Пишет мой ФБ-френд из Западной Европы:
FVW, в своем выпуске от 31.10.2014 года опубликовал под звучным заголовком – «Фузионатор» интереснейший материал о свершившемся большом бизнес-событии в европейском туризме – объединении TUI AG и TUI PLC.
Те, кто регулярно читает мой блог знают, что я часто пишу о TUI и это не удивительно. TUI является системообразующей туристической компанией западной Европы и одна из немногих, продолжающих туроператорский бизнес в России и, пожалуй единственная, с такой большой долей российского капитала. Последняя фраза ключевая.
Это конечно только мое предположение, но я думаю, что как раз одной из задач, которые были поставлены перед «фузионатором» г-м Friedrich Joussen, было сокращение доли российского олигарха в крупнейшем туроператорском концерне Европы.
На фото можно увидеть, как изменились доли среди собственников после слияния английской и немецкой компаний. Доля Мордашева, в результате этой операции уменьшилась с 26% до 13%. К слову сказать, и как поется в одной песне «….еще не известно кому повезло…» и большой вопрос: не была ли эта задача поставлена самим олигархом.
Несмотря на постоянные заявления Мордашова о том, что он долгосрочный инвестор ситуация в российском TUI, где у него 51% не доставляет радости. Все годы одни убытки и никакой иной перспективы в ближайшее время. Эксперты серьезно полагают, что он начал готовить свой выход из бизнеса TUI, но это только предположения.
Помимо доли Алексея Мордашева уменьшилась доля другого крупного акционера – семейного гостиничного клана «RIU Hotels». Здесь ситуация кардинально другая, так как TUI является одним из собственников этой гостиничной сети.
Абсолютное большинство акционеров немецкой компании проголосовало за увеличение капитала на 2,5 млрд. евро, что фактически является обменной валютой, так как эту сумму заплатили акционерам британской компании за 49% акций последней. У англичан 79,8 % (при 75% необходимых) акционеров проголосовали за обмен своих акций на акции TUI AG.
Сейчас – эта сложная операция стала состоявшимся фактом и пора проанализировать то, какие возможности, потенциал и, в том числе проблемы и конфликты заложены в новой конструкции собственников и влияний в холдинге TUI.
В начале 90 годов предшественник Joussens легендарный г-н Frenzel начал активную покупку туристических активов и за очень короткое время сумел выстроить вертикально интегрированную туристическую структуру полного цикла, от отеля и DMC до конечной точки продажи. Тогда эту бизнес-модель называли новаторской и этим путем пошли многочисленные последователи. В 2007 году произошло кардинальное изменение вектора и, после объединения TUI с британским «монстром» First Choice были созданы две горизонтальные структуры TUI AG и TUI Travel PLC, разделившие бизнес на территории и зоны влияния.
Сейчас пришло время вернуться к корням.
Направление нового движения объявлено и оно такое:
- Клиент TUI в идеальном варианте должен прийти в собственное агентство или зайти на собственный сайт туроператора, забронировать какой то из собственных отелей и полететь на отдых на собственной авиакомпании и на месте получить сервис от собственной DMC. Friedrich Joussen убежден «Вертикальность создает прибавочную стоимость»;
- Серьезное увеличение собственных отелей. В ближайшее время запланировано дополнительное приобретение 60 новых отелей. Помимо этого, испанская цепочка RIU, в которой холдинг участвует капиталом добавит новые объекты на Маврикии и Шри Ланка. Robinson должен увеличить количество клубных отелей с 25 до 40. Немецкий TUI должен за короткий срок увеличить на 180 объектов гостиничные цепочки брендов Sensimar, Puravida, TUI Best Family. При этом Правление считает, что такое количество гостиничных марок - это как сор в глазах и шефу по маркетингу г-ну Erik Friemuth поручено в короткий срок предложить концепт «Big Brands»;
- Еще одна опора для бизнеса - круизы. TUI Cruises заказали три новых корабля и подписали опцию еще на два. В эту компанию будут объединены также 4 корабля Hapag - Lloyd Kreuzfahrten и 5 от Thomson Cruises. Все будет управляться единым менеджментом;
- Многочисленные туроператорские, нишевые бренды, которые с такой страстью собирал по миру под одну крышу глава TUI PLC г-н Peter Long сейчас попали под прицел его соперника F. Joussen и подвергаются серьезной переоценке. По версии последнего они противоречат новой стратегии, так как в своем большинстве не продают продукты от собственных поставщиков. Но избавляться от них не целесообразно, так как в основном речь идет о прибыльных предприятиях. Все эти бизнес структуры, в сочетании с bedbanks и интернет-порталами будут объединять под одно управление бывшего TUI PLC CFO г-на Will Waggott;
- Синергия не модное слово, а руководство к действию. За счет объединения структур, начиная с третьего года экономия персонала должна достигнуть 45 млн. евро в год и 35 млн. евро должны принести налоговые оптимизации;
- В руководстве должна закончиться позиционная борьба двух немецкого и английского шефов и управленческая команда должна быть объединена одной структурой и четким распределением функций и полномочий.
Вот так выглядит план реструктуризации бизнеса крупнейшего европейского туроператора и за его выполнением весь рынок будет следить с особым пристрастием.