Некоторое время назад я рассказывал из чего состоит стоимость билета на транспорт в Самаре - это как раз было перед прошлым повышением цены ;) Сегодня было торжественно объявлена новая коррекция цен на услуги общественного транспорта в городе, так что не грех будет немного повторить и объяснить что из чего складывается. Кроме того расскажу немного о новинках и планах транспортной системы, и о том, какая реальная стоимость поездки в ряде городов России и мира.
Итак, с 1 июля 2013 года цена "сезонки" для граждан станет 1200 рублей, в то же время цена разовой поездки будет увеличена до 20 рублей (за наличный расчет) и до 17,5 рублей (по транспортной карте). Безлимитная "сезонка" для школьников обойдется в 400 рублей, для студентов в 500 рублей в месяц. При оплате учащимися разовых поездок по транспортной карте они будут стоить по 10 рублей каждая.
О том, что повышение цены проезда обязательно будет я писал ранее в сообществе. Причин тут много, первая из них - о которой я и говорил - установка новых правил страхования пассажиров, при которой перевозчик в структуру цены билета должен добавить практически по "страховому рублю". Это федеральный закон, вступивший в силу с начала года, так что собственно и повышения цен я ожидал с начала года. Но как видно этот процесс старались максимально оттянуть. Вторая история это ГЛОНАССовские средства и подключение к центральной диспетчерской системе, опять же предписанные федеральным законом. Ну и естественно, не стоит забывать об общей инфляции в стране... как никак прошел год.
При всем повышении перевозки все равно субсидируются из бюджета. Больше всего субсидируется метрополитен, затем автобус, потом - уже на грани рентабельности находятся троллейбус и трамвай. К сожалению в Самаре есть две вещи, которые нас сильно отличают от других городов России: суперубыточный метрополитен и суперубыточные дачные автобусы на шее муниципалитета. Как известно денег в бюджете много не бывает, и убытки, которые наносят транспортникам эти две радости, приходится "размазывать по тарифу". По уму за дачные перевозки должна бы платить Самарская область, но по факту она делегировала эти полномочия не обеспечив деньгами на муниципалитет. Метрополитен это отдельная вечная самарская история - оброк городу за дурное желание престижа советских областных вожаков. Когда его строили за эксплуатацию и строительство платила РСФСР, город не платил не копейки - вот и польстились на халяву, за которую приходится расплачиваться теперь. В результате даже если вы едете на трамвае, вы в какой-то степени оплачиваете дачные перевозки и метрополитен - иначе пришлось бы и то, и то прекратить.
По этой причине муниципальный транспорт в Самаре дороже, чем в Уфе, Оренбурге или там крошечных Сарансках с Йошками... Он примерно в одной поре с Нижним и Казанью - это если считать по "разовым поездкам". В цивилизованном мире же цену для местных жителей по разовым поездкам никто не считает, все смотрят на цену проездных билетов, потому что общий принцип состоит в том, что регулярные пользователи системы платят мало, а случайные - очень много. Делается это по куче причин экономики транспортной системы, от простоты инкассации и учета выручки, до механизмов скрытого кредитования транспортной системы населением. Например в Нью-Йорке одна поездка стоит 2,5$ то есть около 80 рублей, в то время, как месячный проездной стоит 104$ то есть 3328 рублей. В Лондоне одна поездка стоит 4,5 фунта, что вообще составляет 216 рублей. Месячный проездной стоит 116 фунтов или 5568 рублей. Перебираясь ближе глянем на Москву, где одна поездка стоит 28 рублей (точнее 26-28 рублей), а месячный проездной стоит 2380 рублей (включает до 70 поездок на метро и безлимит на наземный транспорт).
Цифра 70 тут не случайна - это среднее число поездок активного человека на транспорте, в системе в которой его ничто не сдерживает им пользоваться. То есть сейчас многие из вас ездят точно меньше. Но как только для вас исчезает лимит и вы можете ездить сколько угодно, делать пересадки не оплачивая ничего, выходить из трамвая, чтобы по дороге с работы домой зайти в магазин или кинотеатр... То вы станете ездить примерно 70 поездок в месяц. Вот именно из этой цифры и определяется "эффективная цена поездки" - то есть то, во сколько реально обходится транспорт гражданину города. Для Лондона это будет 79 рублей, для Нью-Йорка 47 рублей, для Москвы 34 рубля, для Казани 25,7 рублей, а для Самары - 17 рублей. Любопытно что для Саранска она состоит 12 рублей (проездной там стоит 840 рублей), то есть ровно столько же сколько стоит разовая поездка за наличку.
Из приведенных цифр видно, что для жителей Лондона, Нью-Йорка и Самары проездные билеты введены честно - они выгодней, чем разовые поездки. В Москве и Казани они не честные - содержат скрытое субсидирование людьми транспортной системы, в Саранске - это просто повод не лазить в карман за мелочью.
Таким образом эффективная цена поездки в Самаре составит с 1 июня 17 рублей, что будет разумным образом ниже чем разовые поездки по карте (17,5 рублей) и тем более чем за наличку (20 рублей). Рост стоимости очевиден, и он укладывается полностью в те сюрпризы, что были подкинуты городу федеральными властями. При этом, наконец-то, возвращается главный инструмент оплаты транспорта - безлимитная "сезонка" действующая на всех видах транспорта. Это основа основ, без которой говорить о нормальной транспортной экономике вообще было невозможно.
Я, кстати, предлагал цену разовой поездки по карте поднять до уровня цены за наличку... это нужно, чтобы не давать кондукторам одного из путей мошенничества и воровства. Смысл более низкой цены был в привлечении новых пользователей карты в условиях отмены "сезонок" - сейчас, когда "сезонки" возвращают, транспортная карта становится выгодна без дополнительных преференций по стоимости разовой поездки... Однако мэрия решила поберечь горожан, мол "и так цена растет, куда ты еще с этим лезешь?!"
Так что поздравляю вас с долгожданным возвращением гражданских "сезонок" в Самару! Ура товарищи! :) И с тем, что в отличии от Казани в Самаре они не являются фикцией, а правда содержат резон их покупать. К слову сказать, в этом году получено 16 новых низкопольных троллейбусов, закуплено и вот-вот выйдет на линию 8 новых низкопольных трамваев. Есть надежда, что Областное правительство поможет с закупкой 100 новых автобусов. Планируется заменить 75 остановочных павильонов, и наконец таки начать работу над самым крутым проектом развития транспорта в Самаре за последние много лет - модернизацией трамвайной линии по Ново-Садовой до стандартов скоростного трамвая :) Кроме того, пользуясь случаем, напоминаю, что все больше коммерческих маршрутов появляется в сервисе http://tosamara.ru/ - и вы можете отслеживать их время прибытия на остановки, а также положение на карте города. На очереди - прием транспортных карт для оплаты проезда коммерческими автобусами. Так что деньги, отданные вами за проезд, идут на хорошие дела :)