Вступительное слово Дмитрия Медведева
Д.Медведев: Добрый день! У нас совещание посвящено, можно сказать, новогодней теме, потому что речь пойдёт о положении дел в туристической отрасли. Многие из нас привыкли использовать длинные праздники таким образом, чтобы не только отдохнуть, но и отправиться попутешествовать куда-нибудь. И сегодня всё больше россиян предпочитают проводить каникулы в нашей стране. По оценкам Министерства культуры (может быть, сейчас коллеги меня поправят), внутренний туристический поток по итогам прошлого года может составить около 50 млн человек. Так (обращаясь к В.Мединскому)?
В.Мединский: Так.
Д.Медведев: Это практически треть нашей страны. Растёт, кстати, интерес к нашей стране и у иностранных гостей. В прошлом году был установлен рекорд – у нас побывало более 20 млн туристов из-за рубежа, что тоже, конечно, нас очень радует.
Таким образом, потенциал для развития туризма внутри нашей страны огромен, и мы обязаны воспользоваться всеми открывающимися возможностями, принять, если хотите, своего рода план по импортозамещению в туристической отрасли. С этой целью полтора месяца назад был создан Координационный совет по развитию внутреннего и въездного туризма, который возглавляет Ольга Юрьевна Голодец.
Также продолжает действовать Федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма, и в прошлом
году на эти мероприятия было направлено около 4 млрд рублей. Причём на каждый рубль из федерального бюджета пришлось в среднем три рубля внебюджетных инвестиций. Стало быть, этот сектор не просто интересен, но он может генерировать прибыль.
Развитая туристическая отрасль, услугами которой часто и с удовольствием пользуются наши граждане, – это не просто норма постиндустриального общества, экономики постиндустриальной, а фактически один из показателей качества жизни в стране, и мы обязаны создать условия для развития этой отрасли.
Чего хотят люди, когда они планируют своё путешествие? Конечно, им нужны доступные по цене билеты, комфорт и безопасность в местах отдыха и проживания, возможность проверить всю информацию по маршруту через интернет. Все эти запросы нужно учитывать. Первое, что предстоит сделать, – обеспечить доступные по цене пассажирские перевозки. Это, наверное, самое сложное и в отношении гражданской авиации, и для проезда по железной дороге, где действует всё-таки некий резерв мер поддержки.
Более того, в минувшем году резко увеличилась популярность внутренних авиарейсов. Прирост авиаперевозок внутри составил более 14%. Но цены на топливо, лизинговые платежи и стоимость банковских кредитов продолжают расти, поэтому есть предложение дополнительно поддержать авиаперевозчиков, которые будут работать по наиболее популярным курортным маршрутам.
Второе важное направление – это модернизация мест отдыха. Конечно, особенности нашего климата не позволяют обеспечить пляжный отдых круглый год, но в России много удивительных по красоте мест и уникальных достопримечательностей. К тому же у нас сохраняются заложенные ещё в СССР традиции оздоровительного отдыха в рамках санаторно-курортного лечения, правда, материальная база далеко не всегда соответствует современным стандартам.
Есть очень продвинутые в этом плане территории, например Краснодарский край, где мы собрались, или маршруты по Золотому кольцу России. Пользуются популярностью и у наших, и у иностранных туристов также Петербург, Москва, Калининградская область и Алтайский край. А вот если говорить о Крыме, то там ещё нужно сделать очень многое, чтобы подтянуть его до общероссийского уровня. Также существенная модернизация должна пройти в Ставропольском крае, я имею в виду Кавказские Минеральные Воды. Поэтому считаю полезным, если будет проведена тщательная ревизия всех наших санаторно-курортных комплексов и чётко выделены базовые направления для финансирования в рамках ФЦП.
Третье направление – это создание конкурентной среды в туристической отрасли. Сейчас многие туристические агентства и туристические операторы работают в очень напряжённых условиях. Есть предложение предоставить тем из них, кто намерен сосредоточиться на национальных маршрутах, субсидии. Это потребует разработки целого ряда нормативных документов, и соответствующие поручения я по итогам сегодняшнего совещания дам.
Особой поддержки заслуживают те туроператоры, которые берутся за разработку новых маршрутов и видов отдыха. Я имею в виду такие необычные для России направления, как этнографический туризм, арктический, военно-исторический, индустриальный. Пилотные проекты по многим этим направлениям доказали свою востребованность.
И ещё одно, четвёртое, не менее важное направление нашей работы – это, конечно, информация. Здесь есть успешные наработки, в том числе единый федеральный реестр туроператоров, где зарегистрировано более 4 тыс. компаний. Это важный ресурс для потребителей, которые хотят быть уверены в надёжности своих туристических операторов. Также начал работать национальный туристский порталRussia.travel, пока туда занесены более 12 тыс. объектов. Конечно, это только малая часть нашего наследия, и работа по его наполнению должна быть продолжена.
Сейчас я передам слово Министру культуры, а потом, соответственно, выступят другие коллеги. Пожалуйста, Владимир Ростиславович.
Доклад Владимира Мединского о ситуации на внутреннем туристском рынке России
В.Мединский: Сегодня потенциал роста на внутренний туризм в связи с событиями в Турции и Египте составляет как минимум 5 млн человек. Это столько, сколько в этом году посетили эти две туристические страны. В среднем каждый турист тратит 1 тыс. долларов на приобретение путёвки и, по разным оценкам, примерно столько же, находясь за рубежом. Таким образом, если мы просто перехватываем этот туристический поток, то общий приток средств в туристическую отрасль, вообще в экономику страны, даст разовое увеличение ВВП на 700 млрд рублей.
Действительно, по итогам этого года въездной туризм показал рост примерно 1,5 млн иностранных туристов (это 8%), выездной туризм сократился примерно на 20%. Если говорить о въезде иностранцев, страны, формирующие основные потоки в Россию сегодня, – Китай, Германия, США, Великобритания, Франция, Корея, Финляндия, Испания. Наибольший рост показали Иран, Индия, Китай (эти страны примерно плюс 60, плюс 30%) и, как ни удивительно, Испания.
О наиболее популярных маршрутах для иностранцев Вы, Дмитрий Анатольевич, сказали. Примерно ещё 3–5% от общего потока – это любители экологического и активного отдыха, очень много тратят, находясь на территории нашей страны (Сибирь, Камчатка, Сахалин, Алтай, Бурятия).
Отмечу, что, если до сих пор основная часть туристов приезжала в Россию в тёплое время года, в этом году впервые появились запросы на зимние туры. Это говорит о том, что отдыхать у нас стало для иностранцев существенно дешевле. Хотя сегодня мы говорим о внутреннем туризме, я бы также не забывал, что въездной тоже является нашим приоритетом, поскольку это в чистом виде экспорт, причём самый выгодный – экспорт услуг, оказываемых на своей территории, по большому счёту то, что называют за границей второй нефтью. Для многих стран, в том числе стран нефтяных, это вообще первая, главная статья дохода, я уже не говорю о позитивном влиянии въездного туризма на имидж России в мире, пропаганде наших ценностей и так далее.
Поэтому в прошлом году мы вместе с Ростуризмом и бизнесом открыли впервые пять национальных маркетинговых офисов по пропаганде въездного туризма в Россию Visit Russia в Пекине, Дубае, Хельсинки, Берлине и Риме. Это не офисы Минкультуры, там нет ни одного чиновника, это исключительно партнёрские проекты, когда российские компании, заинтересованные в развитии турпотока из той или другой страны, берут на себя все затраты на содержание этих офисов, а мы лишь софинансировали проектную деятельность по продвижению туризма России. На Россию в целом огромный, нереализованный спрос в мире. Это подтверждается и данными Всемирной туристической ассоциации.
Два года назад мы внесли законопроект о безвизовом режиме на 72 часа для транзитных туристов. Он был всеми поддержан изначально и даже прошёл первое чтение в Государственной Думе, однако впоследствии в связи с изменением международной обстановки законопроект был подвешен. Сегодня мы, чтобы не останавливать движение, предусмотрели, что законопроект будет распространяться только на перечень стран, утверждаемый Правительством, и только на основе взаимности. Соответствующие поправки всеми согласованы, направлены на заключение в Минюст, надеемся, что в случае принятия данного законопроекта… Взрывного потока, конечно, он не даст, но на подвижки в определённых направлениях можно будет рассчитывать. Скажу, что лишь отмена визовых формальностей с Южной Кореей, дала 70-процентный рост числа туристов из этой страны.
По поводу внутреннего туризма: на сегодня действительно около 50 млн человек, из них лишь 2 млн – это те туристы, которые покупают турпакеты у туроператоров. Все остальные – это по традиции так называемые самостоятельные поездки. Однако очень важная тенденция: рост числа приобретения турпакетов, пакетных туров, очень существенный – примерно на 20% в год. Это говорит о том, что происходит переориентация с самостоятельного туризма, традиционного, на организованный.
Вопрос сегодня, как снизить цены на путешествия внутри страны и стимулировать деятельность туроператоров по переориентации на внутренний и въездной туризм.
Минкультуры предлагает комплекс из пяти мер по поддержке внутреннего и въездного туризма, а именно: первое – принять ряд законов, повышающих доступность внутреннего въездного туризма для граждан. Второе: разработать меры прямой финансовой поддержки туроператоров по мировому образцу. Третье: создать условия для снижения себестоимости туров по России, в том числе путём субсидирования чартерных пассажирских перевозок по приоритетным для развития туризма направлениям. Четвёртое: увеличить инвестиции в развитие туристической инфраструктуры в России. Пятое: перейти к системной поддержке маркетингового национального туристического продукта.
Я перейду непосредственно к самому важному – к тем мерам, которые дадут быстрый и взрывной эффект, меры по прямой финансовой поддержке туроператоров. Что мы предлагаем? Вообще в целом анализ мирового опыта показывает, что все страны, заинтересованные в увеличении турпотока, реализуют две формы поддержки участников туррынка.
Первое – это компенсация либо бонус за привоз туриста.
Второе – помощь, софиансирование в продвижении, в рекламе туристических маршрутов и продуктов.
Могу подробно рассказывать о разных странах: Турция, Египет, Израиль, Таиланд, Кипр, страны Евросоюза, как это ни удивительно, например Италия, – все эти страны в той или иной форме напрямую из бюджета софинанируют туроператоров, которые привозят к ним туристов. Как правило, это делается не огульно, софинансируются только крупные туроператоры, которые обеспечивают потоки, – это раз. Во-вторых, в основном не в сезон. И в-третьих, зависит от загрузки рейсов – некоторые страны, например, компенсируют пустые кресла в самолётах.
Что предлагаем мы? Мы предлагаем предусмотреть выплаты субсидий из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации туроператорам, обеспечивающим турпоток на приоритетных национальных маршрутах и предоставляющих при этом полный пакет отчётных документов, а именно бланки строгой отчётности тур-1, перевозочные документы, авиа- и железнодорожные билеты, путевые листы для автобусных туров, документы, подтверждающие оплату гостиниц.
Делать это можно по четырём принципам:
- Первый: компенсации получают только те, кто организует турпотоки в нужное для нас время (говоря упрощённо, Сочи в августе стимулировать не надо).
- Второе: в нужных для нас местах (речь идёт только о тех курортах, которые недозагружены либо загружены буквально один-два месяца в году и надо закрывать остальные месяцы).
- Третье: выборочно тех, кто обеспечивает крупные турпотоки (более 5 тыс. человек на один курорт).
- Четвёртое: субсидируются только те, кто обеспечивает определённую минимальную продолжительность нахождения туристов на данной точке (чтобы они успели там потратить средства).
Формы предлагается две. Для отдыха в одном регионе (это преимущественно курортный отдых): если количество проведённых туристом дней в одном регионе не менее 10, субсидия выплачивается из федерального и консолидированного бюджета субъекта в пропорции пятьдесят на пятьдесят. Если туры межрегиональные, захватывающие несколько регионов, и их продолжительность не менее семи или 10 дней, субсидия выплачивается только из федерального бюджета, а регион может присоединиться в той степени, в которой туристы находятся на его территории. Перечень маршрутов и регионов для выделения субсидий утверждается ежегодно в зависимости от текущей рыночной ситуации.
В сентябре при Министерстве культуры был создан комитет по импортозамещению с участием крупнейших туроператоров, которые раньше работали исключительно в направлениях выездного туризма (преимущественно Египет и Турция). В рамках этого комитета были впервые разработаны стандарты формирования внутренних маршрутов, которые устанавливают требования к логистике, продолжительности маршрутов, ценообразованию и качеству предоставляемых услуг. Данные стандарты позволят – и позволяют уже – создавать пакетные туры для массового потребителя, те пакетные туры, которые прежде действовали исключительно в сегменте выездного туризма.
По расчёту прямой финансовой поддержки мы предлагаем предусмотреть максимальное количество –
2 млн субсидий туроператорам, на общую сумму 2 млрд 765 млн рублей. Сразу хочу сказать, что это максимальная сумма, она тщательно рассчитана и разбита по регионам с учётом сезонной загрузки этих регионов и вообще максимального и оптимального числа туристов, которое способны данные курорты принять. Естественно, если выбираться эти нормы туроператорами не будут, то суммы будут меньше.
Приоритетными регионами для подобного рода длительного субсидируемого отдыха представляются Ставропольский край, Карачаево-Черкесия (Архыз, Домбай, Теберда), Краснодарский край, Крым, Калининградская область, Приморский край, Республика Бурятия и Камчатский край.
Что касается межрегиональных культурно-познавательных туров. Вообще в России до сих пор действовал один такой тур (не в России, в Советском Союзе) – это разработанный ещё 48 лет назад «Интуристом» так называемый маршрут «Золотое кольцо». Сегодня Министерством культуры и Ростуризмом разработаны и уже продаются туроператорами целый ряд новых маршрутов: «Серебряное ожерелье России», «Русские усадьбы», «Шёлковый путь», «Чайный путь», известная Транссибирская магистраль, «Восточное кольцо». Конечно, они и сами по себе как-то развиваться будут, однако если мы по мировому образцу обеспечим небольшое субсидирование этих культурно-познавательных межрегиональных туров, то, конечно, мы сможем вдохнуть в них жизнь и придать качественное ускорение этому направлению турбизнеса.
Кроме того, мы предлагаем субсидировать различные виды внутренних перевозок авиапассажиров. Авиаперевозки из городов-миллионников (таких как Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Самара, Челябинск и так далее) в следующие города: Минеральные Воды, Анапа, Калининград, Петрозаводск, Иркутск, Улан-Удэ, возможно, Петропавловск-Камчатский.
Что касается авиаперевозок, то позиция Министерства культуры и Ростуризма по согласованию с отраслью: нам кажется, более эффективным было бы субсидировать не традиционных наших авиаперевозчиков, а субсидировать авиаперевозчиков в том случае, если они формируют целиком чартеры, самолёты. Иначе мы неизбежно придём к тому, что не всегда будут субсидироваться именно туристы, возможно, и какие-то частные поездки в эти города. Сформирован чартер (понятно по тому же египетско-турецкому образцу) – это дополнительно приезжающие туристы, которые дополнительно тратят деньги в этих регионах.
Также мы предлагаем установить льготный тариф на железнодорожные перевозки для школьников в возрасте от 10 до 17 лет круглогодично в размере 50% от взрослого тарифа. Сейчас данная льгота действует за исключением школьных каникул. Естественно, школьники в основном путешествуют именно в школьные каникулы, и вместе со школьником поедут родители. Это также существенная льгота для семейного отдыха.
И в заключение, прежде чем передать слово Олегу Петровичу (О.Сафонову), я бы хотел назвать несколько цифр, которые действительно производят впечатление.
Каждый турист (это международная оценка, многократно проверенная), находясь на курорте, находясь на отдыхе, обеспечивает своими деньгами три рабочих места, а в целом пять туристов в течение года создают одно новое рабочее место. Если в результате только прямого субсидирования (2 млн поездок наших туристов в год) мы фактически, помимо всех этих 700 млрд ВВП, о которых я сказал, просто создадим 400 тыс. новых постоянных рабочих мест в регионах, которые заняты приёмом этих туристов... Это огромная цифра. Во всём мире сейчас каждое одиннадцатое рабочее место относится к индустрии туризма, причём это единственная отрасль в мире, единственная вообще, где число рабочих мест растёт каждый год независимо ни от чего – ни от кризисов, ни от перепадов, ни от биржи.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо. Олег Петрович (обращаясь к О.Сафонову).
Сообщение руководителя Ростуризма Олега Сафонова о развитии туристской инфраструктуры Российской ФедерацииО.Сафонов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! У меня два замечания, связанных с необходимостью развития туристской инфраструктуры Российской Федерации и продвижением нашего национального турпродукта как внутри страны, так и за рубежом.
С целью развития туристской инфраструктуры Российской Федерации с 2011 года функционирует Федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма. В 2015 году в её реализации принимали участие 26 регионов нашей страны, ещё 17 регионов хотели бы принять участие в реализации данной ФЦП. Очень важным моментом является то, что данная ФЦП создана на принципах государственно-частного партнёрства. Как Вы уже сказали, порядка трёх рублей привлекается на вложенный бюджетный рубль, поэтому фактически уже было вложено 14,3 млрд рублей. Причём эти деньги вкладываются в инженерную инфраструктуру, а уже частные инвестиции идут на создание непосредственных объектов, которые позволяют туриндустрии зарабатывать деньги, и это действительно серьёзная цифра – более 51 млрд рублей уже фактически вложено в этих 26 регионах.
Собственно, 43 региона активно занимаются развитием внутреннего и въездного туризма. У нас в ФЦП показатель о том, что 40 млн человек должны путешествовать по нашей стране, как план зафиксирован на 2018 год. Уже по состоянию на 2015 год эта цифра превышена, в том числе в связи с тем, что создаётся эффективная, качественная инфраструктура внутри страны, и мы предполагаем, Владимир Ростиславович говорил об этом, что спрос на высококачественную инфраструктуру у нас в стране будет расти.
Более того, недавно скептики говорили о том, что созданная в рамках подготовки и проведения Олимпиады инфраструктура не будет задействована. Мы сейчас видим, и, наверное, об этом коллеги из Краснодарского края расскажут, что практически стопроцентная заполняемость, причём не только в пиковые туристские периоды, но и летом тоже горнолыжный кластер практически заполнен. Это говорит о том, что спрос на высококачественную инфраструктуру есть и будет расти.
Та работа, которая нами была проведена в координационном совете, говорит о том, что у регионов существует потребность перспективного развития, которая оценивается примерно в 35 млрд рублей. Если мы говорим о пути развития инфраструктуры, то мы считаем, что, конечно же, федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма – это очень хороший механизм, который эффективно работает, позволяет привлекать и дополнительное, небюджетное финансирование. Но с другой стороны, этот механизм достаточно непростой, сложный.
Если стоит задача именно в 2016 году постараться улучшить инфраструктуру, то мы бы предложили подумать, рассмотреть возможность создания госкорпорации по развитию туризма именно в части создания качественной инфраструктуры в нашей стране. Мы видим перспективу развития очень большую в различных регионах, в том числе и для развития пляжного отдыха, но, к сожалению, во многих регионах инфраструктура недостаточно развита. А это позволит на принципах софинансирования предоставить субсидии регионам, прописав достаточно жёсткие требования, чтобы и регионы со своей стороны софинансировали, позволит действительно качественно изменить инфраструктуру достаточно быстро.
Кроме этого нам представляется возможным в рамках этого нового механизма консолидировать непрофильные туристские активы – может быть, те объекты инфраструктуры, которые сейчас не использованы, которые требуют реноваций, которые, может быть, неэффективно используются различными учреждениями и организациями, с тем чтобы их как можно быстрее ввести в туристский оборот, чтобы наши граждане могли бы ими пользоваться, причём на территории всей нашей страны.
Следующее направление, которое нам бы хотелось представить на ваше рассмотрение, – продвижение широкомасштабной информационно-пропагандистской кампании по информированию наших граждан и зарубежных потенциальных туристов, которые бы хотели приехать в нашу страну, о тех возможностях, которыми обладает Российская Федерация. С этой целью, как Вы уже сказали, был создан национальный туристский портал Russia.travel. Он активно будет наполняться новыми дополнительными туристскими дестинациями. Нам представляется, что необходимо как можно больше использовать возможности федеральных, региональных телеканалов, радио, ведущих информационных агентств, электронных, печатных СМИ, социальных медиа, для того чтобы продвигать те возможности отдыха внутри страны, которые предлагаются в связи с тем, что инфраструктура создаётся – она становится совершенно иной, качественно иной. Поэтому прошу Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, поддержать наше предложение.
Сообщение исполнительного директора некоммерческой организации «Ассоциация Туроператоров» Мариам ЛомидзеД.Медведев: Давайте послушаем, поддержат ли ваше предложение сами туроператоры. Идея государственной корпорации – нравится вам эта идея, коллеги? Есть в ней смысл или нет? Кто может сказать?
М.Ломидзе (исполнительный директор некоммерческой организации «Ассоциация Туроператоров»): Идея госкорпорации – её надо разделить, на мой взгляд, на две части. Первая часть – это действительно нехватка качественной инфраструктуры и вложений, которые необходимы, для того чтобы эту инфраструктуру создать, а другой вопрос – госкорпорация как решение этой проблемы. Насколько она гибкая, насколько она сможет реально эту проблему решить, вот этот вопрос, на мой взгляд, остаётся открытым. Да, с инфраструктурой нужно работать, ФЦП в данном случае не очень гибкая. Регионы не дадут соврать, с ФЦП довольно сложно работать. Но, может быть, не только госкорпорация, может быть, посмотреть какие-то другие, ещё более гибкие механизмы по решению этой проблемы.
Д.Медведев: Как аккуратно! Сказали бы честно, что не нравится вам идея госкорпорации. Мне тоже она очень не нравится, поэтому я эту идею поддерживать не буду. Потому что нам нужны нормальные частные туристические агентства, а не государственные монстры, в которых невозможно понять, что происходит, куда внесены всякие разные активы и которые ещё непонятно, как будут управляться. Во всяком случае я считаю, что в том случае, когда государственную корпорацию можно не создавать, лучше этого не делать. Напомню, что те государственные корпорации, которые мы создавали временно, ликвидированы, в том числе «Олимпстрой». Можно же было и его оставить, но мы же его не оставили.
Пожалуйста, коллеги, кто хотел бы по тем предложениям, которые прозвучали, помимо госкорпорации, с которой всё более-менее ясно, высказаться. Прошу вас.
Доклад Максима Соколова о развитии транспортной инфраструктуры внутреннего туризма и поддержке туристических перевозок М.Соколов: Спасибо, уважаемый Дмитрий Анатольевич. Я тоже несколько слов скажу сначала про инфраструктуру, а потом про те меры государственной поддержки, которые оказываются различным видам перевозок, в первую очередь, конечно, авиационным, но не только.
Что касается развития инфраструктуры, то развитие инфраструктуры по видам и отраслям транспорта осуществляется в соответствии с программой развития транспортной системы. Если говорить об авиационной отрасли, то в прошлом году мы ввели новые аэровокзальные комплексы в Санкт-Петербурге, Самаре, Уфе, на Итурупе – на острове гряды Курильских островов, в Симферополе фактически был построен новый аэропорт и в Калуге, также заработал аэропорт во Владимире. В этом году уже планируем построить и ввести в эксплуатацию в Нижнем Новгороде, в Калининграде, идёт строительство в Петрозаводске, в Волгограде, Анапе, Геленджике, Перми, Красноярске, Хабаровске.
То есть здесь мы достаточно динамично двигаемся по обновлению нашей авиационной инфраструктуры как с точки зрения терминальных комплексов, так и строительства новых аэропортов – в Ростове-на-Дону, в Саратове (буквально с нуля) – и реконструкции взлётно-посадочных полос (завершили в Махачкале, Владикавказе, Минводах, Симферополе, Петрозаводске).
Также идёт активно и строительство морских вокзальных комплексов. Мы впервые за многие годы сейчас строим два морских комплекса – в Петропавловске-Камчатском и Мурманске, что тоже даст потенциал для развития круизного туризма. С точки зрения поддержки непосредственно транспортных перевозок наиболее масштабная программа осуществляется в авиации и железнодорожных перевозках.
Что касается авиасубсидий, то здесь по пяти программам – их объём составляет порядка 9 млрд рублей – и в течение прошлого года перевезено порядка 1,7 млн пассажиров из общего объёма порядка 93 млн пассажиров. Мы практически не упали по перевозкам по отношению к предыдущему, 2014 году именно за счёт роста внутренних воздушных линий. Как Вы правильно сказали, почти на 15% этот рост был при падении примерно таком же международных перевозок по понятным причинам. И здесь впервые количество внутренних пассажиров преодолело 50-процентную планку по отношению к международным и стало более 50 млн человек.
Если смотреть профиль клиента, авиапассажира, то примерно 30% – это путешествующие туристы, по разным, так сказать, дестинациям и причинам – и тематические, и курортные, и деловые. Поэтому можно сказать, что 17 млн авиапассажиров – это та база, которая есть у туристической отрасли для оценки туристического потока.
Что касается железнодорожных перевозок, то, несмотря на то, что они (дальнего следования) тоже упали по международным направлениям и не только, здесь тоже порядка 90 млн пассажиров (чуть больше) перевезено нашими железными дорогами, и треть из них – тоже, соответственно, туристы. Таким образом, действительно 50 млн человек – это тот объём туристического потока внутреннего туризма, который есть у нас в стране.
И программы поддержки… Вот я говорил о 9 млрд – это программа поддержки туристов и пассажиров с Дальнего Востока (
1095, это номер постановления) – 4,3 млрд мы планируем в этом году без снижения по отношению к предыдущему,
программа 1242 (номер постановления) – 3 млрд, это внутренние перевозки, Крым – порядка 620 млн, Калининград – 480 млн и Приволжский федеральный округ – порядка 600 млн.
Но самой действенной мерой по снижению стоимости билета или хотя бы стабилизации (кстати, цена выросла за прошлый год всего лишь на 5,6% и составила не многим более 6,5 тыс. рублей по внутренним перевозкам) будет обнуление налога на добавленную стоимость. Это стабилизирует не только авиацию с точки зрения финансовой модели внутренних перевозок, но и даст импульс для развития туризма с точки зрения удешевления авиабилетов.
Хотел бы поддержать ту меру, которую анонсировал Владимир Ростиславович, в части 72 часов безвизового въезда, по крайней мере в отдельные субъекты или в отдельные города. Это даст ещё серьёзное подспорье и нашим аэропортам. Я перечислил те проекты, которые реализуются, но, к сожалению, по многим региональным аэропортам мы видим серьёзное снижение потока на 15–20% и даже по некоторым направлениям 30%, именно региональным. Поэтому, конечно же, эта мера поддержит в том числе проекты, реализуемые на принципах государственно-частного партнёрства по строительству терминальных комплексов. Таким образом, с учётом дополнения в отношении авиационных мер поддержки, снижения НДС мы в целом те направления, о которых говорили руководитель Ростуризма и мой коллега Мединский, поддерживаем. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо. Пожалуйста.
Сообщение министра курортов и туризма Краснодарского края Евгения КуделиЕ.Куделя (министр курортов и туризма Краснодарского края): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Я бы хотел привести несколько конкретных примеров по темам, которые обсуждались. В городе-курорте Анапа есть предприниматель, который каждый год строит почти 500–600 тыс. койко-мест (средства размещения). Он почти полмиллиарда рублей в год выделяет, тратит только на ремонт и модернизацию. Он готов вкладывать миллиард ещё, для того чтобы построить средства размещения. Но к инженерным сетям его не подключают, воды нет, электроэнергии нет, канализации нет.
Д.Медведев: А почему не подключают? Это же ваша компетенция.
Е.Куделя: Сетей нет. Пока нет. Чтобы построить – это серьёзные средства, которые не то что для муниципалитета – для региона тяжело потянуть. Поэтому та федеральная целевая программа… Вот сейчас в Анапе заканчивается строительство канализационного коллектора по Пионерскому проспекту, и мы всем детским здравницам, если бог даст, в этом году полностью дадим возможность подключиться, то же самое и с водой. Это я как пример привожу.
Самая большая проблема в развитии санаторно-курортного комплекса – это отсутствие инженерных сетей.
Из-за чего цены растут? «Джентльменов много, мест нет». То есть не хватает мест в санаторно-курортном комплексе. В пиковые дни и в Красную Поляну, и летом на курорты края почти в три раза больше людей хочет приехать, чем мы можем физически принять. Единовременно курорты края могут принять 500 тыс. отдыхающих, из них 300 тыс. – так называемые КСР, крупные средства размещения (пансионаты, гостиницы, санатории), это те, кто платит 89% всех налогов. А до 40% номерного фонда находится в так называемом частном секторе, где фактически налогов платят очень мало, контроля за ними никакого нет, что за элементы там селятся – мы тоже не можем отследить.
И у меня также есть предложение. Во время Олимпийских игр Федеральная миграционная служба навела практически идеальный порядок. То есть все те, кто обязан регистрироваться и сообщать о прибывших гражданах, не только иностранных, но и российских, это делают. На них несколько раз наложили хорошие штрафы, и все ходят строем и отчитываются. Но частный сектор обо всех, кто приезжают туда, не отчитывается в ФМС. Предложение какое? Есть
постановление Правительства №713 об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта. Дополнить его несколькими пунктами, которые обяжут владельцев частных домов и минигостиниц сообщать о том, кто же к ним приехал. В части антитеррористической защищённости это на первое место выступает сегодня. Кроме того, мы увидим, сколько человек и кто там отдыхает.
На сегодняшний день даже за незаконное предпринимательство штрафы не очень большие. То есть ни полиция, ни Роспотребнадзор, ни прокуратура туда не заходят и не принимают меры, потому что это частный сектор, а Минэкономразвития говорит, что вы пытаетесь кошмарить малый бизнес. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, если бабушка сдаёт 5–10 номеров, это, наверное, малый бизнес, а когда в частном доме по 100–200 номеров, а платят за электроэнергию, за воду, налог на имущество, на землю как за частный дом – это просто маскировка под малый бизнес. Таким образом, у нас появляются в том числе выпадающие доходы.
Поэтому убедительно прошу, если можно, в это 713-е постановление внести изменения, чтобы всё-таки частный сектор попадал под регистрацию. И увеличить всё-таки количество штрафов за нарушения. Потому что тот же ларёк, который продаёт воду и мороженное, по 20–30 тысяч наличных денег в сутки приносит, и штраф 1000 рублей даже три раза в день особого эффекта не возымеет.
Ещё один момент, который хотел бы отразить, – классификация. Классификация в Сочи обязательна. Присвоение звёзд огромный эффект положительный дало в части улучшения обслуживания отдыхающих и исключения обмана, и совместно с Министерством культуры мы ведём активно эту работу. Но тот же частный сектор под классификацию не попадает, и у нас многие индивидуальные предприниматели снялись с налогового учёта, чтобы стать физлицами и не попадать под классификацию. Поэтому помочь нам в работе с частным сектором – огромная просьба.
И также по тем лицам, которые за счёт федеральных средств приезжают и отдыхают на курортах, – всё-таки рассмотреть возможность направлять их только в межсезонье, потому что летом очень большое количество людей хотело бы отдыхать за гораздо большие деньги, а в межсезонье, конечно, социальщики бы нас очень выручили.
И последний момент, который хотелось бы отразить, – это реклама и продвижение. И Краснодарский край тратит средства на это, и другие регионы. Всё-таки чтобы больше стимулов было для наших граждан путешествовать в России. Это большой плюс был бы. Спасибо.
Источник
здесь!