ну, раз общее впечатление, благодаря чудесному обзорному посту, уважаемый читатель о Ширяевском действе получил - а некоторые там и лично отметиться время и душевные силы нашли - для остальных скажу несколько слов о культурных пластах, лично мною в эту субботу, благодаря международным усилиям раскрытых...
и прежде всего - аж целыми двумя новыми словами выученными похвастаюсь.
инсталляция и перфОманс.
которые повсеместно там звучали и наглядно представлены были - так, что даже до меня в конце-концов смутно смысл их дошел.
хотя вначале, пытаясь слиться с толпой умудренной творчеством богемы - выдавала я свое плебейское происхождение именно их неуместным использованием.
для тех, кто тоже плавает в теме высокого и утонченного:
инсталляция - это когда произведение не шевелится.
а перфоманс - наоборот. шевелится. усилиями самого автора, в том числе.
так вот - об усилиях.
номеров, пардон - произведений искусства, было всего порядка 20 представлено, если программке верить...
и, сразу скажу - под каждое абсолютно - глубочайшая философская база была подведена, долго во вступительном слове автором шедевра разъясняемая.
много было сказано умных слов, так, что иногда вспоминались, не совсем кстати - учебники марксизма-ленинизма, с такими же глобальными и для человечества спасительными простых действий объяснениями...
но только не запомнила я ничего...
кроме фразы "эта стена уже потеряла свою девственность", сказанной почти в самом конце и как-то в голове засевшей...
а вот картинки - в памяти остались.
и в фотоаппарате - тоже.
их и покажу.
1. Перфоманс Эстонские национальные традиции.
Действо, не первое по очереди показанное, но первое, после которого я стала беспокойно оглядываться вокруг, начиная понимать, что картин и выставки-продажи, хоть и художники вокруг - не ожидается...
все просто.
дорога с восхищенной публикой,
крутой склон под ней - и действующий женский туалет внизу.
звездно-голубой флаг евросоюза, распластанный на крыше и для надежности камнями припечатанный...
маленький но высокий холм - как бы естественную сцену образующий.
на холме - табуретка,
шлем с лампочкой на макушке.
дюжий мужик в блестящих трусах.
говорит речь.
одевает шлем.
вытаскивает солдатский ремень, звонко и внушительно хлопая им в воздухе.
становится на колени перед табуреткой.
достает консервы с невинной килькой в томате, и... вывалив ее на табуретку - порет кильку ремнем.
томат брызжет...
толпа - волнуется...
(не-по православному это - кильку ремнем пороть...
маленькая она...
взял бы - и селедку свою выпорол...)
творец меж тем не угомонится...
встает,
достает бутылку водки (напряжение зрителей - неужто разобьет????)
поливает водкой самого себя - и - разводит руками.
все.
и рамочек не надо...
2. инсталляция.
около которой долго стояли, забыв про тему...
так вот вы какие...
зеленые человечки...
3. гвоздь программы.
перфоманс Освободи свою душу.
емко и доходчиво.
собственно - беспристрастная фотография само действо могучей скандинавской женщины объективно показывает - слов не требуется...
а вот по наблюдениям, сказать хочу, что больше всего народ судьба курицы волновала...
особенно, когда дама к ней в конце подошла...
аж сдвинулись все в едином порыве - если что - немедленно птицу спасти...
и долго потом еще и на обратном пути обсуждали - задумано было - животинку зрительнице подарить - или же - наша коллективная в том заслуга - ибо несмотря на жару, танец и бутылку вина, чувство самосохранения у художницы перевесило любовь к искусству - и не свернула она шею несчастному замученному куренку...
ну и так далее и тому подобное - целый день...
в общем - великая сила искусства.
во всех проявлениях.
народ на обратном пути был восхищен.
шутка ли дело - к мировой культуре приобщились...
одна женщина даже лично мне сообщила - что изнутри очистилась, на все это посмотрев.
и долго философские глубины показанного мне объяснить пыталась...
и слушала я ее сквозь дрему, на волжские берега с кораблика глядя...
и не спорила...