Набрел на достаточно интересную свежую статью по теме инвестиций в старые и в новые санатории и, разумеется, решил поделиться этим материалом здесь... :)
Итак!
Владельцы черноморских санаториев рассчитывают продать свои объекты крупным частным корпорациям и госкомпаниям, заинтересованным в расширении собственной медицинской инфраструктуры. Но пока потенциальных инвесторов отпугивают высокие издержки по содержанию здания, оборудования и медицинского персонала, а также непомерные ценовые аппетиты продавцов – в среднем они оценивают свои активы в сумму более чем 600 млн. рублей при средней выручке не более 80 млн рублей.
Сейчас в Краснодарском крае, как правило, санатории выставляют на продажу по причине смены вида деятельности или места жительства собственника. «Шеф заниматься этим проектом не хочет. Объектов недвижимости у него много, доходы есть, да и возраст под 60 лет. Поэтому он сейчас ничем не хочет заниматься вообще. Я предлагал перестроить или перепрофилировать санаторий, но ему это неинтересно», – говорит риелтор Сергей Черков, продающий Оздоровительный комплекс им. А.И. Хальзева в Туапсинском районе. А белгородской инвесткомпании «ОЭМК‑Инвест» приходится за 350 млн рублей продавать одну из старейших здравниц Сочи – заброшенный санаторий «Москва». Как пояснила Vademecum представитель «ОЭМК» Ольга Угарова, санаторий достался компании в счет долга одного из контрагентов и выставлен на продажу как непрофильный актив.
Непрофильный актив белгородской «ОЭМК‑Инвест» – здание санатория «Москва» в Сочи – ищет покупателя не первый год
Помимо объектов, требующих полной или частичной реконструкции, продаются и вполне успешные рекреационные активы. Например, сочинский оздоровительный комплекс «Спутник», собравший в 2014 году выручку более 405 млн рублей. В самом «Спутнике» предпочли не комментировать факт продажи. Не ответили на запроc Vademecum и в «СМП Банке», владеющем 24,3% ООО «Бизнестренд», записанного собственником «Спутника».
Избавиться от крымских курортных активов спешат граждане Украины. Три крупнейших санатория, продающиеся в Крыму, принадлежат ООО «Волна», учрежденному украинцами. По словам риелторов, объекты выставлены на продажу около трех лет назад, но покупатели на них пока не нашлись. Совокупно «Таврия», «Прометей» и «Солнечный» оценены в 5,2 млрд рублей. Тогда же, то есть примерно три года назад, был выставлен на продажу санаторий «Голубая волна» в Саках. Актуальная стоимость объекта – $6,5 млн. Украинские бенефициары в данном случае скрыты за офшором – кипрской компанией Perorme Ltd. Представители администрации санатория пожаловались VM на сложную ситуацию, связанную с долевым владением: «Одни собственники продают, а вторые – не очень».
«Часть санаториев продается в силу неспособности менеджеров навести порядок, и в то же время многие объекты требуют значительных финансовых вложений, которых нет сейчас у республики, у местных властей, поэтому эти объекты целесообразно передать частным инвесторам, которые могли бы вложить деньги и развивать их», – говорит директор Ассоциации курортов Крыма Александр Трофимов. По разным оценкам, дополнительных инвестиций требуют 60– 80% крымских санаториев.
На каких же инвесторов стоит рассчитывать нынешним владельцам черноморских здравниц? Прежде всего, на крупные частные корпорации и госкомпании, которым санатории необходимы как часть собственной медицинской инфраструктуры наряду с медпунктами и медсанчастями – для лечения и реабилитации сотрудников и членов их семей. Генерирующая компания Татарстана, например, весной этого года приобрела 58,13% сочинского санатория «Золотой колос» у УК «Татэнерго», подконтрольной Министерству имущества и земельных отношений РТ. Новый основной владелец забрал мажоритарный пакет акций в счет долга в 1 млрд рублей, потраченных перед Олимпиадой на реконструкцию объекта. Еще 25% «Золотого колоса» получит ОАО «Татэнергосбыт» за 300 млн рублей.
Упомянутое выше ООО «Газпром добыча Оренбург» объявило, что вложит 3,3 млрд рублей в реконструкцию своего санатория «Дюна» в Анапе. Другая «дочка» газовой монополии – «Газпром добыча Уренгой» – потратила за последние два года 1,5 млрд рублей на строительство лечебно‑оздоровительного комплекса «Витязь» в Сочи.
Подходящий для себя санаторий подыскивает авиакомпания S7. В конце апреля 2016 года авиаторы получили одобрение ФАС на покупку сочинского пансионата с лечением «Лучезарный», которым раньше владела структура УК «Открытие» – «Альянс Интернэшнл», но в августе 2015 года передала его по договору уступки прав требования сочинской компании «Маленький принц». Как сообщил VM источник, близкий к переговорам, в последний момент сделка сорвалась. «S7 даже внесла задаток в 50 млн рублей, уже ударили по рукам, но покупка так и не состоялась – из‑за мелочи. По договору S7 должен был достаться участок у моря, а у собственника – территория выше, поэтому он просил обеспечить проход к пляжу. Покупатели отказались от этого условия», – пояснил собеседник VM. В S7 ситуацию никак не комментируют, а менеджмент «Лучезарного» недоступен для комментариев. Сейчас, свидетельствуют местные риелторы, пансионат вновь продается – за 270 млн рублей.
Пансионат с лечением «Лучезарный» почти перешел под контроль авиакомпании S7, но в последний момент сделка сорвалась
Украинские владельцы крымских санаториев тоже возлагают основные надежды на российских инвесторов, таких, например, как Сбербанк. Действующий инвестпроект, подписанный 2 декабря 2015 года, предполагает вложения в комплекс «Мрия Резорт» в объеме 95 млн рублей. Правда, по данным официального инвестпортала РК, самым крупным вложением в рекреационную отрасль республики отметилась не какая‑нибудь крупная российская компания, а некое ООО «Сельбилляр», готовое потратить 670,1 млн рублей на развитие сразу четырех объектов, в том числе, через свою «дочку» ООО «Радуга», на реконструкцию детского санатория «Ай‑Тодор». Фирма принадлежит Ларисе Царевой, жене бывшего депутата Верховной Рады Олега Царева, который считается одним из самых пророссийских политиков Украины. Впрочем, по словам представителей санатория, в конце мая этот инвестпроект «Ай‑Тодор» реализован еще не был.
В Крыму интерес потенциальных инвесторов сдерживают общее неудовлетворительное состояние инфраструктуры, перебои в энергоснабжении и непомерные ценовые аппетиты собственников. Как говорит директор выставленного два года назад на продажу пансионата «Береговой» Валерий Крячко, «серьезные покупатели находились, и не раз, но сторговаться с владельцем о цене никто не смог».
Инвестора в лице госструктуры или частного предпринимателя в самом Крыму найти сложно, считает рязанский бизнесмен Георгий Шерозия. Его крымский проект – строительство пансионата с медицинским центром, спа, банями, бассейнами, парками, игровыми площадками и теннисным кортом, пляжем и торгово‑развлекательным центром – зародился пять лет назад. По словам Шерозии, в поиске средств на возведение сооружения он писал письма во все инстанции, но никакой поддержки не получил. До этого бизнесмен безуспешно пытался найти частных соинвесторов, готовых вложить в реализацию проекта несколько миллионов рублей. «Собственный бизнес, который у нас в Рязани, сейчас тоже не в том состоянии, чтобы финансировать проект в Крыму», – говорит Шерозия. Ему принадлежит компания «НИТИ» с несколькими центрами, торгующими мебелью и товарами для строительства и ремонта. По данным СПАРК‑Интерфакс, в 2014 году выручка ООО «Торговый дом «НИТИ» составила 547,1 млн рублей. Совсем недавно Шерозия принял решение искать помощи у населения, а именно продать пару этажей недостроенного пансионата по номерам и на полученные деньги доделать комплекс. Отдельный номер будет стоить около 2–2,5 млн рублей, то есть примерно 8 тысяч за 1 кв. м.
Общее прояснение ситуации в Крыму, разрешение юридических вопросов и строительство моста должно постепенно привлечь тех, кто готов приобрести или инвестировать в здравницы. «Сейчас все видят, что мост не фантастика, – говорит Александр Трофимов из Ассоциации курортов Крыма. – И те, у кого есть средства, склонны уже сейчас приобретать санаторно‑курортные объекты, а не брать их в аренду. Понятно, что пройдет еще год‑два, пока все будет закончено. Тогда в разы вырастут и арендная плата, и стоимость самих объектов».
Когда-нибудь строительство моста через Керченский пролив оправдает надежды владельцев крымских санаторных латифундий
Пока присоединение Крыма успело повлиять в большей степени на активность украинских владельцев, которые спешат избавиться от бизнеса на «недружественной территории», а не на российских игроков, способных этот бизнес приобрести. Единственная крупная сделка за последние два года – покупка национализированного санатория «Форос». Федерация профсоюзов Республики Татарстан приобрела его за 1,4 млрд рублей. Однако председатель профорганизации Татьяна Водопьянова заявила ТАСС, что федерация выступала лишь оператором сделки, а реальные покупатели – несколько крупных компаний, главная из которых «Татнефть». Вскоре, помимо «Фороса», на продажу будут выставлены еще три национализированных объекта – санатории «Дюльбер», «Ай‑Петри» и «Мисхор» на южном берегу Крыма. Пока эти предприятия работают в прежнем режиме. За первые три квартала 2015 года «Ай‑Петри» выручил 253,6 млн рублей, «Дюльбер» – 106,7 млн, «Мисхор» – 295,8 млн. Судьбу санаториев предугадать сложно, если вспомнить, что торги по злосчастному «Форосу», принадлежащему до национализации одиозному украинскому олигарху Игорю Коломойскому, переносились дважды (сначала из‑за отсутствия участников, а затем – из‑за обесточивания полуострова).
Участники рынка и представители профильных объединений и в Крыму, и на Кубани отмечают сложности в управлении санаторным бизнесом и содержании объектов и называют это решающим фактором, отпугивающим потенциальных инвесторов. Топ‑менеджер одного из крупнейших в Геленджике частных санаториев отмечает, что издержки по содержанию здания, оборудования и медицинского персонала, а также отсутствие льгот по аренде земли подводят рентабельность бизнеса к нулю. «Ситуация на побережье Краснодарского региона плачевная для покупателей. Реальных объектов, таких, чтобы земля под ними была в собственности, уже не существует. Все в аренде, за которую надо платить. Если что и осталось в собственности, то 1–1,5 га без коммуникаций», – сообщил VM о своем видении местного рынка сотрудник одной из кубанских риелторских компаний.