Пишет "РАТА news":
Белоснежные берега искусственного озера, лесистые склоны Алтайского предгорья и уютные корпуса отеля с ярко-красными крышами – так выглядит особая экономическая зона (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа «Алтайская долина». Увы, только на бумаге. Реальный вид комплекса сильно отличается от проектных картинок: груды щебня и песка да огромная лужа с мутной водой – тот самый главный туристический объект кластера, полуторакилометровое искусственное озеро. Весь комплекс планировалось сдать в 2017 году, первые туристы должны были насладиться отдыхом еще в 2013, однако пока курорт так и не смог их принять. 8 млрд. бюджетных рублей и более 13 млрд. инвесторских в буквальном смысле утекли: дно озера устлали дешевой низкокачественной пленкой, из-за чего вода стала уходить в землю со скоростью 5 см в сутки, и теперь объект надо полностью переделывать.
Не лучше выглядит и попытка создать туристическую экономическую зону в Бурятии. Инфраструктуру там построили, да оказалось, что бизнес туда калачом не заманишь. «Целый город за 4 млрд. рублей, набережная, маяк, который уже начинает разрушаться, оборудованный пляж. Но ни одного туриста – страшный мертвый город», – рассказала «Коммерсанту» заместитель руководителя проекта ОНФ «За честные закупки» Анастасия Муталенко. По ее словам, гостиницы, развлекательные центры, магазины и другие объекты, которые вдохнули бы сюда жизнь, в Бурятии строить никто не хочет.
«Минэкономразвития установил негласный нижний порог на инвестпроекты – 86 млн. рублей на 1 гектар. В регионе единицы предпринимателей, способных осилить подобные проекты. Более того, законодательный запрет на вырубку леса у Байкала не позволяет бизнесу вести строительство»,– продолжает г-жа Муталенко. Да и климат в Бурятии такой, что пляжным отдыхом можно наслаждаться лишь пару летних месяцев. Приходится, похоже, признать, что само место выбрано неудачно.
Не лучше дела и у другой особой туристической зоны на Байкале, в Иркутской области. К «Воротам Байкала» нет не то что дороги от Иркутска – даже географических указателей. В общем, через семь лет после начала строительства здесь процветают только болота, хотя несколько десятков миллионов рублей застройщики «Ворот» освоить успели.
Строительство туристической инфраструктуры за счет государства не всегда оканчивается крахом, есть и положительные примеры – в том же Алтайском крае. Вторая расположенная там ОЭЗ – «Бирюзовая Катунь» – отстроена на 95%, за нее радеет губернатор, курорт пользуется популярностью.
Чуть больше толка от строительства туристических кластеров, которые в 2014 году включил в федеральную целевую программу по развитию туризма на 2011-2018 годы Дмитрий Медведев. Одно из главных достижений – туристско-рекреационный кластер Завидово в Тверской области, считает заместитель главного редактора журнала «Отдых в России» Олег Злобин: «Там с помощью ФЦП практически в чистом поле с нуля создают отличную инфраструктуру. Уже пятизвездный отель появился, дорога к нему, причалы и водная инфраструктура. Расцвела и местная деревенька Мокшино, расположенная по дороге к Завидово, где появился современный клуб, почта и многое другое, что нужно местным жителям. А главное – рабочие места и хорошие зарплаты». Правда, у успехов группы компаний «Агранта», занимающейся стройкой в Завидово, могут быть и неочевидные причины: руководство компании и ее владельца Сергея Бачина в СМИ часто связывают с миллиардером Владимиром Потаниным.
В целом кластерный подход назвать эффективным тоже нельзя, что видно из недавнего выступления аудитора Счетной палаты РФ Александра Филипенко на правительственном часе по проблемам туризма. По словам аудитора, при создании кластера «Золотое кольцо» в Ярославской области в 2013-2014 годах обязательства по финансированию объектов были выполнены инвестором только на 3%, а из 13 объектов, которые должны были быть завершены до 2014 года, работы велись лишь на шести. Строительство кластера в Рязанской области с 2013 года не велось в течение полутора лет, а ряд объектов строился без соответствующего разрешения и с нарушениями технической документации. При создании объектов кластера «Елец» в Липецкой области построены сети водоснабжения и транспортной инфраструктуры за счет бюджета на сумму около 84 млн. руб. на участке, где по генплану города планировалось строительство жилья. Всего же за прошлый год, по словам Александра Филипенко, не закончено строительство ни одного из запланированных 36 кластеров, хотя к концу 2014 должны были работать десять.