Первую часть можно прочесть здесь!
«ОТ СУМЫ ДА ОТ ТЮРЬМЫ НЕ ЗАРЕКАЙСЯ, МОЖЕШЬ ГУБЕРНАТОРОМ СТАТЬ»
О том, есть ли в планах властей дать регионам то, чего они так просят, пришлось отвечать замминистра экономического развития Александру Цыбульскому. Он был на этой секции единственным федеральным чиновником. Его-то Кудрин пригласил для удобства занять место ушедшего Артамонова.
— Это в определенной степени облегчает мне задачу, потому что я из оппонента губернаторского корпуса становлюсь его частью... — отчего-то обрадовался чиновник и буквально одним шагом заскочил на сцену.
— Ты от сумы да от тюрьмы не зарекайся, можешь губернатором стать... — под всеобщий смех и аплодисменты едко пошутил Минниханов.
— Я бы вообще прежде, чем министрами назначала, посоветовала бы пройти школу губернаторскую. Будут больше понимать, — назидательно добавила Орлова.
Цыбульский покраснел. Кажется, в этой компании шутку оценили все, кроме него...
— Я тогда примерю кресло хотя бы, — пытался в тон ответить он.
Надо признать, что губернаторское кресло Цыбульскому не шло. Если до этого все губернаторы поддерживали друг друга, то у замминистра роль была иная — осадить всех ранее выступавших, но в итоге он ожидаемо стал этаким мальчиком для битья.
Например, он заявил, что за последние 10 лет уже столько полномочий регионам передали (даже иногда необеспеченных финансово), что теперь не могут даже единый список составить. «Все те полномочия, которые передавались, инициировались представителями тех регионов, которые сидят на сцене. Несомненно, они могут себе позволить выполнять то, что просят. Но у нас Россия совершенно другая — она разношерстная. Специфика наша другая. У нас не получится универсальных решений», — пожаловался Цыбульский. Спрашивается, зачем тогда принимать универсальные, почему нельзя дифференцировать?
А что касается централизации 1% налога на прибыль, то и это было «непростым решением». «Оно, конечно, чувствительно для многих. Но если посадить сюда других губернаторов, они скажут, что это абсолютно правильное решение, которое было принято за последнее время», — уверенно заявил замминистра. Впрочем, иное мнение от регионов накануне не звучало, поскольку дотационные регионы редко приглашают на такие парадные дискуссии — хвастаться им особо нечем. Однако Цыбульский решил ответить за большинство тех, кого вчера не было в зале.
— Так прозвучало, что будто 1 процент забрали, а ничего не дали, — вновь не согласился замминистра. — Дали взамен. Мы увеличили гранты на поощрение высокоэффективных субъектов до 20 миллиардов, которые будут распределяться между лидерами. Возвращается в бюджет весь прирост налога на прибыль, это тоже стимул.
— 20 миллиардов на гранты? Надо пересматривать методику. Это ничего не дает, поверьте мне, — со снисхождением в голосе прокомментировала Орлова.
Да и Минниханов со свойственной ему ироничной интонацией продолжил наседать на Цыбульского, который и так уже покраснел.
— Цыбульский — хороший человек, но его поправить надо. Вы живете своими иллюзиями! Вот вы говорите 20 миллиардах... Эти деньги отобрали у нас! Если мы будем хорошо работать, на первом месте, я получу 610 миллионов, а вы у меня отбираете 3,5 миллиарда. Даже Конституционный суд всегда принимает решение — ухудшать уровень жизни граждан не имеем права, ни одну льготу не можем отменить. Вы взяли и изъяли деньги. Я понимаю, что надо принимать какие-то решения, поддерживать регионы, я считаю, это очень правильно, надо искать пути. Но просто так взять и отобрать такую сумму, — уже серьезно рассуждал президент РТ. — Это же касается не меня, а почти 4 миллионов человек нашей республики. Пока я ответственен за республику, не могу об этом не сказать, это никому не нравится. Нравится вам или не нравится, но я это буду говорить!
Он привел примеры резервов роста доходов, которые лежат на поверхности: это и борьба с оборотом нелегального алкоголя, и «огромная сумма недоимки» по сборам в бюджет. Вместо этого федеральный центр, наоборот, бездумно сокращает поступления.
— Федеральное Собрание принимает решение: льготы по подоходному налогу, по земельному налогу, по транспортному налогу. Это все наши доходы! Они у нас в совокупности составляют 35 миллиардов рублей! Нас же не спрашивают! — изменившись в лице, негодовал Минниханов.
— Правильно ли я понимаю, что надо идти на сокращение федеральных льгот, чтобы вы сами распоряжались этими льготами в своем регионе? — уточнил Кудрин.
— Конечно! Дайте полномочия нам! Это наш вопрос! Мы на месте лучше знаем, кому сколько льгот дать, — согласился Минниханов.
Тут экс министр финансов примирительно заметил, что вроде бы в этой части федеральный центр готов идти навстречу.
— Как бы не получилось так, что здесь уменьшили, а там совсем срезали! — с недоверием махнул рукой президент РТ.
Цыбульскому оставалось только примирительно предложить совместно поработать над планом мероприятий по будущему указу президента. А уж войдут ли пожелания регионов туда, об этом мы, видимо, узнаем совсем скоро.
«К СОКРАЩЕНИЮ ЧИСЛА РЕГИОНОВ-ДОНОРОВ ВЕДЕТ БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА»
Надо заметить, что участники пламенной дискуссии сделали все, чтобы их заметили. Например, Артамонов разминал на языке основные тезисы своего выступления еще утром, на деловом завтраке Гайдаровского форума: «Нам нужно еще сделать так, чтобы наша инвестиционная политика, которая неизбежно приводит к росту налоговых поступлений, в конечном итоге не ударила нам другим концом по голове, чтобы мы не наступили на грабли, когда наше родное министерство финансов разденет нас до нитки и мы скажем: „Опа! А мы зачем этим занимаемся?“ — заявил Артамонов.
Мало того, в этот же день он выступил с интервью в правительственной «Российской газете» под говорящим заголовком «Легко ли быть донором».
«Причиной (увеличения числа регионов-реципиентов — прим. ред.) явились внешние обстоятельства, а именно политика межбюджетных отношений, которую проводит министерство финансов в последние годы. Для регионов она носит дестимулирующий характер. Получается так: чем выше темпы развития экономики, а значит, и роста бюджетных поступлений, тем хуже для региона», — удивляется губернатор Калужской области в интервью «Российской газете».
«Получается так: чем выше темпы развития экономики, а значит и роста бюджетных поступлений, тем хуже для региона», — удивляется губернатор Артамонов «Получается так: чем выше темпы развития экономики, а значит, и роста бюджетных поступлений, тем хуже для региона», — удивляется Артамонов
«Возьму на себя смелость утверждать, что к сокращению числа регионов-доноров ведет бюджетная политика, которая подталкивает регионы к дотационности и убивает у них желание развиваться. Следуя этой логике, гораздо проще и выгоднее быть дотационным субъектом, нежели постоянно прикладывать усилия для роста экономических показателей, расширять налоговую базу, повышать бюджетную обеспеченность», — считает Артамонов. Почему так происходит? Ответ простой — «дотационный регион гарантированно получит федеральную финансовую поддержку». А донор, напротив, полностью лишится дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также в значительно больших пропорциях станет софинансировать федеральные программы.
В общем, проще сесть на шею государства и свесить ножки, чем идти работать? Донорам же остается подсчитывать убытки и резать собственные бюджеты, что называется, «по живому». Так и слышатся слова Владимира Жириновского в духе того, что, дескать, распухла Казань, живет как на свадьбе.
«При существующем объеме собственных доходов областного бюджета станет невозможной государственная поддержка агропромышленного комплекса, малого и среднего предпринимательства, несырьевого экспорта. Нам придется полностью отказаться от участия в реализации программ по строительству школ и других социальных объектов, — далее возмущается Артамонов. — Регионы-доноры исключаются из участия в реализации общероссийских программ по благоустройству дворов, парков и ремонту городских улиц, модернизации объектов культуры».
Доходит до полного абсурда — при расчете налогового потенциала льготы, которые регионы предоставляют инвесторам, засчитываются в качестве доходов, сетует глава региона. В результате такой «перевернутой» финансовой политики регионы все чаще вынуждены прибегать к привлечению кредитов из федерального бюджета. Все регионы вместе взятые уже задолжали Москве 2,2 трлн. рублей.
«Выходит, что регионом-донором быть почетно, но невыгодно. Последствия нашего экономического развития заставляют и нас, вслед за коллегами из других регионов, всерьез задуматься над тем, чтобы вернуться в число дотационных регионов», — делает вывод Артамонов.
По принципу «критикуя — предлагай» губернатор заявляет, что нужны некие финансовые и экономические механизмы, которые стимулировали бы субъекты РФ к самостоятельному развитию. Артамонов считает, что нужно сохранить «хотя бы 3 - 5 лет дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности», оставить на прежнем уровне пропорции софинансирования госпрограмм, а также придумать систему грантов для регионов за достижение высоких темпов роста.
«Важно пересмотреть и расходные полномочия. Чрезмерная их централизация у федеральных органов власти не способствует развитию предпринимательской инициативы на местах», — считает губернатор Калужской области. В общем, дать больше простора для маневра, но при этом не забывать обеспечивать финансами переданные «мандаты» (льготы и социальные выплаты).
Ну и разумеется, земельный вопрос. Надо уже разрубить гордиев узел проблемы, когда военные, научные учреждения вольготно «сидят» на федеральных землях, получая льготы по налогам. Артамонов считает, что либо нужно отменить льготы, либо компенсировать потери региональных бюджетов. «Тогда они будут вынуждены отказываться от земельных участков и имущества, в которых не нуждаются для исполнения своих полномочий», — рассуждает губернатор.
Что касается Минниханова, то с острой критикой новой бюджетной политики федерального центра он начал выступать не сейчас и даже не в декабре, а, как минимум, с мая 2016 года Что касается Минниханова, то с острой критикой новой бюджетной политики федерального центра он начал выступать не сейчас и даже не в декабре, а как минимум с мая 2016 года
«РАЗ, ПРИНИМАЕТСЯ РЕШЕНИЕ — И ВСЕ: УЖЕ ДРУГАЯ ПРОПОРЦИЯ»
Что касается Минниханова, то с острой критикой новой бюджетной политики федерального центра он начал выступать не сейчас и даже не в декабре, а как минимум с мая 2016 года.
Напомним вкратце памятную речь президента РТ с трибуны Совета Федерации. Для начала Минниханов сообщил сенаторам, что за последние три года с территории республики было собрано свыше 700 млрд. рублей, при этом в консолидированный бюджет РТ из них попало от 23% до 30%. Спрашивается: куда уже больше урезать? Глава РТ напомнил, что ранее законодательно была утверждена норма о паритетном распределении налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов: 50% на 50%, но сегодня пропорции меняются, причем не в пользу региона.
Уже тогда коснулся Минниханов и льгот, предоставляемых инвесторам, — темы, которая всплыла и на Гайдаровском форуме.
«Я бы, Антон Германович (министр финансов РФ Антон Силуанов — прим. ред.), обратился к вам по поводу льгот, которые мы предоставляем. Я считаю, что льготы надо предоставлять очень разумно, просчитанно, но если этих возможностей у нас не будет, не будет и никаких заводов. Мы ежегодно по несколько десятков крупных заводов открываем, развиваем малый и средний бизнес, стимулируем компании, чтобы они строили новые предприятия. Нам надо строить новый „Этилен“, или два комплекса по глубокой переработке нефти возводятся. Если бы мы им по региональным налогам льгот не дали, они бы на эти проекты не пошли. Нам нужны такие полномочия», — заявил президент РТ.
Разумеется, была критика и по поводу переменчивой налоговой политики центра. «Все эти решения — налоговый маневр, другие — на нас отражаются. Мы тоже рассчитываем на налог на прибыль. Вы приняли решение (по поводу консолидированных групп налогоплательщиков, что уменьшило поступление налога на прибыль в региональные бюджеты, — прим. ред.), или распределение акцизов. Мы строим целый комплекс предприятий, чтобы эти акцизы были у нас. Раз, принимается решение — и все: уже другая пропорция, и все, интерес к тому, чем мы занимаемся, уже уходит», — возмутился глава Татарстана.
Так же, как и сегодня Артамонов, Минниханов еще тогда высказывался против щедрой раздачи льгот организациям со стороны бюджета РФ: «В 2014 году таких льгот по республике — 9,6 миллиарда рублей. Здесь тоже надо посмотреть: или нам компенсировать эти вещи, или с нами как-то советоваться». В числе предложений президент РТ также заявил о необходимости стимулирования регионов по расширению налогооблагаемой базы (вновь перекличка с главой Калужской области).
«РАСКУЛАЧИВАНИЕ БЫЛО. ОДИН РАЗ ВЫРАВНИВАЛИ УЖЕ. МЫ ВИДЕЛИ ПОСЛЕДСТВИЯ»
Добавим, что вскоре после выступления Минниханова в Совфеде спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин рассказал депутатам ГС РТ, что речь президента Татарстана нашла отклик в сердцах других региональных лидеров. «Рустам Нургалиевич, эта постановка вопроса поддерживается и законодателями субъектов РФ. После вашего вчерашнего выступления и комментариев, которые вы там высказали, они позвонили и сказали, что регионы-доноры в таком положении, что им неинтересно и даже невыгодно заниматься расширением собственной налоговой базы при такой системе налогообложения», — поддержал он позицию Минниханова.
И наконец, на декабрьской сессии Госсовета РТ Минниханов перешел от прежней дипломатичной лексики к беспрецедентно жесткой.
«В одностороннем порядке принимаются решения на федеральном уровне. Никаких согласований! Плюс есть еще попытка изменить соотношение по софинансированию. Те, кто хорошо работает, вообще не должны получать федеральных субсидий. Это вообще глупости! Куда страна идет? Мы же федеративное государство. Как мы не можем участвовать в федеральных программах? Это вообще непродуманное решение. Так же нельзя! Мы понимаем, что надо поддерживать регионы-реципиенты, но не за счет того, чтобы изымать, ухудшать ситуацию, которая сегодня есть», — возмутился глава РТ.
«Весь заработок, который будет на следующий год, если мы хорошо будем работать, уйдет на покрытие того, что у нас изъяли», — с негодованием заявил Минниханов. Он также предъявил претензию федеральным руководителям, заподозрив их в том, что они замалчивают перед президентом РФ Владимиром Путиным болезненные последствия такой необдуманной финансовой политики для регионов.
«Раскулачивание было. Один раз выравнивали уже. Мы видели последствия. Это некоторое подобие. Ну что это такое? Если есть какие-то решения, то они должны быть согласованы, просчитаны, не в одностороннем порядке приняты», — заключил Минниханов.
Отметим, что отказ от софинансирования федеральных программ в регионах-донорах пока не утвержден официально. Как объяснил «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы РФ Айрат Фаррахов, вероятно, речь идет о новых приоритетных нацпроектах. Напомним, что в своем послании Путин предложил, в частности, направить 20 млрд. рублей на программы благоустройства. По всей видимости, предполагается, что для регионов-доноров участие в них не будет софинансироваться со стороны федерального бюджета, а значит, это прямые траты из казны региона.
Впрочем, ранее глава минфина РТ Радик Гайзатуллин, выступая в декабре на совещании в Казани перед Силуановым, привел цифры по объемам поступлений федеральных средств в бюджет Татарстана. «К сожалению, сокращение финансовой помощи в первую очередь затронуло регионы-доноры с высоким уровнем бюджетной обеспеченности. Для Республики Татарстан были сокращены объемы предоставляемых субсидий, без учета разовых субсидий на Универсиаду, с 24,3 миллиарда рублей в 2012 году до 12,3 миллиарда рублей в 2016 году. Сокращение составило 12 миллиардов рублей, или 50 процентов», — подсчитал Гайзатуллин. Цифры говорят сами за себя.
«ДОПОЛНИТЕЛЬНО РАССМОТРЕТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВ СУБЪЕКТОВ РОССИИ...»
Ряд федеральных СМИ тут же интерпретировал речь Минниханова едва ли не как отказ платить налоги в российский бюджет. Вышел целый ряд статей с заголовками в духе «Хватит кормить Москву!» и «Татарстан прекращает кормить Россию». Звучали выражения «татарский бунт» и призывы примерно наказать Минниханова, чтобы другим региональным «князькам» было неповадно. Все это производило впечатление скоординированной кампании-травли.
Не заставила себя долго ждать и реакция со стороны премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Он собрал совещание с участием в том числе нескольких глав регионов, где заявил о том, что необходимо отказаться от принципа «деньги идут к деньгам», то есть от возвращения средств заработавшим их регионам в рамках федеральных программ. По словам премьера, целевые трансферты должны направляться прежде всего «исходя из потребностей в развитии региональных отраслей экономики, в социальной сфере, а не просто в регионы, тем более в регионы, которые являются донорами и которые могут за счет собственных средств профинансировать соответствующие мероприятия». Позицию премьера, комментируя совещание в СМИ, горячо поддержал глава Республики Башкортостан Рустем Хамитов...
Президент РТ серьезно продумал и подготовил свой рискованный политический ход
После речи на Гайдаровском форуме выступление Минниханова на сессии Госсовета, которое кому-то показалось эмоциональным выплеском, предстает в другом свете. По нашей информации, президент РТ серьезно продумал и подготовил свой рискованный политический ход. Все, что теперь говорится публично, много раз доводилось до федеральных структур в ходе кулуарных обсуждений. И лишь теперь, когда те не стали слушать, Минниханов, заранее всех предупредив, выносит вопрос на широкие массы, опираясь на поддержку своего народа. «Вы не у меня отнимаете, а у 4 миллионов жителей Татарстана», — фактически говорит он.
При этом теперь, после того, как с Миннихановым солидаризировался такой тяжеловес, как Артамонов, а также другие губернаторы, представить происходящее как «татарский бунт» уже никак не получится. В этом смысле сразу вспоминаются времена «развитого федерализма», когда Минтимер Шаймиев отстаивал интересы регионов как неформальный лидер губернаторского корпуса. Теперь в эту же роль входит и Минниханов — хочешь или нет, а само кресло вынуждает. И дело, по всей видимости, даже не в 2017 годе и не в 8 млрд. рублей (отнимали деньги и раньше), а в том, что правила игры меняются на долгий срок: тут и президентский указ о региональной политике, и грядущая налоговая реформа. Минниханов и стоящие за ним региональные лидеры, разумеется, хотят, чтобы и их позиция была учтена.
Теперь вопрос, чем ответят федеральные власти и как в этот момент истины отреагирует татарстанское общество. Впрочем, все зависит от реакции одного человека — Путина, который до этого практически всегда поддерживал Минниханова.
Ну куда мы без татар, Владимир Владимирович?
«ЭТО ОЧЕНЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНО ДЛЯ ТАТАРСТАНА, ЭТО ПОЧТИ 5 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ»
«БИЗНЕС Online» поинтересовался у экспертов, удастся ли региональному лобби продавить позицию регионов-доноров и изменить новые бюджетные правила, а также чем может обернуться такая необдуманная бюджетная политика как для богатых, так и для бедных регионов.
Айрат Фаррахов — депутат Госдумы РФ, бывший замминистра финансов:
— Я абсолютно убежден, что это тема, о которой надо говорить. И о том, что сказал калужский губернатор, наш президент Рустам Минниханов говорил еще раньше в Совете Федерации. Об этом мы говорили в том числе и в Государственной Думе.
Речь идет не просто о перераспределении 1 процента прибыли. Речь идет о том, что долг субъектов (а в зоне опасности находится достаточно большое их количество) составляет примерно 2,3 триллиона рублей. Но 1 процент налога на прибыль в масштабах страны — это 100 миллиардов. При этом, с одной стороны, это вызывает серьезные трудности для субъектов, которые привлекают инвестиции, обеспечивают рост. С другой — данная мера системно не решит проблему регионов. Это очень чувствительно для Татарстана, это почти 5 миллиардов рублей (оценка потерь, приведенная Фарраховым, выше официальной — прим. ред.)! Даже если еще 20 миллиардов будет направлено на инновационные регионы, они суммарно получат 120 миллиардов. Поэтому я и говорю о том, что Татарстану необходимо вернуть хотя бы какую-то часть этих денег.
Но самая главная проблема, повторюсь, в том, что это не системная мера. У дотационных регионов недостаточная налоговая база, недостаточно доходов, поэтому данная проблема сама не решится, надо искать комплексное, другое системное решение, ведь субъекты, которые имеют доходы, имеют инвестиционный рост, должны расти дальше. Потому что если их лишить этого роста, то это повлияет на инвестиционную политику данных субъектов. Дотационные регионы нужно поддерживать. Но и регионы-доноры должны получить дополнительные источники для развития, потому что их становится все меньше и меньше. Это очень важный фактор — и необходимо переломить эту ситуацию.
Нужно искать это решение, и я очень надеюсь на то, что по инициативе комитета по бюджету и налогам в Госдуме пройдут очень серьезные парламентские слушания, касающиеся межбюджетных отношений. В рамках межбюджетных отношений можно будет очень серьезно высказаться, в том числе и по позиции Татарстана. Кроме того, в рамках послания президент РФ поручил правительству сделать новую настройку налоговой системы. Безусловно, эта настройка будет касаться в том числе и налогов, которые составляют базу для субъектов и налогов для федерального бюджета. И здесь появляется дополнительная возможность еще раз поставить данные вопросы, потому что эта настройка налоговой системы будет решать не только вопросы высокого налогообложения на труд и низкого — на потребление, она еще должна решать и вопросы доходной базы субъектов. Потому что те, кто ее нарастил и развивается дальше, должны иметь возможность получить полностью за эту работу... Я уверен, что в рамках данных обсуждений все-таки можно будет найти решение этих вопросов.
Марат Галеев — заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:
— Распределение налогов — проблема многих больших стран, особенно федеративных. Экономических теорий много, но все они, как правило, считают, что система распределения должна учитывать экономические интересы участников. И в Конституции России это в какой-то мере указано, есть совместные полномочия. В данном случае в контексте сегодняшних вариантов, которые осуществляются федеральным центром в рамках мобилизационной экономики, интересы участников никоим образом не учитываются, происходит одностороннее перераспределение. Субъекты и бизнеса, и страны выключены из процесса и обсуждения, и принятия решений. Я не согласен с тем, что это делается в одностороннем порядке, хотя по законодательству это, по крайней мере, должно обсуждаться. Решения должны быть плодом неких дискуссий и обсуждений, они не могут быть односторонними.
Поэтому голос господина Артамонова прозвучал как раз в этом ключе. Но то, что у нас на 85 субъектов приходится 10 или 12, по разным источникам, доноров, уже само по себе вызывает вопросы. Любое развитие надо стимулировать. А если мы просто делим кусок пирога как нам заблагорассудится, без учета интересов, то стимулов к развитию не будет. Поэтому здесь не только в донорах дело, а еще и в реципиентах. Нужно формировать соответствующие условия, чтобы они стремились стать самодостаточными. И когда у нас из 80 субъектов чуть больше десятка доноров, то вряд ли это можно признать нормальным. Поэтому и стали раздаваться эти голоса — Татарстан выступил, нашел в себе мужество сказать губернатор Калужской области. И еще многие так считают. Тут затрагивается вся система распределения. Если внедрить стимулы самодостаточности, то страна будет развиваться. А если не будет этих стимулов к саморазвитию, то эта система будет усугубляться. И в этом ее потенциальная опасность.
И это ведь происходит не первый год. В начале 2000 годов, когда происходила реформа бюджетной системы, была такая аргументация: усилили централизацию ресурсов, налоговую систему поменяли. Тогда тоже говорили: давайте будем выравнивать уровни потребления. Но прошло полтора десятка лет, а дифференциация только усилилась. Тогда было 18 доноров, сейчас — 12. Эта дорога малоконструктивная с точки зрения развития страны. Поэтому высказывание калужского губернатора я поддерживаю.
«ГУБЕРНАТОРЫ УЖЕ ПРИЖАТЫ К СТЕНКЕ»
Евгений Минченко — эксперт, президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг»:
— Действительно, линия на централизацию финансовых потоков у нас продолжается. И я думаю, что одна из серьезнейших проблем у нас в стране состоит в том, что такие столь важные, сущностные вопросы, как финансовые взаимоотношения центра и региона, вообще отсутствуют в актуальной политической повестке дня. Понятно, что ситуация, когда губернаторы публично критикуют правительство и минфин, говорит о том, что губернаторы уже прижаты к стенке. Потому что без крайней необходимости ни один губернатор, находящийся в здравом уме, публично критиковать правительство не будет. На мой взгляд, это является симптомом достаточно серьезной проблемы и требует действительно содержательной дискуссии.
Вадим Хоменко — вице-президент, член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук, профессор КФУ и КНИТУ-КАИ:
— Проблема межбюджетных отношений продолжается достаточно длительный период времени. Было время, когда это обсуждение носило достаточно дискуссионный характер и Татарстан выступал со своей позицией. В связи с этим нужно вспомнить договор 1994 года, когда было принято решение о распределении федеральных налогов на территории по принципу 50/50. Потом от этого решения ушли, пропорция подошла к соотношению 70/30. И эта пропорция, конечно, не оставляет стимулов к развитию регионов-доноров, к накапливанию средств, потому что они распределяются в большем количестве в пользу федерального центра. И если говорить о поддержке регионов, то можно обратиться к статистике их развития. А разница в развитии регионов России не сократилась. Это однозначно не создает стимулов к развитию, а создает стремление получать трансферты из Москвы, пользуясь различными схемами с помощью федерального лобби. Поэтому эта политика ущербна сама по себе.
Если же обратиться к практике развитых стран, то за пропорции 50/50 там никто не выходит. И в большинстве стран большая часть средств все-таки остается в регионах. К примеру, в Швейцарии в отдельные годы в кантонах оставалось более 80 процентов собранных налогов. Регионы там имеют достаточно развернутые права, подкрепленные соответствующими финансовыми ресурсами, и развиваются за счет этого.
В России мы, к сожалению, долгое время наблюдаем эту ущербную пропорцию и ограничения по выстраивания регионами собственной налоговой политики. Все налоги у нас регламентированы, идет достаточно вольное трактование сущности региональных, федеральных, местных налогов, потому что федеральные налоги перераспределяются — частично туда, частично сюда. Региональные точно так же. Четкости нет. И эти ограничения сковывают инициативу самих регионов. Последние инновации были в части налога на прибыль, когда пропорция 18/ 2 была изменена на 17/3, плюс акцизы и т. д. Все это стало наращиванием дополнительной нагрузки на бюджеты крепких регионов в момент кризиса, а средств у них и так не хватает, поэтому долгое молчание регионов и прорвалось в высказывании позиции Татарстана и Калужской области.
Я считаю, что выправление этой ситуации должно начаться с оптимизации самого федерального бюджета. Там есть возможность уменьшения поступлений с регионов. Ну и трансферты, которые направляются в регионы-реципиенты, должны быть направлены не просто на обеспечение бюджета, а на развитие этих регионов. Если этого не произойдет, деньги будут «размазываться» и дальше.
Елена Колебакина, Наталья Голобурдова, Александр Гавриленко
СПРАВКА:
По данным минфина РФ, в 2016 году в перечень субъектов РФ, не являющихся получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, попали 14 регионов: Татарстан, Калужская область, Ленинградская область, Московская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тюменская область, Ярославская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ. Общий объем дотаций регионам России на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2016 год составил 515 млрд. рублей.
В 2017 году в число дотационных регионов попала Ярославская область, так что число субъектов РФ, которые не получают дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, сократилось до 13. Общий же объем дотаций вырос до 614,6 млрд. рублей. В списке самых крупных получателей госпомощи на 2017 год: Дагестан (52 млрд. рублей), Чечня (24 млрд. рублей), Крым (18,5 млрд. рублей) Ставропольский край (17,4 млрд. рублей), Башкортостан (15,8 млрд. рублей), Бурятия (17,9 млрд. рублей), Алтайский край (22,6 млрд. рублей), Якутия (36,6 млрд. рублей) и Камчатский край (37,2 млрд. рублей).