Что пишет РБК:
Рост туристического потока отмечен далеко не только в Петербурге, но в большинстве российских регионов.
Например, число туристов, посетивших Башкирию в 2016 году, увеличилось на 25% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 1,4 млн человек, а объем оказанных гостям услуг – на 14%, и в наступившем году регион планирует «вырасти» еще на треть по всем основным показателям. В Калининградской области турпоток возрос на 25-27% (итоговая цифра будет еще уточняться) к уровню 2015 года, составив 1,27 млн человек, притом, что и в течение предыдущих четырех лет он рос на 17-20% ежегодно.
Вологодская область, по предварительным данным, в 2016 году увеличила число туристов не значительно к уровню прошлого года – турпоток составил 2,75 млн человек против 2,7 миллиона в 2015м, но зато в 2,6 раза превысила показатели 2005 года. В Карелии число «организованных туристов и экскурсантов» увеличилось за год на 5,6%, и на 6% возросло число официально зарегистрированных постояльцев республиканских средств размещения (гостиниц, хостелов и пр.). Неорганизованный поток туристов – очевидно, весьма значительный – никто не считает.
Все приведенные в пример регионы не являются летними курортами – Калининградская область эксплуатирует море, но холодное – и не обладают всемирно «раскрученными» культурными аттракциями: нет ни Кремля, ни Эрмитажа, ни Мариинского театра. Это значит, что турист, открывающий Россию почти с нуля (до девальвации рубля туристический спрос на поездки по ней был невелик), с благодарностью «потребляет» практически все местные достопримечательности, от национальных парков до старых монастырей и маленьких современных музеев. Новшеством последних лет стала созидательная активность бизнеса: он перестал только эксплуатировать наследие предков, продавая туристам уцелевшие осколки старины, но и включился в развитие туристического продукта. Это выражается и в значительном пополнении туристской инфраструктуры (строительстве небольших отелей, гостевых домов, придорожных кафе), и в создании новых аттракций и маршрутов – так, в Череповце в 2016 году открылась вторая очередь Интерактивного музея металлургической промышленности, а в Башкирии организовали Халяль-туры. «Все наши новые музеи, как и горнолыжный Центр отдыха «Y.E.S», и база «Вытегория» на Онежском озере, - это преимущественно или полностью частные инвестиции», - говорит руководитель Туристко-информационного центра Вологодской области Максим Одинцов. По его словам, частные проекты в региональной сфере туристических услуг продолжают прибавляться.
Небольшие, но регулярные инвестиции в туристический продукт, поддерживая спрос на путешествия, создают почву для более масштабных вложений – в период дешевой нефти и низкого платежеспособного спроса туризм становится одной из немногих в России растущих индустрий, с хорошим потенциалом к расширению, то есть привлекательной сферой приложения частных капиталов.