Российский внутренний туризм набирает обороты, и, хотя многие игроки рынка твердят это уже последние десять лет, именно санкционные и макроэкономические ограничения стали стимулом и возможностью для развития туризма и увеличения интереса к отдыху внутри страны у граждан всех доходов и слоев. Об актуальных трендах внутреннего туризма в своей статье рассказывает генеральный директор Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова.
Привычки наших путешественников в 2016 году претерпевают изменения. В качестве основных можно выделить следующие:
1. Сила мобильного рынка
Мы, конечно, не китайцы, и не являемся самым большим рынком смартфоно-держателей на планете, однако, именно онлайн и мобильное бронирование являются ярким трендом времени. Современные туристы ищут сами, напрямую, консультируются с Tripadvisor, анализируют цены, находящиеся на расстоянии одного клика пальцем, проверяют отзывы и фото, ищут по 7 и более раз с разных сторон и на разных порталах и бронируют, бронируют, бронируют онлайн.
2. Китайское пополнение
Мы вошли в 10-ку доступных и экономных стран для путешествий в мире, однако другие факторы, такие как безопасность и сложность получения визы, все же остаются должным ограничением для путешествий европейцев, количество которых упало почти на 40%.
Все регионы страны, комитеты по туризму, объекты гостиничного хозяйства активно осваивают новые направления страны. Китайские туристы поехали. Мы учимся работать с социальными медиа такими, как Weibo, QZone и Kaixin00, открываем сайты для китайского файрвола, переводим сайты и меню, входим в программу China Friendly – в общем заинтересовываем наших восточных соседей в поездке в Россию, и они отвечают нам взаимностью.
3. Абонент временно недоступен
Усиленно растет количество туристов, которые хотят интересного нового отдыха, хотят в течение отпуска окунуться в непривычную атмосферу, сбежать от цивилизации, вкусить дух природы и отключиться от сети. Некий цифровой детокс. Так появляются отели и курорты, где отсутствие Wi-Fi является преимуществом. Не стоит путать с бизнес-отелями для командировочных туристов, для которых присутствие Wi-Fi обязательная необходимость, как подушка на кровати в гостинице.
4. Курорты – наше все
Девелоперским трендом туристской индустрии современности является создание центров притяжения, новых курортов, направлений, уникальных рекреационных комплексных территорий. Развитие объектов вместе, а не точечной застройкой. Создание предпосылок для повторных визитов, открытие новых курортов, которые будут создавать новые воспоминания. Это "игра в долгую", это красивые бизнесы, которыми можно гордиться, оставлять в наследство и "дарить детям", да и хвалиться перед старшим поколением.
5. Close-to-home experience
Современный бэк-пеккинг – это вовсе не пеший путешественник с рюкзаком за спиной, а автомобиль, любой абсолютно марки, где пресловутый рюкзак, велосипед, рыболовные снасти, самокат, гриль, да и много чего еще лежит в багажнике.
Это жители городов от мала до велика, которые отправляются от места своего жительства в путешествие на расстоянии одного бака бензина с семьей, детьми, компаниями и домашними животными.
Это короткие приключения на 2-4 ночи, насыщенные и яркие. И это не одна поездка в год, а 4-6 поездок в перерывах между отпусками. Staycation – это новый термин, который учат все гостиницы и курорты городов.
6. Обеспеченные туристы более требовательны
Житель нашей страны пришел в 2016 год с большим багажом, а обеспеченный класс – вдвойне. Они знают, что такое премиум-отдых на собственном опыте, они готовы платить стоимость пятизвездочных услуг в России в 2-3 раза дешевле, чем в Европе, как это стало неожиданно возможно из-за курсовой разницы.
В то же время их не ограничивает языковой барьер, им не надо задумываться, даже если они свободно владеют английским, при обращении к сотрудникам индустрии гостеприимства. Поэтому они просят, спрашивают, требуют – российские туристы премиум-класса в нашей стране более требовательны к качеству услуг отелей и ресторанов, чем к таким же услугам за рубежом.
7. Сервис по-русски
Как много анекдотов придумано про сервис в наших отелях, туристских бюро, такси, ресторанах и барах, аэропортах и музеях. И все же современной тенденцией является рост конкуренции, рост количества предложений, а, следовательно, рост уровня сервиса и внимания к потребностям гостей в каждом туристском предприятии. И количество предприятий индустрии, в которые хочется возвращаться, где сотрудники внимательны не к потребностям большого начальника, а гостя, растет.
8. Диджитал-помощники
Удивительно, но в текущей туристической реальности уходят в прошлое некоторые элементы индустрии и целые направления. Так раньше в каждом городе можно было найти бумажную карту путеводитель и не одну, сейчас же производства карт сократились.
Диджитал-карты, Google и Яндекс карты заменили физические карты, поиск интересующего объекта прост, при этом они покажут и место расположение музея, и как к нему прогуляться пешком, и где взять велосипед напрокат, и когда придет ближайший автобус.
Но карты не единственный архаичный тревел-гаджет: печатные фотокарточки, альбомы, которые формировали путешественники после поездок, успешно заменены фотографиями, публикуемыми в социальных сетях сразу после создания. А для фотографирования все больше и больше людей пользуются планшетами и смартфонами, оставляя классическую фотокамеру дома.
9. Гостиничный телефон для связи с ресепшн
Отели тоже переживают революционные и эволюционные изменения. Так услуга междугородней и международной связи ушла в прошлое, и гостиничные телефоны туристы используют преимущественно для связи с ресепшн, заказа румсервиса, звонка соседу в номер.
Лобби-зона становится открытым социальным пространством для общения, проведения времени, ожидания, переговоров, работы – уходят на второй план отдельные зоны лобби-бара и ресепшн, все это превращается в единое пространство, живущее круглые сути, уютное и стильное. В дополнение туризм в полном объеме стал "некурящим".
10. Отдыхать с детьми – модно
Семейный отдых, поездки с детьми до 14 лет – это тенденция современного туризма. А, следовательно, значимыми факторами становится инфраструктура для детей разного возраста.
Номера, адаптированные для проживания гостей с двумя, тремя, четырьмя детьми, детские меню в ресторанах, анимация и развлечения, детские SPA-программы, каникулярные аттракции, отвечающие потребностям современного, динамично меняющегося мира ребенка программы, которые стимулируют его, а, следовательно, и родителей вновь отправляться в путешествие по любимой стране, возможно и не так далеко от дома.
Если перейти к частному, то можно увидеть, что и у бизнеса можно стимулировать интерес к внутреннему туризму. Вариантов государственного стимулирования или бизнес-инициатив увеличения интереса сотрудников предприятий к отдыху внутри страны довольно много, международный опыт тоже показывает успешные примеры:
- Большая часть сосредоточена в системе "дорожных чеков". То есть предоставление виртуальных "денег" для оплаты поездки именно внутри страны.
- Компенсация НДС за оплаченные путевки или проживание в отелях.
- Увеличение дней к отпуску на "время в дороге" – что является крайне актуальным, так как якорным видом туристского транспорта в стране пока остается железная дорога, и поездка на 14 дней к морю у многих вызывает необходимость 6 дней из долгожданного отпуска провести в поезде.
- При отдыхе в оздоровительном курортном заведении увеличение количества дней к отпуску или возможность взять long weekend (дополнительная пятница) в любое другое время в году становится выгодным стимулом для предприятия. Ведь оздоровившиеся сотрудники более продуктивны и меньше болеют, не берут больничные в течение года и в поле заслуживают такой пятничный прогул официально.
- Совместные программы с командировочными поездками: бонусные программы, например, Аэрофлота – позволяют тратить баллы, накопленные на путешествиях с профессиональными целями, на поездки внутри страны на отдых.