На площади Славы открылась выставка «Три века самарской архитектуры», посвященная 75-летию Самарского Союза архитекторов. Как объяснили организаторы мероприятия, главная задача выставки — показать зрителям «основные вехи формирования местной архитектурной школы на примере наиболее значимых сооружений, воздвигнутых в Самаре в течение трех веков».
На церемонию открытия выставки пришло не так много зрителей — обязательные в таких случаях студенты и преподаватели профильного учебного заведения, несколько чиновников, журналисты и редкие прохожие. Экспозиция открылась с небольшим, минут в пятнадцать опозданием. Первым, перед замерзшими гостями, выступил руководитель департамента по информационной политике - Сергей Васильевич Филиппов.
На церемонию открытия выставки пришло не так много зрителей — обязательные в таких случаях студенты и преподаватели профильного учебного заведения, несколько чиновников, журналисты и редкие прохожие. Экспозиция открылась с небольшим, минут в пятнадцать опозданием. Первым, перед замерзшими гостями, выступил руководитель департамента по информационной политике - Сергей Васильевич Филиппов.
– Сегодня появляется то, чего мы на этой площади никогда не видели — достижения нашей Самарской архитектуры за три века. Даже просто по этой выставке, можно сделать вывод — в Самаре есть на что посмотреть, в Самаре есть на что полюбоваться, в Самаре есть куда двигаться дальше. У нас есть люди, которые способны сделать Самару еще более красивой, привлекательной и интересной. - Не смотря на холодный ветер, Сергей Васильевич был бодр и оптимистичен. – У нас есть, что показать нашим гостям. Если мы вместе добьемся того, чтобы наш город выглядел так, как выглядят недавно построенные и отреставрированные здания, то, наверное, наш город станет одним из самых красивых городов Поволжья.
Судя по всему, устроители данного мероприятия смутно представляют историю родного города. Вот скажите, кому пришла в голову идея назвать выставку «Три века самарской архитектуры», когда самое старое из представленных на фото зданий датируется 1888 годом? Три века — это триста лет, иного толкования у этих слов просто не существует. К тому же, совершенно не понятно, почему истории самарского зодчества отмерили всего три века. Как ни крути — с момента постройки Самарской крепости прошло не триста лет, а несколько больше.
«Почему три века? Ну так XIX, XX и XXI, все логично, - удивился моему вопросу один из авторов экспозиции Армен Арутюнов. - Что не так? Не 300 же лет написано».
Несмотря на заявленную цель, вехи-этапы развития самарского зодчества в версии авторов выставки сомнительны. Вот, например, одна и вех – зодчество до 1917 года. Странно, я-то думал, что веха в данном контексте – это поворотное событие в градостроительстве Самары, изменившие архитектурное лицо города. Причем тут известные события семнадцатого года - не ясно. А между тем, «пинать» то ли февральскую, то ли октябрьскую революции смысла не было. Достаточно было посидеть и подумать над действительно интересной задачей – как развивалось искусство самарских зодчих с момента постройки крепости до современности. Уверен, что эта тема была бы интересна не только обывателям, но и специалистам.
Печально, что экспозиция не выглядит единым целым. На четырехгранных бетонных кубах, организаторы разместили фото зданий разнесенных во времени на целые эпохи. Выставка абсолютно бессистемна - эдакий огромный архитектурный винегрет.
А ведь этих досадных ошибок можно было избежать, тем более, что к организации этого мероприятия приложили руку представители правительства области, городской администрации, регионального Союза архитекторов и целых двух министерств — строительства и культуры. Может быть, именно поэтому, при наличии кучи кураторов, у выставки нет главного - идеи и логики.
На фото особенно много современных конструкций из стекла и бетона известных в городе холдингов, корпораций и компаний. Названия их несколько раз звучали во время церемонии открытия выставки вместе со словами благодарности за поддержку проекта, а изображения офисных монстров не случайным образом сконцентрировали в «красном углу» - там, откуда начинается экспозиция. Что поделать, конъюнктура.