Текущая ситуация
В настоящее время в России теми или иными услугами санаторно-курортных учреждений, учитывая все источники финансирования (бюджетные средства, средства ФСС, предприятия и организаций, личные средства граждан) пользуются в течение года не более 4 млн человек. Хотя бы раз в два-три года услугами санаториев пользуется не более 7-8 млн россиян.
Фактически, 95% населения страны вообще не пользуется услугами санаторно-курортных учреждений.
По данным Росатома (одной из самых «продвинутых» в плане обеспечения санаторно-курортным лечением своих сотрудников), всего лишь 1 из 10 работающих на вредных и тяжелых условиях труда получает путевку в санатории в течение календарного года. А сотрудники Росатома, работающие в обычных условиях труда, по факту могут получить путевку всего лишь один раз в 25 лет (Всероссийская Неделя труда, Сочи, 18-21.04.2016 г.)!
Ежегодные потери России от травматизма и заболеваний, вызванных опасными и/или тяжелыми условиями труда составляют 4,3 ВВП («Российская газета» от 25.01.2014).
Учитывая, что на опасных участках работает всего 9,5 млн человек в России, и, допуская, что оставшаяся часть трудоспособного населения болеет в несколько раз реже – т.е. можем допустить, что потери экономики по всем иным трудоспособным 61,5 млн граждан составляют 4,3 : 5 х (61,5 : 9,5) = 4,1 ВВП.
Общие потери: 4,3 + 4,1 = 8,4 ВВП России!
Вышеуказанные цифры не учитывают потери страны от недостаточного объема санаторно-курортного лечения для детей и подростков, для инвалидов, ветеранов и людей пенсионного возраста!
Что приобретают те, кто регулярно пользуется услугами санаториев?
Даже не касаясь сферы специализированных санаторно-курортных учреждений Минздрава, ФМБА, и детских здравниц, ориентированных на лечение сложных случаев за счет бюджетных средств (таких объектов менее 100 в России), а рассматривая большую часть санаториев (общее количество свыше 1650 объектов в стране), стоит отметить, что те граждане, которые регулярно проходят курс лечения в санаториях, отмечают в подавляющем большинстве случаев (свыше 85%) следующие положительные факторы:
- Легкое пробуждение по утрам, отсутствие хронической усталости;
- Заметно более высокая работоспособность и меньшая утомляемость;
- Отсутствие или ощутимое снижение раздражительности;
- Повышенная стрессоустойчивость, готовность к решению сложных задач;
- Заметный терапевтический эффект в плане имеющихся хронических заболеваний;
Ряд ведущих корпораций и крупных работодателей активно используют санаторно-курортное лечение не только для восстановления работоспособности своих сотрудников, но и используют сам факт наличия данных услуг как весьма привлекательный момент для привлечения и удержания лучших сотрудников и руководителей всех уровней.
Возможные цели и задачи государственной политики в области санаторно-курортного лечения
- Увеличение доли россиян, получающих хотя бы раз в год или раз в два года санаторно-курортное лечение с нынешних 5% от населения страны до 10% к 2020 году и до 25% к 2030 году (т.е. от 7-8 млн россиян сейчас до 15-16 млн к 2020 году и до 35 млн к 2030 г.).
- Снижение доли бюджетных средств в оплате санаторно-курортных услуг за счет активного вовлечения в эту сферу денежных средств предприятий и организаций и личных средств граждан.
- Сохранение и увеличение числа детей, инвалидов и работников с тяжелыми и/или вредными условиями труда, пользующихся услугами санаторно-курортного лечения на базе здравниц, принадлежащих РФ, в рамках имеющегося бюджета за счет совершенствования лечебных методик, оптимизации бизнес-процессов, ликвидации простоев номерного фонда.
Вышеуказанных целей можно добиться за счет следующих шагов:
- Активизация информационно-просветительской деятельности о лечебно-оздоровительных возможностях российских курортов среди таких категорий, как – практикующие врачи; студенты мед. вузов и вузов, готовящих специалистов по туризму; работники социальных служб; представители профессиональных союзов; работники кадровых служб; руководители всех уровней вне зависимости от формы собственности организации и предприятия;
- Анализ и совершенствование имеющейся нормативно-правовой базы, приведение ее в соответствие с современными социально-экономическими реалиями, при условии активного использования имеющихся наработок и передового опыта ведущих здравниц России;
- Проведение активной просветительской программы в СМИ и интернет-пространстве, с привлечением наиболее популярных медиа-персон, имеющих авторитет среди разных целевых аудиторий;
- Развитие всех видов и форм социального лечебного туризма, ориентированного на детей и подростков, на людей старшего поколения (примеры - работа в межсезонье по приему пенсионеров в Сочи по программам «Серебряный возраст» и «Открытый Юг» в последние несколько лет с ценой путевки от 1100-1300 руб. в сутки на человека, уже с лечением, питанием, бассейно и культурной программой);
- Организация и проведение информационно-учебных туров для врачей и социальных работников со всей страны в ведущие курортные регионы в межсезонье для ознакомления с лечебными возможностями Мацесты в Сочи, грязей Сакского озера в Крыму, тамбуканских грязей в КавМинВодах и т.д.;
- Расщирение перечня налоговых льгот для граждан и предприятий при условии оплаты ими санаторно-курортного лечения (идет лишь смещение места уплаты налога с территории проживания гражданина/места деятельности предприятия на территорию, где расположена здравница – при этом возможно серьезно увеличить сбор налогов за счет расширения круга пользователей услугами санаториев);
- Активная пропаганда и развитие здравниц и санаториев непосредственно в регионах России за счет предоставления налоговых льгот со стороны региональных властей (небольшие уступки на начальном этапе позволяют привлечь в экономику региона серьезные суммы и далее обеспечить постоянный круглогодичный поток клиентов и рост налоговых платежей со стороны новых здравниц);
Также считаю крайне целесообразным введение урока в старших классах средней школы по теме «Курорты России и их лечебные возможности»!
Разумеется, это далеко не все, что стоило бы сделать, это, скорее, первоначальные наброски и без детализации, но сейчас важно задать некий вектор, направление мыслей, целей и задач...
Дмитрий Богданов