Хочу сегодня продолжить разговор по истории Черноморского побережья Кавказа, о которой так мало знают не только многочисленные гости курорта Сочи, но даже и местные жители - а если кто и знает чуть больше, то тоже все как-то отрывками... Не так давно я уже публиковал ряд постов на исторические темы: "ТЕВФИК ЭСЕНЧ. Последний из ушедших" - про последнего из рода убыхов, кто еще говорил на их языке; "Флавий Арриан о племенах восточного Причерноморья" - записки римского историка о посещении Абхазии и Восточного Причерноморья; "О связи Трои, ахейцев и города Сочи..." - это о древних племенах и исторических параллелях; "Древние крепости Сочи: Ачипсе в Красной Поляне" - о еще сохранившихся на территории города развалинах крепостей генуэзского периода ХI-ХII в.
Но - продолжим!
Абхазия и места, где сейчас расположен главный курорт России практически с христовых времен тесно связаны с христианской верой. Здесь бывали и проповедовали сразу два апостола - это Андрей Первозванный и Симон Кананит. Последний здесь и принял мученическую смерть. О Симоне и наш сегодняшний рассказ...
Что мы знаем о Симоне Кананите?
Первое свое чудо Иисус Христос сотворил на свадьбе своего сводного брата Симеона в Кане Галилейской. Симеон был так беден, что уже к середине праздника на столах закончилось вино. Распорядитель стал спрашивать у жениха, как ему поступить. Иисус, услышав это, сказал: «Наливайте в кувшины простую воду и начинайте раздавать гостям».
(Апостол Симон Кананит с орудием своего мученичества (Караваджо, 1600-е годы)
Каково же было удивление виночерпиев, когда в чаши гостей полилось благоуханное, терпкое вино!
Симеон же, уверовав в ценности христианские, оставив свою невесту за свадебным столом, поклялся следовать повсюду за Иисусом и проповедовать веру Христову. С тех пор он стал ревностным приверженцем христианства, более известным как Симон Кананит, или Зилот (Ревнитель). Это имя отличает его от апостола Симона Петра. Вместе с апостолом Иисуса Христа Андреем Первозванным (по одной из версий, скрываясь от римских легионеров) он отправился на Кавказ, избрав это место для проповедей. Андрей Первозванный не задержался в наших краях и отправился дальше, в Скифию, прародину России. А Симон Кананит поселился в уединенном местечке Псырцха, в пещере на берегу одноименной реки. Предание говорит, что попадал он в свою пещеру-келью через узкое отверстие в своде. Было это в 55 году нашей эры. Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита, в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство. В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило.
Жил он в посте и молитвах, оберегал семьи, прославлял Иисуса Христа многими чудесными знамениями. Симон Кананит первым начал крещение местных жителей — предков современных абхазов. Но христианство только устанавливалось в этой части Понта Эвксинского, и в годы правления грузинского царя Адеркия на берегу реки римские язычники схватили Симона Кананита и отрубили апостолу голову (в этом месте до сих пор выступают на камнях пятна его крови). Тело апостола было найдено христианами и захоронено на берегу быстрой Псырцхи.
В некоторых изданиях («Жития всех Святых», Иоанн Бухарев, Москва, 1900 г.) сказано, что Симеон был распят на кресте в Британии, где как будто бы и был погребен, но Русская Православная церковь считает это мнение ложным. Четыре века спустя на его мощах был выстроен храм, разрушенный потом мусульманами-завоевателями. Позже, в X веке, храм был восстановлен на старом фундаменте, украшен внутри уникальной фресковой росписью. В дни гонений на христиан и установления Советской власти в Абхазии стены были забелены.
На сегодняшний день удалось «отмыть» лишь малую часть погибших фресок. В 1830-х годах монахи-отшельники снизу прорубили второй вход в келью Симона Кананита, выложили каменную лестницу из известковых плит. Они же на стенах пещеры выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и Симона Кананита, а на каждый церковный праздник здесь читаются молебны.
Храм Святого великомученика Симона Кананита является действующим, стоит на территории современного Нового Афона. Симону идут поклониться и испросить счастья в супружестве, любви и благополучия. По старой христианской традиции, которую свято чтят в этих местах, двери Симоно-Кананитского храма закрывают для посторонних во время свершения церковных таинств — венчания, крещения, исповеди… Православная церковь празднует день памяти одного из 12 апостолов Христа — Святого апостола Симона Кананита дважды в году: 10 (23) мая и 30 июня (13 июля). Сам же Новый Афон находится под покровительством Богородицы. Здесь ей даже посвящена церковь Покрова Божией Матери.
Анна Мартынова