Сегодня хочу коснуться одной одной интересной темы. Речь о том, почему у нас в стране не сильно распространено на предприятиях иметь Советника для руководителя... Хотя мой личный опыт неоднократно подтверждал необходимость такого специалиста в штате компании.
Итак:
1. Зачем вообще нужен Советник директору или предпринимателю?!
2. Как искать и как выстраивать предприятию отношения с Советником?
Мой опыт, да и куча книг, говорят о том, что ни у одного руководителя не может быть в наличии такого объема знаний, качеств и опыта, который на деле нужен предприятию. У всех есть свои сильные и свои слабые стороны. Да и сотрудники не всегда готовы воспринимать всё от руководителя - иногда, по факту, проще что-то услышать от кого-то другого.
В начале двухтысячных я. по своей давней привычке, полез читать про то, что и как делают на Западе, чтобы быть более успешными в бизнесе. Нашел много чего интересного, но особо меня впечатлил институт советников. Я был весьма удивлен, насколько широко он применяется в разных сферах бизнеса и политики. Причем один и тот же руководитель может иметь много советников. И там, в Европе, это достаточно привычно.
Разумеется, раз есть такая штука, то почему бы и не воспользоваться этим инструментом у нас?!
Я оглянулся по сторонам, прикинул, кто мог бы помочь мне в качестве Советника и достаточно быстро определился с возможными кандидатурами. Кое-кто явно мог помочь мне по вопросам туризма (так как человек руководил в Сочи филиалом крупной российской туристической компании, которая на тот момент специализировалась в работе с крупными корпоративными клиентами). А еще был тот, кто уже давно изучал нюансы и специфику работы с персоналом, а, значит, мог и мне помочь овладеть этим делом.
Дальше - больше!
Я достаточно быстро вошел во вкус и начал искать себе советников по всем вопросам, которые считал для сбя важными и актуальными. Разумеется, не всегда это оформлялось юридически, но был и такой опыт тоже.
И уже к 2008-2009 г.г. я начал практиковать работу в качестве Советника уже сам. Благо, поделиться опытом и знаниями мне никогда не было жалко.
Зачем же нужен директору Советник?!
На деле не всегда руководителю есть с кем посоветоваться или даже просто обсудить ту или иную ситуацию в бизнесе. А вопросы-то непростые. Сложные вопросы.
Сотрудники тут не помогут. С кем-то со стороны беседовать - тоже не выход.
Можно идти учиться, но на любом семинаре скорее расскажут о чем-то общем, чем разберут конкретную ситуацию, да еще и учтут именно твои обстоятельства.
Книги - вещь хорошая. Но нужную книгу еще найти не так уж и легко, а пока прочтешь, так и разориться два раза успеешь.
Поэтому и нужен Советник! Он, скорее всего, и сам уже переживал целый ряд проблем и сложных ситуаций, и книг прочел немало по этому поводу, и на семинары находился. И конкретные обстоятельства ему учесть проще. Плюс - это не конкретный подчиненный, перед которым руководителю не всегда с руки показывать свою нерешительность в принятии определенного решения...
Если же мы говорим о предпринимателе, то здесь роль Советника еще выше. Ведь тот круг вопросов, который стоит перед основателем нового бизнеса, в разы шире перечня вопросов, стоящих перед директором. Как и ответственность, что у предпринимателя выше несоизмеримо (при равных объемах бизнеса). Соответственно, предпринимателю может понадобиться не один советник.
Разумеется, Советник - не идеал. Он тоже может ошибаться. Может много не знать, чего-то не уметь, некоторыми компетенциями не обладать. И это - нормально!
Но одна голова - хорошо, а две - еще лучше!
Моя рекомендация - всем руководителям и всем предпринимателям обязательно создать у себя на предприятии должность Советника директора и, проведя основательный поиск вокруг, пригласить на эту позицию достойного опытного человека, который своими знаниями, опытом и связями может ощутимо помочь предприятию в вопросах развития.
Причем, тут не требуется очень уж много денег. Скорее, важнее будет обеспечить системную работу. К примеру - еженедельные встречи на полтора-два часа, во время которых можно обсуждать Цели и Планы, сложные случаи и действия ключевых сотрудников.
Сам факт системного подхода уже позволит предприятию ощутимо продвинуться вперед за первые же 3-4 месяца.
И. в завершение, попрошу всех читателей высказать свое мнение по этому вопросу и, если у вас на предприятии или в жизни был такой опыт, то попрошу поделиться впечатлениями.
Успехов всем нам! :)