всего туристических розничных организаций — 9 880
Классические агентства (продают не менее 2 туроператоров и имеют IATA лицензию) — 2384
Агентства корпоративного туризма — 790
Туристические агентства (продают не менее 2 туроператоров, но НЕ имеют IATA лицензию) — 6706
Пятерка лидеров немецкой туристской розницы:
Сеть DER Touristik — 2047 агентств, с оборотом 4,5 млрд.евро
TUI — 1319 агентств, с оборотом 3,29 млрд.евро
rtk — 4395 агентств с оборотом 3,01 млрд.евро
tss group — 2267 агентств, с оборотом 2,79 млрд.евро
Lufthansa City Center — 484 агентств, с оборотом 2,38 млрд.евро
Средний годовой оборот одной точки
Интересно, что показатели по среднему обороту на одно агентство выглядят совершенно по-другому.
BCD Travel — 31,78 млн.евро
Carlson Wagonlit Travel — 26,57 млн.евро
Lufthansa City Center — 4,92 млн.евро
DER Touristik — 3,01 млн.евро
TUI Deutschland — 2,72 млн.евро
Thomas Cook (собственная сеть)— 1,98 млн.евро
Reiseland — 1,77 млн.евро
Thomas Cook Franchise (включая Holiday Land) — 1,47 млн.евро
TVG (включая Sonnenklar TV, Flugbörse, 5 vor Flug) — 1,55 млн.евро
Reisecenter Alltours — 1,38 млн.евро
В год, в среднем одна точка в Германии обслуживает 8900 туристов.
Наиболее сильная концентрация туристических агентств существует в федеральной земле Заксен — 15,1 агентств на 100 000 жителей. В среднем в Германии плотность туристского ритейла составляет 11 точек на 100 000 жителей.
Тренды рынка
А теперь о том, что заботило вышеописанную, немецкую туристическую розницу в 2016 году:
Рост туристского розничного оборота переломил тенденцию недавнего прошлого, когда был зафиксирован серьезный рост, так называемых сеофбонов (SEOFFBON — search offline, book online). Агенты столкнулись с новым трендом и они должны научиться работать с так называемыми сеонбофами (SEONBOOF — search online, book offline), т.е подготовленными клиентами и часто лучше, чем сами сотрудники. Отсюда, вновь начинает расти потребность в ознакомительных турах и профессиональном онлайн-обучении;
Наибольшее возмущение у немецких агентств в 2016 году вызвало решение TUI Deutschland отказаться от печатания бумажных каталогов. Очень жесткая полемика продолжается в профессиональной прессе до сих пор;
ОТА перестали быть главной угрозой традиционному ритейлу. Появились новые и опасные враги — google и facebook.
Наибольшие дискуссии в туристской рознице вызвали новые нормативные акты EU о пакетном туризме;
Самая цитируемая и обсуждаемая новость 2016 года — трагическая гибель основателей Unister (о которой я уже писал) и банкротство самого яркого туристического start up Германии;
Независимых агентств в Германии почти не осталось, а управляющие структуры различных сетевых объединений учатся отчитываться перед своими членами, что они для них сделали.
Изменения у лидеров рынка
AER
Достигли соглашения о кооперации с большим издательским домом о серии публикаций в интересах своей розницы на тему туристических маршрутов и продуктов, продаваемых в сети. Цель — использование этих публикаций для инициирования интереса клиентов к определнным путешествиям и использования этих материалов в работе. Расширился набор образовательных курсов и программ AER — Academy, включая увеличесние количества онлайн-курсов. Продолжается реализация премиальных проектов с туроператорами Schauinsland и FTI о создании продукта специально под эту сеть, с комплексом поддерживающих продажу этого продукта мероприятий.
RTK
Продолжается расширение партнерских коопераций с другими сервисами и продуктами для владельцев RTK-Bonusclub. Большое внимание уделяется обучению сотрдуников агентств сети. В 2016 году был запущен проект совместно с QTA (Quality Travel Alliance) самого массового цикла профессионального обучения. 1000 учебных мест на разделенных 74 учебных цикла и по 12 туристическим темам. Большое внимание уделяется оформлению витрин членов союза и техническому оснащению офисов, включая собственные приложения и TV chanel.
Продолжение следует...