Все больше в Сочи появляется проектов, меняющих к лучшему его облик и суть, превращающих его в современный европейский город. Один из свежих стартов –книжный магазин нового формата «Стеллаж». Купленную здесь книгу можно прочесть и вернуть в магазин в течение двух недель, получив обратно половину ее стоимости. Эта необычная бизнес-модель – сочинское ноу-хау, авторский проект журналиста Светланы Волошиной, которая создала «Стеллаж», чтобы дать возможность людям читать книги и говорить о них.
Книжный магазин «Стеллаж» занимает небольшое светлое помещение на втором этаже ТЦ «Атриум». Несколько полок с разнотипными изданиями, скамеечки с мягкими подушками и прилавок – пока здесь просторно и просто. Покупателей встречает сама Светлана и ее помощница – читателям предлагают кофе, книги и беседы о литературе. Именно возможность пообщаться с единомышленниками о прочитанном, обменяться мнениями и новостями стала одной из основополагающих идей данного проекта.
— Съездила в отпуск в Санкт-Петербург, и меня зацепила вот эта идея маленьких магазинчиков, где сам хозяин знаком с каждой книжкой и о каждой может рассказать покупателям. Мне все говорили – Света, здесь далеко не Питер, подумай хорошенько! И я подумала, и решила, что мне нужно такое место, где буду сидеть я, и с друзьями и просто людьми, которые зашли, разговаривать о литературе, — рассказывает Светлана.
Именно для любителей читать не электронные, а бумажные книги и создан «Стеллаж». Хозяйка магазина считает, что спрос на бумажные книги сохранится даже при нынешней популярности цифровых носителей:
— Чтение с экрана — это, конечно, здорово и даже экологично. Но ощущение настоящей книги ни с одной «читалкой» не сравнится. Бумага дает лучшее представление о тексте, который эта бумага несет.
Вопреки бытующему мнению о том, как трудно открыть собственное дело, процесс открытия «Стеллажа», по словам Светланы, не был ни долгим, ни особо затратным. От замысла до воплощения прошло едва ли две недели – 1 августа магазин был задуман, а 13-го уже открыт. Всего-то нужно было найти помещение в аренду и зарегистрировать ИП.
— Чтобы открыть собственный бизнес, прежде всего, необходимо разбираться в том, что ты собираешься делать. Единственное, что я умею и люблю – это буквы: я люблю складывать тексты и хорошие тексты читать.
Сейчас в «Стеллаже» две с половиной тысячи наименований книг, каждая присутствует в одном экземпляре. Ассортимент не слишком отличается от аналогичного в среднестатистическом книжном – беллетристика классическая и современная, издания для детей и подростков, популярные работы по психологии и истории. Все это – по ценам сайта Ozone.ru. Если того, что вам нужно, в магазине не оказалось, можно оставить заявку, и книгу привезут, даже если это раритетное букинистическое издание – сотрудники «Стеллажа» будут рады отыскать его на специализированных аукционах.
— Был, например, случай: человек заказал книгу «Тропами горного Причерноморья». Мы стали узнавать и выяснили, что крайний раз она издавалась в 70-х годах. Нашли мы ее на каком-то аукционе в единственном экземпляре, причем, продавец указал, что книга исписана ребенком, и задняя обложка отсутствует. И даже в таком, довольно потрепанном состоянии, наш покупатель захотел ее приобрести.
Следят в «Стеллаже» и за важными книжными премьерами. Например, новая книга Умберто Эко «Нулевой номер» появилась в магазине чуть ли не в день выхода, но, к удивлению Светланы, до сих пор никем не куплена. Следующей интересной новинкой станет книга Виктора Пелевина «Смотритель», которая будет представлена на Московской международной книжной ярмарке в сентябре. «Стеллаж» принимает предзаказы и может поручиться, что клиенты магазина получат книжку одними из первых в городе.
Главное отличие «Стеллажа» от традиционных книжных – это возможность вернуть прочитанное издание и получить обратно 50% заплаченных за него денег.
— Читать сейчас, конечно, дорого. Если, например, коробка вина в магазине стоит 200 рублей, то цены на книги от 250 рублей только начинаются. Поэтому можно сказать, что книжка сегодня – вещь довольно дорогая, которую не каждый себе может позволить. Поэтому и был придуман прокат книг. Все равно мы делимся книгами с друзьями – так почему бы не таким образом?
Вместе с приобретенным в «Стеллаже» томом покупателю выдается красивая закладка, на которой указано, что куплено, когда и за какую сумму. Если книга не понравилась или прочитана и больше не нужна, в течение двух недель ее можно принести обратно в магазин и вернуть себе половину стоимости. Книжка же отправляется на полку «Прочитано» и следующему покупателю достанется уже со скидкой. Такой «книжный секонд-хенд», по мнению Светланы, — актуальная замена для отпугивающей современных читателей традиционной библиотеки.
Нетрудно понять, что придуманная Светланой бизнес-модель сверхприбылей не сулит. Да и не для того «Стеллаж» был создан:
— Мне просто хотелось, чтобы больше людей вокруг формулировало мир своими словами, — признается Светлана.
Если бизнес «не пойдет», большой трагедии тоже не случится:
— Я к этому спокойно отношусь: выстрелит – значит, выстрелит. А нет – ну что ж делать… Останусь с самой лучшей подборкой современной литературы.
Пока же основатели «Стеллажа» в будущее смотрят с оптимизмом – несмотря на почти полное отсутствие рекламы, люди знают о магазине, люди приходят, заказывают и покупают книги. На прошлой неделе в магазине проходила презентация новой книги о Сочи «Южная ночь», поклонники литературы собирались, чтобы пообщаться и послушать стихи известного местного поэта Даниила Да. По словам Светланы, она не ожидала, что придет так много людей – все гости попросту не поместились в магазине.
Каких-то конкретных планов на будущее у «Стеллажа» нет. Но в случае если от энтузиастов чтения и любых других творческих занятий будут поступать предложения, здесь готовы пойти навстречу и предоставить площадку для проведения культурных мероприятий и воплощения авторских идей.
http://sochi.news/2015/08/29/stellazh-i-dve-skamejki-dlya-chteniya/