Развитие туризма в Челябинской области нельзя отдавать на откуп бизнесу, уверен председатель комиссии по бюджету и налогом Челябинской городской Думы Дмитрий Довженко.
Если спросить рядового москвича или питерца: где бы ты охотнее провел отпуск – в Карелии или Челябинской области, как думаете, что бы он выбрал? Вопрос риторический. А между тем, Южный Урал – это край тысячи озер, с уникальными природными достопримечательностями и памятниками глубокой древности. Но кто об этом слышал? Поэтому и пробуксовывают который год планы региональных властей по развитию въездного туризма.
Конечно, если здраво смотреть на вещи, то следует признать, что в ближайшие годы Челябинску вряд ли удастся стать значимым центром делового туризма – в городе нет достаточно крупного экспо-центра, да и пропускная способность аэропорта пока невелика, и в этом плане Челябинск заметно проигрывает соседнему Екатеринбургу.
Нет на Южном Урале и культурно-исторических достопримечательностей, которые позволили бы встать в один ряд с Москвой, Санкт-Петербургом и городами «золотого кольца».
Годы попустительского отношения к браконьерству привели к резкому сокращению поголовья диких животных в регионе. На охотничий туризм, который успешно развивается, к слову, в Курганской области, тоже вряд ли можно делать ставку, несмотря на попытки энтузиастов возродить охотугодья.
Вместе с тем, в Челябинской области находятся уникальные природные достопримечательности – чистейшие озера, горы, леса, а также памятники древних цивилизаций и загадки истории – Аркаим, «Страна городов», мегалиты острова Веры и пещерные комплексы, стены которых сохранили рисунки первобытных людей.
Кроме того, во многих городах области сохранились исторические ремесла. В новейшее время возникли интересные объекты военно-индустриального туризма – различные полигоны, стрельбища. Думаю, многим бы было интересно узнать историю создания атомной бомбы. Однако экспозиции производственных музеев оборонных предприятий, не являющиеся секретными, размещены на закрытых для туристов территориях.
Почему бы не создать единый областной музей достижений оборонной отрасли, ведь есть, чем гордиться?
Одним из главных препятствий успешному развитию туризма на Южном Урале является отсутствие продуманных маршрутов, которые включали бы посещение всех наиболее значимых природных и исторических достопримечательностей. Разноплановые комплексные туры, со сменой мест проживания, могли бы привлечь в регион туристов из Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Уфы.
Еще одна проблема - местные санатории и базы отдыха разрозненны и не склонны к кооперации. Впрочем, и предлагаемый ими уровень комфорта и сервис очень разные. Чтобы пересчитать места, где стандарты гостеприимства близки к европейским, хватит пальцев одной руки: «Солнечная долина», «Зюраткуль», «Фонград», санаторий «Юбилейный» на озере Банное. Вот, пожалуй, и все.
Большая часть баз отдыха находятся в плачевном состоянии. Все осталось, как в 80-90-е годы, когда они перешли в частные руки, и с тех пор все лишь медленно ветшало. Собственники не задумываются о том, что нужно провести ремонт корпусов и домиков, обеспечить отдыхающим хотя бы минимальные удобства – просто продолжают без оглядки на завтрашний день эксплуатировать природные ресурсы.
Да и природные достопримечательности региона, за исключением разве что национальных парков «Зюраткуль» и «Таганай», находящихся в федеральном ведении, сейчас в полном запустении: нет ни контейнеров для мусора, ни туалетов, ни парковки, ни регулярной уборки территории. При этом, согласно закону, возможности по обслуживанию туристического потока без ущерба для экологии на данных природных объектах, даже с привлечением частного капитала, могут быть созданы только при деятельной инициативе региональных властей.
Нельзя отдавать развитие туристической отрасли на откуп владельцев баз отдыха и охотхозяйств – региональными властями должен быть выработан некий вектор развития.
Именно государство должно взять на себя заботы по выработке комплексной стратегии, координированию туристического потока, заниматься рекламой отдыха на Южном Урале за пределами региона – в интернете, на российских и международных туристических выставках.
Естественно, эти усилия не принесут сиюминутного результата. На то, чтобы изменить в массовом сознании восприятие Челябинской области с промышленного, задымленного и упадочного региона на заповедный край озер и гор, потребуется лет пятнадцать, по самым скромным подсчетам.
Развитие туристического потенциала Южного Урала сулит сплошные плюсы: турпоток обеспечит стабильный приток поступлений в областной и муниципальные бюджеты, создаст новые рабочие места, будет способствовать развитию малого бизнеса.
Учения ШОС, прошедшие в 2007 году, и падение метеорита прославили Челябинск. Осталось лишь подкрепить эту известность ярким содержанием, способным привлечь в регион туристов, и донести это в виде предложения комплексного туристического предложения до широкой аудитории, заинтересовать федеральных и международных туроператоров.
И, возможно, правильным шагом было бы создать Министерство туризма Челябинской области и передать ему необходимые полномочия и государственные функции в части развития въездного туризма в регионе. Структура меньшего уровня не будет обладать достаточной представительностью для решения смежных и спорных задач во взаимодействии с другими органами государственной власти, а также с федеральными и международными туроператорами.
Текст подготовлен специально для проекта «Записки босса Челябинск»