Статья Константина Гаранина:
Маркетинг мест: что не так с внутренним туризмом?!
В апреле месяце я написал заметку о перспективах внутреннего туризма в свете санкций и роста евро. Прошла половина летнего сезона и пришло время посмотреть на первые результаты.
РЕЗЮМЕ СТАТЬИ (для тех, кто не любит / не может долго читать):
1. многие мои знакомые представители среднего класса поехали отдыхать за рубеж. Как и ездили. Многие из них семьями поехали в автопутешествия. На вопрос про "импортозамещение", по возвращении они отвечали, что за рубежом в результате получалось дешевле. И вкуснее. И интереснее. И комфортнее. Большая часть бюджетных серфкемпов забита под завязку и народ приезжает туда по второму разу за лето.
2. многие знакомые и не знакомые поехали по стране отдыхать "дикарями" (в походы, велотуры, автопутешествия), не оставляя денег туристической индустрии - жить в палатках, в домиках, в караванах. Да, это тоже деньги оставленные в стране, но не в тех объемах, что мы тратили за рубежом.
3. в крупных городах и в медиа нет активных туристических кампаний (ну, кроме Крыма). Похоже, что власть и индустрия, понадеявшись на естественные ограничения, так ничего и не сделали
4. высокая стоимость авиабилетов сводит на "нет" внутренний туризм. Но самолеты забиты. Видимо просто их у нас мало.
5. местами у нас уже есть хорошая инфраструктура, но этого мало, чтобы люди поверили в качество сервиса и полюбили отдых в своей стране
В результате - есть стойкое ощущение, что витая в розовых облаках санкций, и власть, и туристическая отрасль, не смогли убедить качественного среднего туриста, который и есть самая лакомая целевая аудитория курортного отдыха, заменить заморские отели на такой же инфраструктурный отдых внутри страны.
А ТЕПЕРЬ БЛЭК-ДЖЕК И ФОТКИ
Вот несколько высказываний последнего времени:
"Крым получил признание российских туристов за счет спада интереса к Краснодарскому краю"
"Российские туроператоры отмечают снижение спроса на такие популярные направления, как Анапа и Геленджик, примерно на 20-50%"
"Падение выездного туризма составило 25-40% в зависимости от направления... ... Турпоток в Краснодарский край с прошлого года вырос на 3%"
"По официальным данным проживание в гостиницах увеличилось в среднем всего на 3,5%"
"По опросам 2015 года, вторым по популярности форматом отдыха для россиян в этом году являются поездки на дачу. 48% опрошенных либо вовсе ограничатся отдыхом в своей летней усадьбе. Такая доля привела Россию к абсолютному лидерству среди других стран-участниц опроса: Турция - 37%, китайцы – 33%, жители США и Италии - 7%."
Конечно, эта статья не претензия на объективный анализ рынка, а только приглашение к размышлению на основе ограниченных наблюдений. И, прежде всего, набледений за той прослойкой, которая раньше стремилась отдыхать за рубежом, так как считала это заслуженной наградой за год проживания в стране. То есть, про средний класс.
Почему они? Богатых исследовать не интересно - они и так уедут за рубеж. Бедных - тоже не интересно исследовать, так как и раньше они составляли основную часть внутреннего туризма. Интересно понаблюдать за тем, что произошло со средним классом, который должен был испугаться повышения цен и поехать по России тратить деньги в привычных для него объемах.
Мои объекты наблюдений - это несколько новостных порталов, лента в Фейсбук и посты друзей, разговоры с профессионалами, личные наблюдения в Сочи, Адлере, Роза Хутор, Тверской области, Ярославском взморье, Москве.
В целом, можно сказать, что народ поехал по стране, но при этом, чаще я натыкаюсь не на селфи в бассейнах красивых отелей или на берегу благоустроенных пляжей, а из походов, автомобильных поездок, рыбалок, лесных чащ и так далее. В моей ленте люди разделились на две примерно равные части - одни поехали бюджетно в Европу (недавно 7 человек подряд выложили свои автомаршруты) и Азию, другие колесят по родным природным просторам.
По характерным хэштегам в социальных сетях легко можно выделить значительный рост палаточников, который заметен и не вооруженным взглядом в сочинских горах, на Рыбинском водохранилище, на Волге, Тверце - здесь явно ощущается значительный прирост "дикого туриста". Инвестиционные менеджеры, предприниматели, офисные клерки с удовольствием выкладывают свои фотографии катамаранных походов, автопоездок на север или многокилометровых велотуров.
И это безусловно положительная тенденция, так как рост познавательно-природно-культурного туризма хорошо может сказаться на экономике малых городов, поселений, малого бизнеса.
Но что происходит с местами куда должен был поехать "толстобрюшик"? Ленивый завсегдатай турций, египтов, черногорий и прочих среднеклассовых курортов?
Я посмотрел на два курорта: Ярославское взморье (отель Меркюр "Бухта Коприно", 4*, Рыбинское водохранилище между Угличем и Рыбинском, 3,5 часа машиной от Москвы, http://www.vzmorie.com/hotel/) и Имеритинскую долину(курортный район, который активно строился к Олимпиаде и находится в Адлерском районе города Сочи на побережье Чёрного моря в междуречье реки Мзымта и реки Псоу, по которой проходит государственная граница России с Абхазией).
Ярославское взморье - пример локального курорта, который в основном обслуживает местную публику, а так же некоторое количество москвичей, приезжающих в отель на 7-10 дней. Отель, по словам руководства, активно заполняется, хотя никаких особых развлечений гостям пока не предлагает - еда, купание, массаж, прогулки, водные мотоциклы, пляжный волейбол, велосипеды и так далее. Отдых скорее спокойный и семейный, чем экстремальный.
Очевидно, что лето у локального отеля высокого качества, хотя и среднего уровня развлечений, проходит достаточно успешно. Хотя, трудно сказать, что это результат импортозамещения, а не банальный дефицит качественной инфраструктуры в регионе.
Имеритинская долина Сочи - здесь картина совсем другая. Это курорт, который работает на приезжающую из других регионов публику, и именно сюда должен "имигрировать" с зарубежных курортов обеспеченный средний класс. Да-да, не в устаревшие черноморские пансионаты для пенсионеров, и не на городские пляжи Сочи, традиционно заполняемые не богатыми туристами, а в весьма качественные, современные отели с бассейнами, вышколенным персоналом, брендированными пляжами, spa и прочими буржуазными радостями.
Сезон начался с того, что множество туроператоров, перестроившихся с зарубежных рынков на внутренний, устроили демпинговую войну и в результате стоимость ночи доходила до 80 (!!!) рублей за ночь. Это привело к тому, что Сочи заполонила небогатая публика, которая экономит на всем - от экскурсий до развлечений. Многие операторы жаловались, что в результате не добирают значительные деньги из-за того, что не получается продавать дополнительный сервис, который обычно и приносит значительную прибыль.
К июлю ситуация стала исправляться и пошел "жирный" турист - тот самый зажиточный средний класс, о котором мы и говорим. Однако, если внимательно посмотреть на курорты "имеритинки", то закрадываются сомнения, что свершилось то самое переселение, которого все так ожидали.
Если посмотреть на одновременную загрузку инфраструктуры (отели-пляжи-рестораны), то создается ощущение, что народа просто нет.
Конечно, менее фирменные пляжи и частный сектор выглядят гораздо более живыми и заполненными, но, как я и говорил раньше, исследовать малобюджетный сегмент Сочи задачи не стояло.
Параллельно этому, анализируя медийное пространство крупных городов, я не вижу хоть сколь-нибудь заметных усиий по формированию облика нового внутреннего туризма. Где продвижение байдарочных сплавов, конных туров, исторического и культурного туризма? Российская туриндустрия привычно поехала на тренде, мало заботясь о том, чтобы воспользоваться благоприятной обстановкой и заложить в головы потенциальных туристов то, что потом долгие годы позволит формировать уникальные туристические потоки внутри страны.
РОССИЯ - НЕ ПЛЯЖНАЯ СТРАНА
Читая в Фейсбуке восторженные отклики среднего класса, уехавшего на Эльюрус, Роза Хутор, Камчатку, в Карелию, на Белое море, на Байкал, в которых народ от чистого сердца не только восторгается красотами, но и прямо заявляет "вот куда надо ехать, а не в эту с.аную Турцию/Египет/Гоа/Бали/Подставитьнужное", я в очередной раз убеждаюсь, что нам надо не пытаться всеми силами впрыгнуть в ушедший вагон пляжного отдыха, а формировать альтернативную культуру отдыха впечатлений, горного отдыха, спортивного, активного и так далее.
Ну, не умеем мы играть в футбол - давайте развивать хоккей!) В том числе с мячом и на траве.
PS. Судя по той же Имеритинке, Роза Хутор, Коприно, Завидово, Бобровому Логу, я могу сказать, что у нас много где построена хорошая и качественная инфраструкттура с достойным сервисом. Давайте не бояться этим пользоваться, давайте активнее разъезжать, загружать наши отели и тем самым развивать наши территории.
Источник: http://www.konstantingaranin.com/#!Маркетинг-мест-что-не-так-с-внутренним-туризмом/c8xg/55a6a39c0cf25b8bf7ea189c