Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

Треть клиентов, половина доходов: чего 2015 год стоил турбизнесу?!

12:10, 02.01.2016  sochi

Накануне запрета Ростуризмом так называемых "Турецких" туроператоров вечером 30 декабря, РБК опубликовал большую статью, посвященную итогам туристического сезона 2015 года... Давайте еще раз вместе посмотрим, что запомнилось теперь уже в прошлом году корреспондентам одного из ведущих изданий в сфере туризма!

Итак:


Падение турпотока на 30%, потеря для туристов Турции и Египта, а для операторов половины выручки — таковы итоги 2015 года. 2016-й станет годом внутреннего туризма, и вместе с турпотоком на Кубани и в Крыму вырастут цены

Опять роковой год

В конце 2014 года участники туристического рынка называли прошедший год самым сложным в истории. «Крах туризма: почему 2014 год оказался роковым для туроператоров» — статьей под таким названием РБК подводил итоги года на рубеже 2015-го. Но в наступившем году выяснилось, что серьезные проблемы в 2014 году только начинались. За весь тот год падение турпотока составило только 4%, а за девять месяцев 2015-го, то есть еще до закрытия Египта и Турции, — превысило 30% (см. рисунок). Падение 2015 года — абсолютный рекорд: такого не было ни в кризис 1998 года (минус 19,6%), ни 2009-го (минус 15,7%).



До 2014 года туристический рынок стабильно рос и крупные операторы, рассчитывая на постоянный рост продаж, выстраивали бизнес-модель соответствующим образом — работали с партнерами в долг, иногда продавая туры даже себе в убыток, но компенсировали его последующими продажами и рассчитывались с долгами. Когда в 2014 году отрасль перестала расти, эта схема обрушилась. В июле 2014-го разорилась «Нева», один из старейших и крупнейших туроператоров России, затем о своей несостоятельности объявили «Роза ветров. Мир», «Экспо-тур», «Идеал-тур», «Лабиринт», «Нордик Стар» и другие туристические компании. От приостановки их работы пострадали больше 60 тыс. человек. Но от модели, рассчитанной на рост, отказаться было трудно: например, уже осенью 2015 года, когда начались проблемы у авиакомпании «Трансаэро», выяснилось, что крупнейший по выручке российский туроператор «Библио Глобус» летом заплатил ей авансом за перевозки в зимний сезон немыслимые для рынка 8 млрд руб.

Разорившиеся в 2014 году туроператоры причинами своего краха называли падение спроса, увеличение числа самостоятельных путешественников, рост курса валют, ограничение выезда силовиков за границу. В 2015 году все эти тенденции только усилились. «Одним из факторов, повлиявших на рост самостоятельного туризма, стало недоверие к туротрасли после прошлогодней череды банкротств, — поясняет президент «Натали Турс» Владимир Воробьев. — Мы у себя отмечаем сокращение туристов на 60–70% по 2015 году, в целом бизнес туроператоров в этом году «просел» более чем в два раза». Кроме того, появляется все больше онлайн-сервисов бронирования авиабилетов и отелей, которыми люди начинают пользоваться все активнее, добавляет представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. «Также повлиял запрет на зарубежный отдых силовикам: сначала туристические компании недооценили этот фактор, но он оказался довольно существенным», — добавляет она.

Падение выручки в два раза, о котором говорит Воробьев, смогли пережить только очень крупные компании. Для множества более мелких туроператоров этот год стал последним. За год, декабрь к декабрю, количество компаний, работающих в сфере международного туризма, в реестре туроператоров сократилось ровно вдвое, до 740 юридических лиц (см. рисунок). Правда, как отмечает Тюрина, не все «выбывшие» из реестра компании ушли с рынка: кто-то переориентировался на внутренний туризм, кто-то стал работать «вчерную». Количество операторов внутреннего туризма действительно выросло на 20%, до 3291 компании.

Падаем дальше

К концу осени выяснилось, что падение выездного турпотока на 30% не самая страшная беда для рынка. В ноябре туроператоры на неопределенный срок потеряли два самых массовых направления — Турцию и Египет. Авиасообщение с Египтом было приостановлено 8 ноября до выяснения причин крушения лайнера Airbus A321 российской авиакомпании «Когалымавиа», разбившегося на Синайском полуострове 31 октября. А 24 ноября Ростуризм порекомендовал российским туроператорам и турагентствам не продавать путевки в Турцию. Это стало ответом на инцидент с российским военным самолетом Су-24, который сбили на границе с Сирией вооруженные силы Турции. В подписанном 28 ноября указе Путин запретил авиаперевозки между Россией и Турцией.

Турция и Египет традиционно были самыми популярными направлениями выездного туризма. За девять месяцев текущего года эти две страны посетили 4 млн россиян, или 40% от всех туристов, выехавших за рубеж: 2,4 млн человек — Турцию, а 1,6 млн — Египет.

Если ограничения по этим направлениям останутся в силе, выручка выездных туроператоров может в следующем году сократиться еще в два раза. Такой прогноз в начале декабря ТАСС делал Александр Буртин, совладелец одного из крупнейших туроператоров — Tez Tour. «Скажу на нашем примере: на Турцию приходилось 50% выручки Tez Tour [в 2015 году], 30% — на Египет, — привел он данные. — В 2016 году при отсутствии Турции и Египта мы говорим, что объем продаж компании будет в два раза ниже. Ситуация в целом у большинства крупнейших операторов [работающих на выездном направлении] похожая и отражает тенденции рынка», — пояснил Буртин.

Операторы, делавшие ставку на Турцию и Египет, спешно пытаются переориентировать клиентов на другие направления. Но полностью заменить Турцию и Египет невозможно, признают они. «Альтернативы по соотношению цены и качества нет, — говорит директор по управлению продажами «TUI Россия» Наталья Смирнова. — Зимой Египет — единственное пляжное направление, где большой выбор отелей, работающих по системе «все включено» при стоимости туров от 60 тыс. руб. [на двоих] до дорогих отелей для требовательных туристов. Любые другие пляжные направления в зимний период, включая Таиланд и Доминиканскую Республику, получаются на 25–30% дороже Египта при снижении уровня проживания».

«В целом заменить Турцию и Египет невозможно, — соглашается представитель Coral Travel Марина Макаркова. — Но мы прилагаем огромные усилия для того, чтобы создать максимально приближенный по стоимости и качеству продукт как на зарубежных направлениях, так и на внутреннем рынке. В летнем сезоне это Греция, Россия, Испания, Болгария, Тунис».

В условиях запрета Турции и Египта туроператоры начинают открывать новые направления и запускать дополнительные чартерные рейсы. Например, Anex Tour недавно начала возить своих туристов в Израиль, рассказали РБК в компании. «Библио Глобус» с конца декабря совместно с авиакомпанией «Оренбургские авиалинии» запускает новые программы: из Москвы во Вьетнам, Таиланд, Индию и ОАЭ, рейсы в Таиланд организованы также из Новосибирска и Красноярска.

«Натали Турс» запланировала открыть около 15–20 новых направлений, в том числе Китай, Гонконг, Вьетнам, Малайзию, Грузию, Армению. «Очень сложно будет по имеющимся направлениям сохранить объемы, поэтому политика компании направлена на расширение ассортимента», — поясняет Воробьев. Кроме того, «Натали Турс» в следующем году собирается активнее работать с индивидуальными клиентами. Однако Воробьев признает, что серьезно это ситуацию не изменит: ​«Если мы отправим в Аргентину, Перу, Бразилию по сто человек в следующем году, это уже будет хороший результат».

Сочи и Крым станут дороже

Единственным растущим направлением на рынке в 2015 и 2016 годах останется внутренний туризм. На фоне падения спроса на международные направления спрос на него растет. По итогам этого года внутренний туризм может вырасти на 20% по сравнению с предыдущим годом, говорил в ноябре глава Ростуризма Олег Сафонов. Самыми популярными направлениями внутри страны остаются Москва, Санкт-Петербург, Крым и Краснодарский край, уточнял он. В следующем году рост внутреннего туризма может составить 10–15%, заявила на этой неделе исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.

О переориентации на внутренний рынок уже заявляют и крупные туроператоры. Так, после прекращения чартерного авиасообщения с Турцией о выходе на рынок внутреннего туризма заявил туроператор Tez Tour, который раньше занимался только международными направлениями. Речь идет прежде всего о черноморском побережье Краснодарского края, уточняли в компании. Впервые внутренним туризмом этой зимой начал заниматься международный туроператор TUI, о выходе на этот рынок заявила «Натали Турс».

Так же поступают и другие компании. «Библио Глобус» уже в летнем сезоне 2015 года запустил полетную программу в Сочи из 16 городов России, рассказал РБК представитель компании. С 26 декабря туроператор запускает новую полетную программу в Сочи из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.

За 11 месяцев 2015 года турпоток в Крым составил 4,4 млн человек. Это на 27,7% больше, чем в 2014 году, но меньше, чем до присоединения к России: в 2012–2013 годах в Крыму отдыхали в среднем по 6 млн туристов в год. Краснодарский край в 2014 году посетили больше 12 млн туристов, в этом году приедут 15 млн человек, прогнозируют власти региона.

Отельеры на Кубани и в Крыму, рассчитывая на увеличение спроса, собираются серьезно повысить цены, предостерегала Ломидзе из АТОР: «Крым и Краснодарский край уже уверены, что турпоток вырастет, и собираются поднимать цены. В частности, по некоторым крымским здравницам звучит цифра 30%», — рассказывала она «Интерфаксу». «Определенно цены [в России] вырастут из-за инфляции, также отельеры пересматривают цены, опираясь в том числе на возрастающий спрос, — соглашается генеральный директор туроператора внутреннего туризма «Алеан» Илья Уманский. — Однако, я полагаю, рост цен не выйдет за рамки 15%». В 20-х числах декабря Ломидзе уточнила, что сейчас туроператоры ведут переговоры с представителями объектов размещения отечественных курортов, чтобы те не повышали цены в 2016 году.

Но зарабатывать на внутреннем туризме столько же, сколько раньше на международном, туроператорам не удастся, даже несмотря на рост цен: полные турпакеты по России пользуются небольшим спросом. «В России туристу нет надобности покупать такой пакет, какой он покупает, когда летит в Испанию, скажем, когда он должен быть уверен, что его встретят и довезут до отеля, — поясняет Воробьев. — На внутреннем рынке нет потребности в дополнительных услугах, которые мы оказываем за пределами России». Поэтому «Натали Турс» собирается оказывать туристу отдельные услуги: находить отели по наиболее дешевым тарифам, организовывать чартерные перевозки из регионов.

Не нравится
Нравится
источник: http://zm-sochi.livejournal.com/798028.html     рейтинг: 0  

Городской Блог