Этим летом в Самаре ремонтировали дороги.
Теперь пришла пора приёмки.
Принимают сделанную работу каждый год, но в этом году впервые в этом процессе может участвовать общественность.
Всякое обсуждение дорог всегда сводится к двум вопросам. Ненормативное состояние действующих дорог и низкое качество ремонта. И когда заходит речь о ремонте, всегда начинаются разговоры про брак, приписки, воровство и т.п. Разговоры как правило предельно неконкретные и малообоснованные, но всё же.
Поэтому, было выдвинуто предложение - открыть процедуру приемки дорог для участия общественности. Тогда независимая экспертиза позволит избежать злоупотреблений.
В самом общем упрощение процесс выглядит так. Перед началом работ готовятся сметы, которые содержать все затраты от и до, материалы, работы, оплата труда, налоги, топливо, всё-всё-всё.
По итогам работ (и ещё на промежуточных этапах) подписывается акт. Вот тут-то и сравнивается реальный объём, качества, количества, материалы и т.п. со сметным. Тут-то определяются претензии и недоделки.
И теперь каждый желающий может сам всё проверить и поймать злобных подрядчиков на воровстве. Вы говорите про роспил? Значит это приглашение для вас.
Мэр принял принципиальное решение. Рудаков и Филаретов его выполнили. Общественности были предоставлен план приемки работ, гарантировано получение проектно-сметной документации, больше того, даже обещают сами заехать и довезти до места. Словом, максимальное содействие.
Чтобы поучаствовать надо написать в твиттер Рудакову, или можно мне в личку, затем вы получите телефон, по которому можно договориться и записаться на конкретный объект.
Записать могут все желающие, но тут, как говорится, есть нюанс. Если вы хотите просто так посмотреть на дорогу - это вы можете и без приглашения всегда сделать. Но только вы мало что увидите.
Реально найти приписки, брак, воровство можно только работая с проектно-сметной документацией. А выглядит она примерно так
Это скриншот из программы, где она делается, программа практически не изменилась со времен Windows 3.11. Да была такая перед Win95. Держу пари, в те годы многие читатели под стол пешком ходили. Старые компьютерщики, вроде меня, зато поностальгируют. Это что, я помню времена, когда сметы набивали на печатной машинке, а считали на счетной.
А вот на бумаге:
Так вот, к чему я это. Вы уверены, что в чем-то тут разберётесь?
Вот отсюда напрашивается вывод. Общественный контроль должен быть не экскурсией для блогеров, а независимой экспертизой. которую осуществляют профессионалы в области дорожного строительства, не зависимые в материальном плане от администрации и подрядчиков.
Итак, первый шаг в этом направлении сделан. Общественность допущена к процессу приемке и проектно-сметной документацией.
Теперь вопрос за экспертами. Эта проблема имеет много вариантов решений, как привлечь, кого привлечь, где привлечь. А значит, мяч на стороне общественных движений по защите интересов автомобилистов, профильных автомобильных СМИ, антикоррупционных организаций и т.д.
Сейчас главный вопрос - кто и как воспользуется открытой возможностью.
Это зависит от того, является ли тема дорог действительно важной и актуальной.
P.S.
График приемки ремонтов дорог (без ремонта дворов и ремонта картами, т.е. самые крупные ремонты:
17 октября - Киевская
18 октября - Гагарина
21 октября - Аминева
22 октября - Самарская
23 октября - Ново-Вокзальная