Сергей Иванов, Глава Госкомитета по туризму республики Татарстан ответил на вопросы одного интернет-издания. Наиболее интересные моменты я решил опубликовать у себя в блоге, так как тематика актуальна и для Сочи, и для многих других регионов страны.
— Сергей Евгеньевич, начнем с актуального: сколько и откуда гостей мы ждем на майские праздники?
— Ожидается порядка 30 тысяч человек. Мы исходим из загрузки номерного фонда, который на майские праздники загружен практически на 100 процентов. Причем в эту цифру не входят те туристы, которые приезжают на один день или останавливаются на съемных квартирах и у друзей.
На майские праздники стартует совместный с «РЖД-Тур» проект туристических поездов в Казань из ряда российских городов, и по этой программе мы суммарно ждем порядка 2 тысяч человек. На сегодняшний момент в программе участвуют Москва, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург. Покупая экскурсионный билет, человек получает не только билет на поезд туда и обратно, но и экскурсионное обслуживание в городе назначения. На первом этапе это туристы одного дня, на втором — туристы будут проводить в городе день и ночь.
— Сколько продано таких билетов в Казань?
— Продажи в городах идут по-разному, наибольшую активность показал Екатеринбург, где на сегодняшний день уже продано порядка 8 - 9 вагонов. Пакет билетов стоит 5,7 - 5,9 тысячи рублей на человека.
— Зачем едут? Как вы определяете туристический бренд Казани, Татарстана в целом? (Борис Силин)
— Туристический бренд Казани пока еще не сформулирован. Я могу сформулировать уникальное торговое предложение Татарстана, то есть то, что мы продвигаем на международном рынке: Казань, Волга и татарская национальная культура. Это три кита, которые мы по-разному комбинируем под конкретные туристические предложения.
— Вы предлагаете Казань историческую или в целом?
— Казань — универсальный туристический продукт, и в этом ее уникальность. Здесь помимо классического культурно-исторического туризма развивается и активный туризм, и сити-брейк, и туризм, связанный с массовыми мероприятиями. Поэтому Казань продвигается как город с развитой туристической инфраструктурой, предлагающий большие возможности для туризма, с богатой культурной и спортивной программой, и как город с удобной логистикой по отношению к основным транспортным узлам.
— И все-таки вопросы приходят такие: «На майские праздники ждете 30 тысяч туристов, а чем вы их собираетесь удивлять? Казанским кремлем — и все? Кто думает над «фишками» для привлечения туристов?» (Эдуард)
— К сожалению, жители республики плохо знают свою республику. И эта проблема характерна для всех регионов России. Поэтому и вопросы такие задают.
— А что смотреть помимо Казанского кремля?
— Национальный музей, музей 1000-летия Казани, музей изобразительных искусств Татарстана и т.д. У нас есть и частные музеи: Василия Аксенова, социалистического быта, чак-чака. Кроме этого, люди могут посетить большое количество культурно-развлекательных мероприятий: это и Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, и Большой концертный зал имени Сайдашева, и драматические театры.
— Но все это не является чем-то выдающимся, ради чего стоит приезжать в Казань на три дня. На один день — да, можно приехать, но не больше, поскольку нечего смотреть...
— Среднее пребывание туриста, например, в Париже — два дня. И это большая проблема для всех городов мира. Если это не курорт, то человек не задерживается там долго.
— Сколько иностранных туристов посетили Казань в прошлом году?
— Сложность подсчета заключается в том, что не все из них границу пересекают в Татарстане, а только те, кто прилетает самолетами иностранных авиалиний. По данным УФМС, в общем туристическом потоке иностранцы составляют 12 процентов, то есть порядка 250 тысяч жителей дальнего зарубежья.
— Насколько велика точность статистики по количеству приезжающих туристов в Казань (РТ)? (Марат)
— Мы используем данные Татстата о количестве людей, проживающих в коллективных местах размещения.
— Но там проживают и люди, которые приехали, например, на деловой форум.
— Это бизнес-туристы. В прошлом году мы дополнили список объектов Татстата, которые они мониторят, поэтому, надеюсь, что за 2014 год картина будет более полной.
— Какая динамика посещения Казани туристами?
— В 2005 году в Казань приезжали 400 тысяч туристов, в 2014 — 2,5 миллиона человек. Стоит задача за 7 лет довести это число до 4 миллионов человек.
— Что больше всего мешает развитию туризма в РТ? Что вами предпринимается для преодоления этих трудностей? (Дмитрий)
— Трудности для развития туризма можно разделить на две части: внутренние и внешние. К внешним я отношу все-таки слабую информированность о том, что есть в Казани и Татарстане. Ситуация на уровне России лучше — о нас все-таки что-то позитивное знают. Но не знают, что конкретно здесь есть интересного. Поэтому за прошлый год мы запустили туристический портал Республики Татарстан visit-tatarstan.com, и он сегодня работает в тестовом режиме. Стратегически я понимаю, что нам необходимо быть конкурентоспособными в интернете, поскольку в сфере туризма он занимает сегодня 80 процентов каналов коммуникации. Наша задача — через этот портал сформировать у человека желание приехать сюда. Помимо этого, в прошлом году мы размещали прямую рекламу в СМИ в столицах регионов ПФО.
Кстати, и российские, и иностранные туристы после посещения Казани бывают приятно удивлены: город чистый и красивый, здесь есть что посмотреть и где развлечься. Мало того, кроме Казани в республике есть еще интересные места, куда можно поехать: Свияжск, Болгар, Елабуга, Чистополь, речная акватория. Туристам здесь объективно нравится, и они рекомендуют посетить Татарстан своим друзьям и знакомым. Более того, они сами сюда возвращаются.
В связи с этим перед нами стоит задача, решение которой не требует капитальных вложений: продать то, что у нас уже есть. А гостиничная инфраструктура у нас создана с запасом и позволяет наращивать турпоток в 1,5 - 2 раза.
— Что вы относите к внутренним проблемам, которые затрудняют развитие туризма?
— Вторая задача, которую мы решаем, — внутренняя технология обслуживания туристов. В первую очередь это качество работы гостиниц, предприятий общественного питания, экскурсоводов; второе — разнообразие туристических объектов. Ежегодно мы проводим тренинги для гостиничного персонала, очередной из них проходил с 14 по 18 апреля. Бизнес-тренеров мы приглашали из международной турецкой сети отелей. В июне мы планируем провести тренинг по навыкам сервиса для предприятий общественного питания.
Мы активно работаем с гидами и экскурсоводами, и в этом году впервые совместно с КФУ направили на обучение 50 экскурсоводов со знанием иностранных языков — арабского, китайского, турецкого, испанского и французского. В конце апреля они окончат обучение и с мая смогут начать работать.
Что касается разнообразия туристического продукта, то для этого мы как раз реализуем программу грантовой поддержки проектов в сфере туризма. Наша задача — появление новых интересных туристических продуктов, чтобы мы могли работать с любой аудиторией.
— У вас есть замеры уровня обслуживания в гостиницах и предприятиях общепита?
— В прошлом году мы провели глобальный мониторинг гостиниц, кафе и ресторанов, транспортных узлов, чтобы выявить соответствие реального уровня заявленному. Конечно, разброс соответствия был очень большой — от 35 - 40 процентов до 92-х. В среднем уровень обслуживания у нас пока невысокий: по отелям он составляет 65 процентов от заявленного, по хостелам — 58, по ресторанам и кафе — 63 процента, по транспорту — 61 процент, аэропорт — 67, речной вокзал — 30 процентов. Это очень низкие проценты! Это значит, что люди переплачивают за услуги, либо они недовольны сервисом. Вот над чем нам всем надо работать.
— После мониторинга какую-то работу провели?
— Определенная работа была проведена по секторам, и каждому предприятию, принимавшему участие в программе, был предложен экшен-план действий для введения постоянной программы контроля качества. На предприятиях обслуживания задействовано большое количество сотрудников, и невозможно за один раз объяснить им правила работы, чтобы они выполняли их на протяжении пяти лет, поэтому необходимо внедрение системы постоянного контроля качества. Только тогда будет результат. Экшен-планы сегодня реализуются, а летом будет сделан следующий замер качества работы.
— Была информация, что на 5 лет на туристическую отрасль выделено порядка 2 миллиардов рублей. Это так?
— 2 миллиарда рублей — это на 7 лет, причем из них внебюджетные инвестиции должны составить порядка миллиарда. По сравнению с предыдущим периодом в прошлом году финансирование туристической отрасли было увеличено почти в 4 раза — до 45 миллионов рублей. Мы рассчитываем, что в текущем году финансирование удвоится.
— Если за 7 лет в отрасль туризма запланировано поступление из бюджета миллиарда рублей, то ежегодно вы должны получать порядка 150 миллионов. С чем связано отставание финансирования?
— Есть период раскрутки деятельности, когда мы отрабатываем и выбираем инструменты работы. Даже внутри программы ежегодно идет корректировка. В итоге мы все-таки планируем выйти на миллиард в финансировании.
— И какой оборот средств планируете в отрасли туризма?
— За 2014 год оборот в отрасли составил порядка 20 миллиардов рублей — это оплата проживания гостиниц, посещений музеев, приобретение сувениров и прочие расходы. Примерно 75 - 80 процентов этой суммы оставлено в Казани. К 2020 году мы планируем довести эту сумму до 40 миллиардов рублей. При этом надо учесть, что каждая тысяча туристов генерирует 13 новых рабочих мест. Если мы планируем к 2020 году довести турпоток до 5 миллионов, то для их обслуживания потребуется 65 тысяч новых рабочих мест.
— Какой он, идеальный турист, приехавший в Татарстан? (Ekaterina)
— Чем больше разных туристов к нам будут приезжать, тем лучше. Чем дифференцированнее будет туристический продукт Татарстана, тем устойчивее мы будем развиваться на туристическом рынке. Сюда должны приезжать и школьники, которые через 10 лет могут вернуться к нам со своими детьми, если им сегодня здесь понравится. С моей точки зрения, наша республика — идеальное место для семей с детьми. Должна приезжать и молодежь, которая ищет новых приключений и эмоций. Должны приезжать и взрослые люди — парами или большими компаниями, для которых у нас тоже есть большой спектр развлечений: и спортивные площадки, и концертные, и развлекательные, и площадки для активного отдыха. К нам должны приезжать и деловые туристы на различные мероприятия. Наверное, идеальный турист — это тот, который вернется к нам. И не один.
Источник: http://m.business-gazeta.ru/article/131606/ и http://m.business-gazeta.ru/article/131485/