В сфере туризма есть много разных организаций, о которых я, честно признаюсь, ни разу не слышал... И про руководителей этих организаций тоже не знаю ничего. Но разве могу я знать все про всех?
Тем не менее, хочу поделиться с вами, дорогие мои френды, статьей некой Светланы Ануфриенко, руководителя федерального проекта «Туристская Ассоциация регионов России». Тем более, что тема для меня важная и актуальная.
Ну что, узнаем мнение Светланы?!
Не все спокойно в датском королевстве.
Так, неделю назад мы наблюдали как Президент России Владимир Путин на Форуме действий Общероссийского народного фронта резко раскритиковал ситуацию, сложившуюся в отечественной туротрасли, отметив, что «безусловно, внутренний туризм у нас существенным образом увеличился, возрос. Но это отчасти только заслуга тех, кто занимается туризмом. В большей степени связано это – и надо говорить об этом всегда честно, прямо – с курсовой разницей, с тем, что ездить за границу сейчас стало дороже».
Поводом к критике послужило выступление активистки Народного фронта о происходящей «подмене понятий» в туризме. В рамках общественного контроля удалось установить, что в регионах, работающих с привлечением средств Федеральной целевой программы развития туризма (ФЦП), туристские объекты, которые должен был построить частный инвестор, так и остаются на бумаге, поскольку заявленный инвестор по каким-то причинам отказался, денег не дал и т.д. Или возведенные объекты оказались совсем иного назначения. В то время как обеспечивающая инфраструктура к ним за бюджетный счет была построена и не используется. То есть работа проведена, а кластер не создался.
Подобные проблемные ситуации наблюдаются в Амурской области, Бурятии, Якутии, Ельце, Хабаровском крае. Как вопиющую проблему можно припомнить создание кластера в Республике Алтай, и озеро, которое ушло…
То ли регионы виноваты, что частного инвестора привлечь не могут, а качество работы не выдерживает никакой критики, то ли механизм ФЦП не удобен (ведь предлагалось же сделать бюджетное софинансирование по факту строительства), или ответственное ведомство что-то не то делает. Не знаю.
Несколько дней назад в рамках Международного туристского форума в Сочи SIFT состоялось рабочее совещание по вопросам исполнения поручений президента, данных по итогам заседания Президиума Госсовета в Ялте летом 2015 года. Глава Ростуризма Олег Сафонов, отчитываясь о реализации ФЦП, отметил: «В рамках программы предусмотрено 54 туристско-рекреационных кластера, при этом 10 кластеров уже созданы». То есть объем выполнения на сегодня составляет 18,5%. При том, что программа рассчитана на срок 8 лет, шесть из которых уже прошли. Вот и судите сами, все ли в порядке.
Сам же форум SIFT и проведенный там же, в Сочи, конгресс туроператоров прошли очень противоречиво. Обсуждаемые проблемы по введению курортного сбора, по законодательным изменениям вызвали массу вопросов, эмоций и точек зрения. Но с другой стороны, пусть лучше мероприятие вызывает много эмоций, чем не вызывает никаких.
Недавно на очередном форуме по туризму в Ярославле ко мне подошел директор одной уважаемой туроператорской компании и говорит: «Вы скажите им там, что же они одно и то же проводят. Смысла в этом нет». Ведь действительно у нас в разных регионах проходит масса однотипных мероприятий, обсуждаются одни и те же вопросы. Можно резолюции даже не переписывать, только даты менять. А воз и ныне там.
Вдобавок к этому набору фактов приведу еще один: комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга по оценке контрольно-счетной палаты города нелегально в 2015 году израсходовал более 7 млн. рублей, заявив о проведении ряда мероприятий, о которых не смог отчитаться.
Какая в этом всем взаимосвязь? Взаимосвязь в тотальной подмене понятий в отрасли. Когда процесс выдается за результат. Проведенный форум как результат работы туристского комитета региона, заключенное соглашение между субъектами страны как показатель межрегионального сотрудничества, создание объектов на государственные средства несистемными фрагментами как результат развития инфраструктуры, конкурсы туристских брендов, о которых массовый турист вряд ли что узнает и т.д.
И многим это выгодно. Только процесс остается процессом, к тому же по нему потом отчитаться не всегда получается. Результат же развития туризма в регионах может быть только однозначный: количество туристов, оставленных ими денег, запущенных объектов инфраструктуры.
Сегодня мир очень быстро меняется. Хотим ли мы этого, не хотим, замечаем или нет. Меняются тенденции в обществе, технологии, поведение потребителей. Меняются инструменты в мировой политике и экономике для достижения результатов. Верхушка нашего государства многое понимает и уже пробует применять. Иначе мы останемся во вчерашнем дне. Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию в этом году будет по своей сути особенным, отличным от всех предыдущих, с акцентом на улучшение инвестиционного климата в субъектах России и отраслях, с учетом нового взгляда институтов развития государства, таких как Агентство стратегических инициатив.
Для того чтобы наша туристская отрасль «не варилась в собственном соку», была бы ориентирована на результат, сняла бы с себя образ страдалицы и в конце концов взяла ответственность за саму себя, нужны совсем другие мозги, мышление из другой, новой, современной парадигмы. Не мышление кого-то, а мышление всех нас, кто внутри туризма.
Грызня и дележ бюджетного пирога на несколько человек не приводят к нужному результату и влекут тяжелые последствия. Сегодняшняя логика: «дайте деньги – мы их освоим, а результатом будет процесс» больше не работает. Кроме того, что она уголовно наказуема, она ущербна по своей сути.
Но позиция «не урвать сегодня, а пустить в развитие, обретая больше», возможна только для масштабных игроков. И не все меня поймут. В то время как мелкие по сути довольствуются лишь плодами жадности.
Мировой тренд сегодня – отход от патернализма, национальная инициатива, открытость инновациям. Перемены нужно не ждать, а создавать. Если услышим – будем на коне!
Светлана Ануфриенко.