Основатель холдинговой компании «Синдика», бывший глава КБР, а ныне член Совета Федерации Арсен Каноков рассказал ИА «РБК-Юг» о своем отельном бизнесе в Сочи
Арсен Каноков - представитель парламента КБР в Совете Федерации. С сентября 2005-го по декабрь 2013-го занимал пост главы Кабардино-Балкарской Республики. По данным Forbes, состояние на 2015г. оценивается в $ 550 млн. Канокову принадлежит холдинг «Синдика» (строительные рынки и торговые центры в Москве).
Арсен Баширович, вам принадлежит 2 отеля в Сочи: Radisson Blu Paradise Resort & SPA Sochi и «Арфа-Парк» отель. Как прошел в них курортный сезон? На ваш взгляд, россияне уже привыкли к мысли, что качественный отельный сервис можно получить не только в Москве и за границей?
Сезон прошел очень успешно, причем неожиданно для нас самих. Количество отдыхающих превзошло все те прогнозы, которые мы делали. Предположим, если планировалось, что в среднем в сезон заполняемость Radisson будет 41%, «Арфа-Парк» - 60%, то в реальности мы получили загрузку 90-100%.
Как удалось достичь такой заполняемости с учетом того, что в России это отели одной из самых высоких ценовых категорий?
Надо понимать, где мы находимся. А находимся мы на территории пост-олимпийского Сочи. Государство вложило огромные деньги, чтобы эта территория развивалась. Это главный залог нашего успеха, именно это позволило создать качественную инфраструктуру для строительства отелей современного европейского уровня. Если бы не была развита непосредственно сама территория, без этого просто было бы невозможно раскручивать определенный отель или бренд. Причем речь в данном случае идет не только об отелях среднего уровня, но и о гостиничных комплексах премиального класса, предлагающих свои услуги клиентам уровня «5 звезд».
В том, что на территории черноморского побережья появился отель мирового уровня - это наша общая заслуга – нас как частных инвесторов, и государства, которое постаралось сделать все, чтобы люди, готовые развивать туристические объекты на территории своей страны, смогли сделать это на достойном уровне и на хорошо обустроенной и интересной гостям территории.
Можете ли вы оценить, как повлиял «фактор кризиса» и европейские санкции на заполняемость элитных отелей в России?
Я думаю, на интерес к внутреннему туризму в этом году повлияло сразу несколько факторов. Сказались на турпотоке и евросанкции, и девальвация рубля и то, что сейчас называют кризисом. С этим не поспоришь.
К примеру, если говорить о цене, то сравните: в Европе или на Лазурном берегу вы за 150 евро в сутки не поселитесь в пятизвездочном отеле. Он будет стоить минимум 300 евро. В нашем отеле (Radisson — РБК) цена где-то 12 тыс. руб. в сутки. Это примерно 170 евро. При том качество услуг, прекрасные виды – горы и море, променад, ничем не хуже, чем заграницей. Согласитесь, у нас ничем не хуже, чем на Лазурном берегу.
Но есть, по-моему, и другая причина, из-за которой люди стали больше выбирать российские отели. Возможно, у россиян чувство патриотизма проснулось, и они едут к себе в страну на свои курорты. Я считаю, что деньги надо оставлять у себя на родине, их не надо вывозить. И мы тоже имеем возможность отдыхать за границей, но мы предпочитаем отдыхать здесь.
Вы продаете номерной фонд напрямую или через туроператоров?
Мы работаем и через туроператоров. Например, через «Библио Глобус». Но важно понимать, что мы продаем им только по той цене, на которую есть договоренность: то есть туроператор не имеет права демпинговать и продавать размещение по цене ниже той, которая была с нами оговорена заранее. Это важно, потому что мы говорим о том, что категория отдыхающих в отеле «5 звезд» должна быть соответствующего уровня. Иначе наши гости больше сюда никогда не приедут.
Но основная доля наших гостей — это те, кто связываются с отелем напрямую. И я думаю, что в перспективе мы выйдем только на такое размещение. Сейчас мы даем «Библио Глобусу» дисконт 15%. Но эту ставку мы будем снижать, так как нас уже многие знают. Гостей привлекает наш бренд, а не цена. Тогда и посмотрим, как отреагирует туроператор.
На сегодняшний день ваши два объекта в Сочи можно считать завершенными, или предполагаются еще какие-то инвестиции в развитие?
У нас есть программа развития отелей, которая рассчитана до 2018 г. Если говорить о перспективах развития Radisson, мы собираемся строить аквапарк, будем полностью перестраивать пляж.
В следующем году вместе с известным российским ресторатором Аркадием Новиковым мы собираемся открыть ресторан на набережной. Сейчас ведем переговоры с разными компаниями по франшизам, чтобы на берегу Черного моря в променадной зоне появились новые сервисы, интересные людям: питание, отдых, развлечения для детей. Так что о завершении проектов говорить очень рано. Мы сейчас находимся только в самом начале пути. Нам надо до 2018 года реализовать массу проектов на обоих объектах.
В «Арфа-Парк» отеле, на втором объекте, мы находимся лишь на старте реализации проекта. Еще нужно сделать детскую площадку, все коттеджи в порядок привести, оборудовать хорошую пляжную зону площадью 450 кв. м.
В следующем году мы почти в три раза расширим пляжную зону. Мы хотим привезти понтоны на пляжи для комфортного купания. Сейчас пляж каменистый, людям не удобно заходить с берега.
Мы каждый день думаем над стратегией развития наших комплексов, поэтому будет очень интересно. Я хочу сделать уникальный курорт, который будет соответствовать европейскому уровню «пяти звезд».
Можно озвучить в цифрах: сколько уже вложено в оба проекта?
Можно. 8 млрд рублей мы вложили в Radisson, еще 2 млрд намерены вложить. Но это не окончательные цифры. Еще расширение конгресс-зала, строительство аквапарка, в том числе еще около 500 млн нужно на завершение обустройства непосредственно самого отеля Radisson, который уже сейчас считается одним из лучший в сети этих отелей.
В территорию «Арфа-парка» (это менее масштабный проект как по количеству гостей, так и по размеру территории) мы уже вложили около 2,5 млрд руб.
Таким образом мы как инвесторы, вложим в строительство и развитие отельной инфраструктуры Олимпийского парка премиального класса около 12,5 млрд руб. Тогда у нас будет законченная картина, законченный продукт.
Пришлось ли корректировать сумму вложений из-за роста курсов валют?
Большая часть вложений была сделана до роста курса рубля. Сейчас - да, конечно, мы скорректировали суммы. Но это не самая большая проблема, и она не существенно отразилась на стоимости услуг отеля.
Мы считаем, что главное - качество, а не цена. Поэтому возросшая цена на наши планы никак не повлияла. Наша главная задача — дать максимальное качество абсолютно во всем. От сервиса до питания. Например, мы специально ищем качественные продукты питания внутри России, на Юге и в Краснодаре. Здесь есть хорошая говядина, овощи, которые не уступают в качестве иностранным аналогам.
Хотя от импорта совсем никак не уйти. Например, мы собираемся строить аквапарк, и здесь придется полностью покупать импортные материалы. Строительный материал в России есть только отделочный. В этом направлении пришлось по-иному взглянуть на цены. Хотя мы находим выход, у нас есть свой большой строй-гипермаркет в Москве, поэтому покупать стройматериал будем по хорошей цене в столице и привозить сюда.
В Сочи благодаря Олимпиаде появилось много пятизвездочных отелей. Но в других городах черноморского побережья предложение очень ограничено. Не планируете ли вы выходить с новыми проектами, например, в Анапу или Геленджик?
У нас сейчас порядка 12 отелей, этот бизнес сложный и он не слишком маржинальный. Но очень интересный. Так что мы получаем не только финансовое, но и эстетическое наслаждение от того, что делаем. Поэтому нам это интересно, хотя у нас многопрофильная компания и мы многие направления развиваем: аэропорт, ресторан, Торговые центры.
Нам интересен отельный бизнес, интересны для инвестирования курортные города. Вот сейчас мы ведем переговоры по Кавказским Минеральным Водам. Будем строить там или Hilton, или Radisson. У нас уже есть санаторий в Кисловодске «Целебный нарзан», он очень хорошо заполняется и активно развивается.
В районе Геленджика на Кубани у нас есть два участка - два санатория. Если туда подведут газ, может быть построим пару отелей 4 звезды. То есть это очень интересный бизнес, для души.
Еще Калининград рассматриваем. Там мы владеем аэропортом Хаброво. Думаем что-то на Балтике присмотреть для инвестирования, может быть найдем интересные варианты для развития проектов. Калининградская область очень интересна как территория перспективного развития.
А насколько сложно реализовывать проекты с иностранным брендом?
Иностранцы обычно не являются владельцами, это только держатели бренда. Да, они более жестко начали оценивать ситуацию в России. Мы ведем переговоры со всеми ключевыми отельными брендами, но я не вижу с их стороны каких-то отказов или нежелания сотрудничать. В совместных проектах у них минимальный риск. Они ничем не рискую на этапе запуска, а потом они только управляют, следят за качеством услуг.
Так что думаю, что интерес к России у иностранных управляющих компаний не пропал. Другой вопрос, если бы им самим приходилось сюда вкладывать... Скорее всего, они бы хеджировали риски. Но сейчас, наоборот, вкладываем мы и не рассчитываем на иностранные инвестиции. Мы сами вкладываем деньги, имеем высокий кредитный рейтинг и хорошую репутацию, нам готовы выделять деньги и поддерживать.
А как складывается ситуация с иностранными туристами? Готовы ли они ехать в качественные российские отели, если это не Москва?
У нас недавно отдыхали французы и иранцы. В принципе, мы не видим проблем с привлечением иностранных туристов, им все очень нравится. Из месяца в месяц количество иностранных гостей увеличивается, причем с приличной прогрессией.
В дни проведения Олимпиады у нас было около 30% иностранных гостей. Сейчас стабильно 10% - это иностранные туристы. С учетом роста цен в Европе мы полагаем, что доля иностранных туристов будет только увеличиваться.
Разве только с турками нам тяжело конкурировать, они привыкли демпинговать. Но мне кажется, это только вопрос времени. Если мы не можем нагреть температуру воды в Черном море, то все остальное нам по силам. И скоро мы будем полностью соответствовать мировым стандартам. Я думаю, что в среднем от 10-20% иностранцев в своих отелях мы получим. Гости из-за рубежа нам интересны, интересны их мнения и их отзывы. Если иностранцы приезжают — это еще один показатель качества услуг нашей индустрии гостеприимства.
Приезд иностранных гостей - это для нас своеобразный критерий самооценки. Если нас выбирают люди, привычные к лучшим отелям мира, и они возвращаются к нам, значит, мы двигаемся в правильном направлении и можем конкурировать по качеству и стоимости услуг с лучшими отелями мира.
Какие у вас планы на зимний сезон? Поедут ли туристы на побережье зимой?
Зимой люди поедут кататься на лыжах. Но они поедут и к нам, мы ежедневно предоставляем 2 автобуса, которые совершают до 4 рейсов в горы. Конечно, мы пытаемся максимально наладить досуг в межсезонье. Открыли новые проекты караоке-бар «Voices», бильярдный клуб, идей много. Останавливаться мы не планируем.
Как бы вы лично оценили общее состояние туристического бизнеса в России? На каком этапе он сейчас находится?
Очень сложный вопрос. У нас огромная страна, в России есть интересные места, которые нужно выделять в отдельные объекты показа.
Но надо строить хорошие отели, развивать инфраструктуру. Чтобы если человек захотел отдохнуть на Байкале, он ехал туда и знал, что его ждет отличный сервис. Иначе он просто уедет за границу. Люди не будут отдыхать там, где нет транспорта и достойных условий. Поэтому, конечно, роль у государства здесь не последняя. Если государство не построит дороги, коммуникации, если концептуально не выстроит эту систему, ничего не будет. Поэтому государству надо потрудиться, чтоб все наши достопримечательности были приведены в порядок. Я бы никуда не уезжал из России, если бы знал, что по всей этой дорожной карте я буду получать достойный сервис. Но если я его не получаю, естественно, я выбираю другие страны.
Но нельзя не сказать и о том, что кризис все же повлиял на курортный бизнес. Я для себя отметил интересную тенденцию. Я наблюдал за пляжем и меня удивило снижение количества людей в городе. Я заметил, что дешевый сегмент вымывается даже в самом Сочи. Сейчас 50% пляжа не занято. Вывод такой, что тот, кто раньше с трудом оплачивал себе койко-место, вообще перестал ездить на курорт. Те, кто могут себе позволить жить в отеле, выбрали качественные места размещения. То есть кризис серьезно повлиял на количество отдыхающих.