Поскольку мой блог посвящен теме туризма и гостиничного дела, то я иной раз стараюсь ставить сюда и материалы (статьи, интервью и т.д.), которые касаются важных, по моему мнению, вещей... Разумеется, пропустить интервью Дмитрия Кузина о хостелах и его персональном подходе к делу я никак не мог.
Статья из известного в гостиничных кругах интернет-портала Hotelier.PRO:
Кнопки «бабло» в хостеле нет, спад путешествий иностранцев по регионам РФ – миф, турпоток определяется местными общественными организациями, а инвестиционные планы всегда рушатся, хостельер это про отношения, но никак не про деньги – эти и другие секреты будней хостельера в интервью Hotelier.PRO с Дмитрием Кузиным, основателем нижегородского Кофехостела.
Вячеслав Сапожников, Hotelier.PRO: Большинство хостельеров – люди, пришедшие в индустрию из совершенно других сфер, зачастую даже не смежных. Если вы не исключение, то какова ваша история в двух словах…?
Дмитрий Кузин, Кофехостел: История с хостелами для меня в самом начале была очень привлекательна. Был такой период, когда все только и говорили о них как о самом перспективном бизнесе – вложишь миллион, получишь десять. Я подумал – почему бы и нет. И пошел в гостиничную индустрию без какого-либо гостиничного образования и опыта работы. Нашел инвестора, вложил все, что было из своих средств.
А дальше началась реальность.
Инвестиционные планы были порушены в самом начале – когда начался процесс ремонта. Чем старше здание – тем больше надо вкладывать. Но это ты теперь все на собственном опыте знаешь и ты умный, а вначале приходится страдать. В итоге, инвестировав семь миллионов рублей, мы так и не доинвестировали… Конечно, сейчас, оборачиваясь назад, получив опыт, я могу предположить, что сегодня мы бы в эти деньги вложились. Но как бы то ни было…
Еще одной неожиданностью оказалась дата запуска – поскольку открылись в конце туристического сезона, то до следующего сезона могли и не дожить. Но дожили, пережили и сейчас после 13 месяцев существования можно уверенно сказать, что хостел состоялся, есть операционная прибыль.
Вячеслав Сапожников, Hotelier.PRO: Суммируя личный опыт, что можете сказать начинающим хостельерам в качестве совета? На что обращать внимание сразу и всегда?
Дмитрий Кузин, Кофехостел: Первое, кнопки «бабло» в хостеле нет. Второе, хостел это такой бизнес, где ты должен все время присутствовать в процессе, это бизнес не на процедурах, а на человеческих отношениях – в этом его главное отличие от гостиничного бизнеса. В отеле можно придерживаться стандартов сервиса и все. А в хостел люди едут за коммуникациями. Рутинизировать хостел не получится, это не набор многоярусных кроватей и комнат на 10-20 человек, это общение и коммуникация между людьми. Оптимальный администратор хостела это человек, который понимает, кого из гостей с кем свести и, условно, отправить куда-то вместе.
Кроме того, затраты надо умножить на два, а ожидаемые доходы – разделить на четыре, это будет близко к реальности. И если ты можешь не открывать хостел – не открывай… Вариант, когда вложил чуть-чуть, вернул много-много – остались в прошлом. Инвестиции в хостелы растут, приближаясь к гостиничным, а вот цена ночевки если и растет, то очень незначительно. Соответственно, сравниваются и сроки возврата инвестиций – 6-7 лет, но при этом риск схлопнуться или закрыться – значительно выше, чем у отелей.
Вячеслав Сапожников, Hotelier.PRO: Т.е., можно сказать, что у вас появляется некая ниша – хостел-хаб для построения неких отношений?
Дмитрий Кузин, Кофехостел: Наше мировоззрение: хостел это дом. Это то место в другом городе, куда ты приезжаешь, как домой, где тебя ждут радушные люди, в том числе те, с которыми ты уже пересекался. Место, где тебе рады, где тебя помнят, куда ты посреди ночи можешь заявиться и сказать – ребята, выручайте, негде остановиться…
Вячеслав Сапожников, Hotelier.PRO: Можете поделиться своими наблюдениями о тенденциях в турпотоке РФ, обороте посетителей хостелов и, в целом, о трендах в гостиничном бизнесе?
Дмитрий Кузин, Кофехостел: Первое, отмечу рост числа иностранцев, путешествующих по России и останавливающихся в хостелах. Несмотря на то, что московские хостельеры жалуются, что иностранцев стало меньше, у нас в Нижнем Новгороде есть рост. Вполне возможно, что «наевшись» Москвой люди постепенно стали открывать для себя Россию. Второе, те, кто могут себе позволить остановиться в 3-4-5-ти звездочных отелях, останавливаются у нас. Они говорят – что я получу от городского отеля? Кровать, чистое постельное белье, тишину, чистоту. Так ведь у нас то же самое, только гораздо дешевле. Поэтому те, кто не озабочен статусом, без проблем останавливаются в хостеле. Кстати, мы для себя открыли в Нижнем Новгороде этакий ценовой рубеж – 312, ниже которого пойдет совсем уже другая аудитория – либо гопота, либо вообще непонятно кто… Еще вот забавный факт – у нас недавно молодожены отмечали свадьбу у нас в хостеле, я думал – ошиблись, уточняю, говорят, нет, так хотим, уже останавливались у вас и хорошо вас знаем…
По части аудитории хостелов. Футбольные фанаты это зло для хостельера. Любые другие – все замечательно. Футбольные же – постоянные проблемы, самая жуткая аудитория. Стоит иметь ввиду. Группы, в принципе, потенциальный источник сложностей, поэтому мы селим только после предварительных переговоров и оплаты.