Дмитрий Богданов: Горизонт планирования. Как эффективное мышление категориями десятилетий изменяет реальность к лучшему
Мы начинаем серию бесед на очень важную тему, во многом новую для нашего российского общества. Социальные навыки. Чему мы научены, а что для нас – терра инкогнита, где грань между счастливым случаем и спланированной удачей, почему детям полезно знать о предках и в чем искать ключ к эффективности сотрудников. Именно в этих вопросах и ответах заложена цель - понять, как мысли материализуют успех, счастливая жизнь здесь и сейчас – это часть плана, рассчитанного на долгие годы...
- Недавно меня попросили выступить в Ростове-на-Дону на форуме, посвященному развитию городов Юга России, что я и сделал. Меня знают не только как специалиста сферы туризма, но и как человека, которому близки темы привлекательности городов для местных и туристов из регионов. Также там выступали известные архитекторы, специалисты по урбанистике, по городскому планированию. Большая аудитория – порядка ста пятидесяти слушателей. Выступление начал с двух просьб: сначала попросил поднять руки тех, кто не умеет читать, затем тех, кто не умеет писать. У аудитории – легкий шок, к чему это я. Никто, разумеется, рук не поднимает. Успокоил и пообещал объяснить, что к чему. Никто из нас не родился, сразу умея читать и писать. Мы эти социальные навыки приобрели. Нас этому научили. И потом мы ими стали успешно пользоваться. Но ведь навыками чтения и письма социальные навыки не ограничиваются. Есть еще большое количество социальных навыков, очень важных для жизни. Например, важный навык – постановка целей. Когда я спросил у собравшихся, многие ли из их знакомых владеют этим навыком, люди заулыбались и признали, что с этим навыком у нас тяжело. Другой важный социальный навык – умение планировать. Понятный, привычный и нужный. Но немногие у нас этому учились. И получается: большое количество важных социальных навыков – целеполагание, планирование, работа в конфликте, навык партнерских отношений и многие другие основной массой людей не усвоены. Что в результате? Вроде как есть здравый смысл, уверенность в своих силах, получено хорошее образование, а важных социальных навыков нет. Показательная ситуация на рынке труда. Сам я много раз входил в проекты и по факту устраивался на работу, потом уже сам проводил собеседования и принимал людей на работу и сделал такой вывод: учиться искать себе работу многие не умеют. В результате, директора не могут найти себе подходящих сотрудников, а специалисты не могут найти себе нормальную работу. Выпускники сейчас ищут работу по принципу «где зарплата больше». И редко кто задается вопросом, чему полезному я могу в компании научиться.
- Социальным навыком работы в конфликтных ситуациях владеют немногие, а он крайне важен. Любая сложность тут же превращается в конфликт, стороны высказали друг другу все, что они думают, и молча разошлись. Конструктива не случилось. Оказывается, конфликт может пойти на пользу обеим сторонам… Китайский иероглиф «конфликт» также означает и «возможность». Мы это можем понимать, но не отдаем себе отчет, как это можно применить в жизни. Проблема – это точка роста. Но знать теоретически мало, нужно уметь применять. И это был бы большой плюс не только конкретному человеку, но и компании, и городу, и региону, и стране.
- Очень важны навыки презентации, снятия возражений, проведения переговоров… К сожалению, пока в нашем обществе уровень владения этими навыками крайне низкий. Важна гуманитарная составляющая образования и воспитания. Руководители разных уровней замечают: если у сотрудника не хватает знаний, его можно научить, а вот если у него нет определенного уровня воспитания и культуры, то быстро сформировать это практически невозможно.
Эту беседу я бы хотел посвятить важной, на мой взгляд, теме и навыку - горизонту планирования.
Вроде бы, всем всё ясно: можно планировать на день вперед, можно на месяц, на год или еще дальше. Но не все так просто. Личную жизнь, работу и карьеру не разделяю, потому что все очень переплетено. Человек с определенной системой ценностей одинаково ее проявляет во всех своих взаимоотношениях с внешним миром.
- Мне кажется, многое формируется в семье: именно там мы видим примеры умения или неумения планировать жизнь. Кто-то ведь руководствуется принципом - будь что будет, живем здесь и сейчас.
- Парадокс – мечтать любят и умеют многие, а планировать – нет. А если планируют, но горизонт планирования очень короткий. Редко кто планирует жизнь на год вперед. Зарплату в основном считают месяцами, а не годами. Или людям свойственно противопоставлять подходы жить «здесь и сейчас» и планирование на годы вперед. На самом деле, противоречия нет: умение смотреть достаточно далеко вперед и умение жить здесь и сейчас, радоваться каждому моменту друг друга дополняют, а не противопоставлены. Если человек умеет планировать жизнь на будущее и правильно выстраивать взаимоотношения с внешним миром, то возможностей хорошо жить в реальности у него появляется гораздо больше.
Очень удобно учиться навыку планирования на примере других людей: смотришь и видишь, чей вариант поведения и мышления тебе ближе.
Хочу сделать акцент на отличии мечтаний от планов. Хотеть поехать в отпуске за границу с проживанием в хорошей гостинице – это мечты, а предпринимать конкретные шаги к реализации этого (договариваться о времени отпуска на работе, копить деньги, подбирать туры и гостиницу) – это уже часть планов. Грамотное планирование позволяет максимизировать удовольствие от жизни здесь и сейчас и минимизировать возможные провалы. Привычка к трезвому планированию постепенно дает осознание, что провалов как таковых нет: это некие уроки от жизни, которыми до тебя пытается достучаться судьба, чтобы показать неучтенные моменты. Жизнь многообразна в своих проявлениях, и каждый момент по-своему уникален. И те же так называемые провалы и разочарования помогают понять, какой жизнью ты живешь, какой хочешь жить, в чем ее плюсы и над чем надо работать.
- Философски воспринимать неудачи – тоже своеобразный социальный навык. А извлекать позитивные уроки из неудач – так и подавно талант. В нашей стране, на мой взгляд, к провалам относятся уж слишком трагедийно. Как научиться работать над ошибками и применять опыт для дальнейшего развития? Кстати, в русских народных сказках с этим как раз все в порядке. Мы хотим все и сразу: полюбить, так королеву, проиграть, так миллион. Почему так?
- Не смейтесь: здесь тоже во главе угла горизонт планирования. Привычка считать зарплаты месяцами, а не годами, неумение планировать жизнь и доход на три-пять лет вперед или на протяжении всей трудовой деятельности. Рассмотрим пример выпускника вуза, который собирается устраиваться на свою первую работу. Есть два сценария развития его карьеры. Для начала замечу, что большинство выпускников руководствуются при выборе уровнем зарплаты. На счет сценария: в первом случае выпускник или выпускница выбирают компанию с хорошей оплатой труда. Но в этой фирме особо не заботятся о развитии нового сотрудника: его не направляют на конференции, не проводят обучающие семинары. Он просто хорошо выполняет определенные функции и получает зарплату. В другой компании оплата ниже. Но там больше внимания уделяется развитию работников: их всячески привлекают к всевозможным акциям, возят на выставки, обучают, дают ответственные задания. Понимает ли выпускник разницу для своей карьеры в этих двух путях? Часто, если посмотреть на доход этих молодых людей через три года после начала работы, окажется, что тот, кто начал с менее оплачиваемой должности уже получает больше того, кто руководствовался более выгодными условиями. Нонсенс? Только на первый взгляд.
А если расширим горизонт планирования и возьмем в расчет планы на 10 лет вперед? Первые год-два – это накопление опыта, приобретение полезных навыков, развитие профессиональных компетенций, укрепление социальных связей. В это время зарплата может быть невысокой. Но потом начинается период устойчивого роста, когда уже есть фундамент.
Кстати, из-за короткого горизонта планирования в нашей стране люди очень падки на внешние признаки успеха. В Европе не принято богатство выставлять напоказ. У нас же на Кавказе своя специфика. В угоду краткосрочным вещам влезают в долги и прочее.
- Я не виню людей, что им хочется яркого праздника каждый день и чувствовать себя на вершине мира. Наверное, есть какие-то глубинные причины такого отношения к жизни. Долго жили очень бедно, и вдруг появляется возможность осуществить все свои мечты. Тем более, со всех сторон звучит призыв брать кредиты, наслаждаться реальностью. Мало кто думает о последствиях…
- В нашей стране, действительно, даже на экономическом уровне горизонт планирования короткий. Бюджеты рассчитывают на два-три года вперед, не всегда учитывают риски, не прорабатывая основные параметры. А так обычно – на год вперед. Я пришел работать в санаторий «Знание» в конце 2011 года. Мы сразу обозначили себе горизонт планирования до 2020 года. Кто-то удивляется: как в нашем нестабильном мире можно так планировать? Ничего сложного. Есть базовые потребности и интересы людей, которые они будут стараться удовлетворять при любых обстоятельствах и экономике. Например, есть люди, которым нравится вкусно и недорого есть в кафе. Но много ли у нас заведений, где вкусно и недорого. Если руководство спланировало работать и развиваться на годы вперед, приобретая постоянных клиентов и хорошую репутацию, то, скорее всего, все будет хорошо. Если же хочется заработать быстро без учета, а что будет потом, вывод напрашивается сам.
- Очень хочется научиться грамотно планировать жизнь и не идти на поводу у сиюминутных радостей? Как и где учат планированию?
- Первое: это некая ролевая модель поведения, которая идет из семьи. Второе: школа. То, как ведут себя (заметьте, не то, что и как они говорят) наши учителя в школе, потом становится моделью поведения для выпускников. Рано или поздно перед молодым человеком встает вопрос: какую модель поведения выбрать. Если до этого с ним никто не говорил о планировании, он не видел положительных примеров грамотного планирования и реализации планов, не учился планировать сам, то он по незнанию выберет короткий горизонт планирования. Какие у этого последствия для самого человека, для его семьи, для коллег по работе и для общества, мы знаем. Если же он видел примеры успешных людей, умеющих планировать жизнь, у него будет выбор. Невозможно добиться, чтобы все 100% людей имели длинный горизонт планирования. Но сейчас пока процент людей в обществе с длительным горизонтом планирования очень мал. От этого все страдают. Мне кажется, необходимо активизировать в обществе интерес к длительному горизонту планирования: от пяти лет и дальше.
Долгое время я размышлял о роли отца. Спрашивал у знакомых их мнения и понял, что никто не может сформулировать точно. Стал изучать эту тему, наблюдал поведение в семьях в Европе – это могли быть аристократические семейства или простые хозяева греческой таверны, которые, тем не менее, знают 14 поколений своих предков. И постепенно я понял: роль отца в семье – научить остальных членов семьи мыслить категориями рода, уйти от импульсивных реакций здесь и сейчас и оценивать те или иные ситуации с позиции нескольких поколений – будущих и прошлых. Тогда несколько вопросов: изменяет ли такой подход систему ценностей? Меняет, кардинально. Меняется ли подход в выборе спутника жизни? Меняет. Меняется ли отношение в семье к представителям старших поколений? Да. К сожалению, есть мировая тенденция – межпоколенческий разрыв. Если рассматривать человека не как личность с корнями и родственными связями, а как экономическую единицу, то ей лучше все «отключить».
Поясню важный момент: не так важны результаты планирования, хотя, разумеется, они тоже важны, как сам процесс и подход к жизни. План ничто, планирование все. Обдумывание и взвешивание тех или иных ситуаций очень полезно, это страховка.
Хочется, чтобы в нашем обществе больше внимания уделялось темам планирования жизни, формулированию системы ценностей. Вот если без предупреждения спросить несколько человек, какие у них жизненные принципы, ответят ли они тут же? Сомневаюсь. У нас умеют быстро схватывать внешнюю сторону того или иного, но не суть. Над сутью надо работать. Хорошо, когда человек определил для себя шкалу ценностей, когда у него есть кредо.
Например, один из моих жизненных принципов таков: отношения важнее денег. Их много. Хорошо, когда у людей внутри они сформулированы, и человек живет и действует в соответствии с ними.
- Но ведь есть Десять заповедей…
- Заповеди очень универсальны. И это хорошо. Но каждому роду нужно чем-то отличаться, нужно некое позиционирование, к которому можно в нужный момент обращаться. Если посмотреть внимательно, проанализировать, наверное, в каждой семье есть какие-то характерные черты, которые отличают ее от других. То же самое в компаниях. Одна фирма работает под невидимым лозунгом яркости и стильности, другую отличает педантичность. Мы для себя выбрали ключевым параметром эффективность. И правда: мы умеем при минимуме ресурсов добиваться хорошего результата. Как эта эффективность достигается? Мы вкладываемся в развитие сотрудников. Каждый работник знает нашу позицию: главное преимущество – это люди. Они могут уйти? Могут. Это их выбор. Но они знают, что в нашей компании обучение, премии – это не самое главное, самое главное – уважение к каждому. Иногда в разговорах меня спрашивают, допускаю ли я возможность быстро получить прибыль, уволив одних сотрудников и наняв тех, кому можно меньше платить. Так поступают те, у кого нет выхода и нужно выжить или уж совсем недальновидные руководители. Мы же развиваемся стабильно. Пусть наши люди еще не все знают и умеют, зато они уверены, что ими дорожат, что в их развитие вкладывают время и средства, здесь у них есть перспективы. Мы готовы бороться за каждого нашего сотрудника. Потому что мы знаем, что в каждом человеке заложен колоссальный потенциал, и нужно помочь ему его раскрыть и применять на пользу себе и другим. Радует, что люди это понимают. А когда человек понимает и чувствует свою ценность, он может транслировать радушие нашим гостям, партнерам, людям во внешнем мире. И это очень важно. Мы всегда поможем в сложной жизненной ситуации. И работники знают, что им пойдут навстречу и не останутся в стороне. Для меня это большой повод для гордости за предприятие и за наш коллектив.
- Вы умеете планировать и приучаете мыслить категориями «какой ты видишь свою жизнь через двадцать лет и больше» своих сотрудников, друзей, знакомых. Это очевидно, познавательно и вызывает уважение. Но все же мне интересно, почему так мало людей в нашей стране знают о горизонте планирования и еще меньше эффективно применяют этот социальный навык? Все дело в нестабильности – политической и экономической, в традициях? В чем? А как за границей? В каких странах живут те, кто имеют длинный горизонт планирования, кто спокоен за будущее своих правнуков?
- Исследования показывают: самый длинный горизонт планирования у англичан. Англо-саксонская традиция или привычка – рассматривать жизнь на 40-50 лет вперед. Не отстают от них и германцы. В Германии норма, когда фирма планирует свою работу на 40-50 лет вперед. Это вшито в ментальность. Еще 200 лет назад это была страна мечтателей и поэтов. Большую роль сыграли элиты. За 150 лет в обществе были привиты новые полезные черты – прагматичность, способность планировать, любовь к порядку и следование регламенту. Все хорошо с планированием в Швейцарии, да и у большинства европейских стран. В обществе есть некие стандарты мышления, которые воспитываются с детства. И в нашей огромной стране можно и нужно это развивать. На разных площадках. Или привычная схема: лекция – семинар – тренинг. Это очень удобная технология: сначала озвучить главную тематику, ответить на вопрос, «Что», затем через какое-то время – обучение, - «почему так, а не иначе», а потом – тренинг – практика. Все просто, понятно и достаточно эффективно.
- В нашей стране мы видим немало примеров успешной работы компаний, созданных с нуля. В других случаях – успешный бизнес вдруг перестает быть эффективным, а руководство или в местах не столь отдаленных, или за границей. Но самая большая цифра все же неудачных начал. Продолжений и финалов. Что на это влияет? Какова специфика капитализма в нашей стране? Как добиваются успеха законными методами редкие талантливые бизнесмены?
- Как правило, у руководителей крупных федеральных структур горизонт планирования серьезный. Именно это и позволило им добиться существенных результатов и успеха. Кто мыслит только тактически и не может строить стратегии, он, как правило, успеха не добивается. Но вот что интересно: когда грамотные люди, применяющие на практике планирование жизни и бизнеса, попадают в среду, в которой мыслят короткими категориями (силовики, большинство политиков), начинают приспосабливаться и вынуждены мириться с иными правилами. Чтобы выжить, приходится выбирать немного иную линию поведения. Получается, среда влияет, а бытие определяет сознание. Мне кажется, очень важно, если бы они не только адаптировались, но и постепенно работали над повышением горизонта планирования у тех, кто их окружает. Это не даст быстрых результатов. Но это может за несколько лет изменить ситуацию в лучшую сторону.
- Как найти баланс между навязыванием знаний и грамотным способом делиться полезными навыками?
- Если ты умеешь что-то, что поможет другим, знаешь, как это применять, то способов обучения других множество, и необязательно лезть на амбразуру. Форматов очень много. Если человек понимает, что он овладел знаниями, которые могут помочь другим с меньшими потерями пройти какой-то период, нужно этими знаниями делиться. Вся история человечества – это накопление и аккумуляция опыта. Один известный политический лидер однажды сказал, что настоящим профессионалом можно стать, лишь усвоив весь опыт, накопленный предыдущими поколениями, дополнив его новыми знаниями и применив к современным реалиям. Это же применяем к любому профессионалу в любой сфере. Чем больше человек знает и анализирует, тем больше вероятность, что он захочет применить свои знания или хотя бы предложить это сделать руководству. Положительный опыт других также полезно применять, если ты знаешь все плюсы и минусы своей сферы, владеешь информацией о рисках. Такие сотрудники – очень ценны. Они и двигают компанию вперед. Если человек мыслит категориями пользы для всего предприятия, смотрит на годы вперед, то, соответственно, его горизонт планирования не короткий, а рассчитан на перспективу. А ведь дело в мыслях, которые потом отражаются на действиях.
- Не знаю, корректно ли это, но уж очень любопытно: поделитесь вашими горизонтами.
- Есть несколько составляющих. Одни из них семейные. В этой сфере я постарался охватить временной период на 75 лет вперед. Основной аспект – что я, как глава семьи, могу заложить полезного и важного в плане семейных ценностей, традиций и опыта для моих детей, внуков, других родственники, детей знакомых и партнеров. Для меня важно создать широкий круг людей, в среде которых мои близкие могут получить полезный опыт, найти друзей, близких по духу. Разумеется, я могу этого и не делать. Но мне это нетрудно. И примерно можно представить, чем будут заниматься сверстники моего сына через 20 лет. Никто не отменял пользы хорошего образования и умения выстраивать отношения с внешним миром. Это фундамент для того, чтобы следующее поколение ступило уверенно на следующую ступеньку. Мы говорим о той или иной степени вероятности. Но, если я могу это делать, я делаю. Можно своими действиями повышать вероятность успеха следующего поколения на 20-70 лет вперед. И место, заметьте, не имеет значения. Базовые вещи, заложенные в молодое поколение сейчас, навсегда останутся с ними, где бы они ни были.
Если говорить о бизнесе в сфере туризма, то здесь у меня конкретное планирование лет на двадцать. Одно из направлений – «Как сделать зимний Сочи городом счастья для старшего поколения россиян». Понятно, что пятилетки будет недостаточно в масштабах нашей страны. Задача непростая. Но решаемая.
Беседовала Анна Петросян.