Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

В кулуарах ко мне многие подходят и говорят: «Вот ты влип»

13:10, 15.01.2017  sochi

«Вы живете своими иллюзиями!»: как Минниханов дал бой «раскулачиванию» в Москве

На Гайдаровском форуме оформился «бунт губернаторов» против минфина: главы регионов-доноров один за другим присоединяются к президенту РТ

«Это же касается не меня, а почти 4 миллионов человек нашей республики!.. Нравится вам или не нравится, но я это буду говорить!» — эмоционально критиковал межбюджетную политику федерального центра президент РТ Рустам Минниханов накануне на Гайдаровском форуме. На сей раз его горячо поддержали глава Калужской области Анатолий Артамонов и другие губернаторы. О том, что ему ответил Алексей Кудрин, в репортаже «БИЗНЕС Online».
Накануне на Гайдаровском форуме несколько экспертов во главе с бывшим министром финансов Алексеем Кудриным собрались обсудить «новую региональную политику»


Накануне на Гайдаровском форуме несколько экспертов во главе с экс-министром финансов Алексеем Кудриным собрались обсудить «новую региональную политику»

«НЕ ДАЙ БОГ ВЫ ДОБЬЕТЕСЬ РОСТА БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ.
СРАЗУ ВЫЛЕТАЕТЕ ИЗ ВСЕХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ»


Вероятно, еще никогда дискуссии на Гайдаровском форуме не велись настолько на грани фола, как в этот день, 12 января, когда несколько экспертов во главе с бывшим министром финансов Алексеем Кудриным собрались обсудить «новую региональную политику». В актовом зале РАНХиГС еще сохранялось эхо от бодрой речи премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, говорившего о проектном будущем страны, а помещение уже заняли новые спикеры. В их числе — целый ряд губернаторов: от Красноярского края — Виктор Толоконский, от Ульяновской области — Сергей Морозов, от Владимирской — Светлана Орлова, от Калининградской — Антон Алиханов. Ну и конечно, те, кому предстояло стать главными героями дня, — президент РТ Рустам Минниханов и губернатор Калужской области Анатолий Артамонов.
Собраться в таком составе решили не случайно. Широко объявленный российскими властями курс на перемены, без всякого сомнения, затронет и государственную региональную политику. Для этой цели в высоких кабинетах разрабатывают соответствующий указ президента, тем более что в настоящее время эта область регулируется документом от 1996 года. Проект документа, разработанного минэкономразвития РФ, еще в 2015 году вывешивался на общественное обсуждение. Будучи рамочным, указ содержал набор благих пожеланий, смысл которых в части бюджетной политики сводился к повышению бюджетной самостоятельности регионов и стимулированию их к развитию. Что будет на выходе, неизвестно, но, как показало дальнейшее обсуждение, практика уже сейчас противоречит духу первоначальной версии документа. Неспроста ведь с 2001 года общее число регионов-доноров в России сократилось с 20 до 13? В их числе пока держатся и Калужская область, и Татарстан. Но долго ли продлится это гордое лидерство? Не выгоднее ли станет капитулировать, записаться в аутсайдеры и тогда уже надежно сесть на господдержку?

Эти вопросы давно витают среди региональных глав; недаром Минниханов в конце декабря прошлого года на сессии Госсовета РТ раскритиковал нововведения федералов, назвав их «раскулачиванием». Вчера же оказалось, что не только Татарстан такой до отчаяния смелый, остальные регионы-доноры также накопили множество своих претензий. И вот, наконец, они собрались, чтобы открыто пожаловаться.

Президенту РТ Рустаму Минниханову и губернатору Калужской области Анатолию Артамонову предстояло стать главными героями дня Президенту РТ Рустаму Минниханову и губернатору Калужской области Анатолию Артамонову предстояло стать главными героями дня

Артамонов несколько раз брался критиковать минфин и курс в целом. «Та политика, которая сегодня складывается из закрепленных различными нормативными документами, прежде всего минфина, на межбюджетном уровне, между регионами и федерацией носит яркий дестимулирующий характер. На собственном опыте могу сказать, что сегодня не дай бог вы добьетесь резкого роста бюджетных доходов и выйдете за ту самую пресловутую единицу! — жаловался глава региона, который пока еще числится в преуспевающих. — Вы сразу вылетаете из всех программ поддержки, которые используются для дотационных регионов. Вы сразу получаете заоблачное софинансирование тех федеральных адресных программ, которые регионы осуществляют вместе с правительством. Например, вы могли до этого момента финансировать из своего бюджета 5 процентов, 95 процентов дают из федерального бюджета. Но пирамида сразу кувырк — и переворачивается: вы начинаете получать 5 процентов из федерального бюджета и 95 процентов будете финансировать из своего бюджета. Это будет запретительная мера, вы начнете отказываться от участия в реализации этих программ».

По мнению Артамонова, такое положение вещей абсолютно неприемлемо: ведь если регион смог найти инвестиции, то он и должен получать от этого бонусы. В реальной жизни все наоборот. «Если регион нашел возможность привлечь инвестиции, развить экономику, я предлагал это всегда, надо было на берегу договориться — здесь федеральные средства вообще не участвовали, а ведь регион потратился, создал инфраструктуру, чтобы этих инвесторов привлечь, он подкредитовался, — сетовал губернатор. — Эти проценты по обслуживанию кредита надо считать в расходах субъекта. Почему? В первую очередь доходы с этой инвестиционной площадки получает федеральный бюджет. Могу привести собственный пример. Если взять только индустриальные парки, 272 миллиарда получил федеральный бюджет, ни копейки не затратив, и 39 миллиардов получил региональный бюджет».


«МОЖЕТ, НАМ ПОДУМАТЬ, КАК В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ СОБРАТЬ?»

Сидевший рядом Минниханов, естественно, тут же поддержал настрой своего коллеги, заметив, что его предыдущее выступление (в Госсовете РТ) по теме межбюджетных отношений «не всем понравилось». «Но я высказывал интерес своего региона», — дал понять, что не намерен отступать, Минниханов. Он продолжил в том же духе рассуждать о том, что действия федералов напрочь отбивают всякую мотивацию развиваться, и тут же политизировал вопрос, расширив рамки: дело не только в деньгах, но и в полномочиях, а в конечном счете — в доверии.

«На самом деле мы все должны быть мотивированы на какую-то серьезную задачу, для этого надо мобилизовать территорию. Чтобы управлять территорией, ты должен управлять кадрами, у тебя должны быть деньги. Если какой-то инструмент отсутствует, то схема не работает. Я хотел бы сказать, что важно страну не делить на федералов, субъект и муниципалитет. Простому жителю, гражданину без разницы, он видит власть. Если есть доверие президента страны, если президент страны доверяет, значит, полномочия должны быть достаточными, чтобы проводить политику президента. Это и кадровые назначения (территориальные федеральные органы), и все остальное. Спрос должен быть не с десяти человек в субъекте, а с одного. В этом плане, считаю, регионам надо больше доверять», —заявил президент РТ.

Затем Рустам Нургалиевич все вернулся к самому наболевшему — региональным финансам: напомним, центр своими нововведениями одним махом откусил у республики порядка 8,2 млрд. рублей.

Перечислим на всякий случай, из чего складывается эта сумма. Во-первых, 1,9 млрд. рублей республика теряет из-за «стрижки нефтяников» — увеличения ставки НДПИ. Во-вторых, 2,8 млрд. — потери от изменения распределения акцизов на нефтепродукты: раньше было 88% на 12%, с 2017 году будет 66% на 34%. Наконец, в-третьих, 3,5 млрд. рублей Татарстан отдаст в рамках «игры в Робин Гуда»: если раньше налог на прибыль распределялся в пропорции 18% на 2%, то с 2017 года будет 17% на 3% — разницу в виде 1% федеральный центр отдаст «бедным», то есть дотационным регионам.

В роли «адвоката дьявола» выступил Алексей Кудрин

Тут в роли «адвоката дьявола» выступил Кудрин, дирижировавший дискуссией в статусе председателя совета центра стратегических разработок, который готовит стратегию развития страны до 2035 года. Он подначил своего друга из Татарстана:

— Понятно, почему власти провели это решение. Потому что выполнение задач осуществляется по указам, с точки зрения кризиса некоторые регионы попали в более худшее положение. Чтобы сбалансировать, помочь им выполнять эти задачи, пришлось все централизовывать. Вы считаете, надо было искать другой путь федеральным властям, чтобы помочь тем регионам?

Минниханов пас принял:

— Конечно, я же не против. Эти регионы, может, нуждаются в еще большей поддержке, но это не должно быть за счет этого. У Татарстана большая нагрузка после Универсиады, — парировал президент РТ. — Мы взяли бюджетные кредиты, у нас есть обязательства перед минфином тем же, но мы же свою позицию ухудшили. У нас же есть обязательство эти деньги вернуть. За счет чего, если эти деньги у тебя отбирают?

Напомним, что при дефиците бюджета в 7,6 млрд. рублей республика еще и должна вернуть в 2016 году 6,8 млрд. рублей.

— Все равно же федеральный бюджет тоже сокращает свои расходы. Может, такой подход? — нашелся Кудрин. Получалось так, что раз федеральный бюджет ужимается, как шагреневая кожа, то и регионам неплохо бы подрезать лишнее.

— Может нам подумать, как в федеральный бюджет больше денег собрать, а не отобрать у кого-то? Как настроить, чтобы экономика у нас росла? — парировал Минниханов под громкие аплодисменты зала.

— Если цены на нефть упали и федеральный бюджет на 3 триллиона в год уменьшил свои доходы, то 3 триллиона за год не собрать, что-то надо сокращать. Поэтому если не централизация налога, значит, надо какую-то другую часть перераспределить... — как будто сам с собой рассуждал тем временем бывший министр финансов.


«В КУЛУАРАХ КО МНЕ МНОГИЕ ПОДХОДЯТ И ГОВОРЯТ: «ВОТ ТЫ ВЛИП»

Судя по всему, столкнулись два взгляда: сторонники первого предлагали ужаться, а вторые — искать возможности для расширения. И последняя точка зрения была ближе всему залу и большинству сидящих в президиуме. Во всяком случае, Минниханов и Артамонов выглядели довольными друг другом: разлили по стаканам воду, казалось, вот-вот чокнутся за свой пусть пока словесный успех. А тут уже и губернатор Красноярского края Виктор Толоконский вступился за коллег, открыто заявляя, что нынешняя политика нацелена на поддержание ситуации стабильности, но никак не мотивирует на развитие. «Надо понимать, что мы не социально выравниваем, мы развитие тормозим. В сильных регионах тот 1 процент был инвестицией», — настаивал он.

Впрочем, тут же Толоконский предлагал еще и свое нововведение — махнуться с федералами частью НДС и частью менее прогнозируемого налога на прибыль. «Мы будем заниматься развитием, но стимулов действительно нет, корреляции нет. Я всегда говорил: чем мы рискуем, если обменяемся частично прибылью и НДС, чтобы у региона была и прибыль, и НДС? Возьмите с нас 8 процентов прибыли и дайте нам 2 процента НДС. С новым производством коррелирует только налог на добавленную стоимость. Я никогда с высокотехнологичной экономики не получу отдачу в прибыли», — сетовал Толоконский.

И если эта инициатива тут же была воспринята Кудриным в штыки (мол, раньше так было, но не пошло), то Артамонов нашел что противопоставить.

— В то время, когда часть НДС попадала к нам, это было 20 процентов, я всегда смотрел, нет ли жульничества — мышь не проползет. Сейчас, когда я ничего не получаю, да мне плевать! Я это вижу, это на моих глазах все происходит, как они эту химию наводят, но мне неинтересно! — по его лицу скользнула тень презрения.

— Чистосердечное признание! — не выдержал мужчина из зала. Зал меж тем аплодировал честному Артамонову. А он напоследок сделал еще одно тревожное признание. — В кулуарах ко мне многие подходят и говорят: «Вот ты влип». Это плохая реакция на развитие, она плохая и опасная.

Ульяновский губернатор Сергей Морозов и губернатор Владимирской области Светлана Орлова следом также подтверждали, что от решений минфина только потеряли существенные суммы, которые для их региональных бюджетов весьма чувствительны. Естественно, им тоже хотелось побольше полномочий, например, по вопросам земли и имущества.

Продолжение следует!


Источник!

Не нравится
Нравится
источник: http://zm-sochi.livejournal.com/893968.html     рейтинг: 0  

Городской Блог