Сентябрь и октября 2015 года проходит под знаком гибели второй по размерам авиакомпании в России. Так или иначе, но речь идет не только о сотнях тысяч пассажиров и туристов, о десятках тысяч работников самой авиакомпании и сотрудников многочисленных турфирм, рискующих потерять серьезные деньги и даже бизнес (про душевное спокойствие не говорю – его уже потеряло огромное количество людей).
Но как же так случилось? Только ли руководство авиакомпании виновато в произошедшем? Или есть в этом деле и явная вина государственных органов? Давайте попробуем разобраться…
Ниже себестоимости
Во многих СМИ было упомянуто – «Трансаэро» развязало демпинг, продавала билета ниже себестоимости и потому и разорилось. Однако цифры говорят об обратном, а, вернее, о том, что это не совсем правда.
Как мы все помним, в декабре 2014 года резко вырос курс валют, а вслед за ним выросли и затраты авиакомпаний – платить-то приходилось за многое именно в валюте. Как пишет журнал «Эксперт», себестоимость перевозок еще в декабре 2014-го увеличилась на 15–20%, но компании продолжали ценовые войны, хотя спрос неумолимо падал. Да и как ему не падать, если кризис в экономике бушует страшенный?
В итоге, по подсчетам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в 2014 году перевозка одного пассажира на внутренних воздушных линиях принесла отрасли 637 рублей убытка. Конечно, при пассажиропотоке суммы убытков получаются огромные, но уж если бы авиакомпании подняли бы цены на 640 рублей за билет – никто бы от полетов точно бы не отказался. Да и способы снижения издержек тоже можно было бы поискать, и, при желании, точно бы нашли, как снизить затраты на эти копейки.
Бодаясь друг с другом, пять крупнейших авиакомпаний только перед банками к середине текущего года задолжали 150 млрд рублей, что вдвое выше допустимых показателей.
Отметим, что спрос в итоге почти не упал – статистика подтверждает, что авиакомпании перевезли за шесть месяцев текущего года 41,2 млн пассажиров, что всего на 0,7% меньше, чем в первом полугодии прошлого!!!
Президент Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун полагает, что большая часть вины за происходящее в отрасли лежит на государстве. Он считает лукавством утверждение, что авиакомпании попались в ловушку ввиду избыточности кресел: «Занятость кресел сейчас очень высокая, несмотря на падение спроса. И при достижении занятости в 80 процентов, с учетом сезонной и суточной асимметрии перевозок, можно говорить даже о неудовлетворенном спросе», — заявил он в августе порталу АТО.ru. а то, что авиакомпании с начала года поставили на прикол 120 магистральных лайнеров (самых дорогих по обслуживанию в операционном лизинге) из 740, говорит как раз о верных решениях их менеджеров.
Но кто виноват в крайне неблагоприятной экономической среде, в которой приходится работать авиакомпаниям?
Кто, как не Центробанк, взвинтил процентные ставки по кредитам до сумасшедших 17% годовых (т.е. цена коммерческих кредитов автоматом взлетела до 23-25%)?
И кто, как не Федеральная антимонопольная служба, запрещал поднимать цены на ряде направлений?
А разве не решениями государственных органов выросли тарифы на аэропортовое обслуживание?
А рост курса валют? Правительство впрямую внесло свою лепту еще и в снижение пассажиропотока, запретив госслужащим поездки в западные страны, в результате чего авиакомпании не досчитались с прошлого года уже 3 млн пассажиров на международных направлениях, с трудом отбитых у иностранных компаний.
Кстати, из многих предложений Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) по облегчению положения авиакомпаний не принято ни одно, кроме половинчатого решения по НДС: его просили обнулить, но получили снижение с 18% до десяти.
Все могло бы быть совершенно иначе!
Хочу снова сослаться на журнал «Эксперт», в котором указано, что, по мнению некоторых экспертов авиационной отрасли, повышение цен на авиабилеты всего на на 427 рублей, то есть менее чем на 6,5 процента, уже позволило бы авиакомпаниям выйти в ноль в первом полугодии 2015 г.
А если еще копейку сверху добавить, то получилась бы еще и хорошая прибыль…
Все это значит, что если бы системные проблемы своевременно решались государством, то положение «Трансаэро», возможно, не оказалось бы столь опасным. А пока нет уверенности, что за ней не последует очередная жертва.
При написании статьи были использованы материалы журнала "Эксперт"