4 июня 1918 года, за четыре дня до взятия Самары чехами, в районе станции Липяги произошло одно из первых крупных сражений гражданской войны между советскими войсками и чешскими легионерами. По приглашению Романа Сараева мы прошли по позициям, на которых 95 лет назад сражались и погибали защитники Самары.
Чехи наступали со стороны Сызрани.
Первый удар чехи нанесли по позициям красноармейцев в районе кладбища. До шести утра на этом участке обороны бойцы неоднократно переходили в контрнаступление, на отдельных позициях, противники бились врукопашную. Территория кладбища на фото за мостом с левой стороны.
Река Татьянка. Постепенно отступление превратилось в паническое бегство. Чтобы спастись, красноармейцы бросались в реку. Один из ветеранов вспоминал: «К нам подбежал широкоплечий моряк и с залихватским криком: «Брюки клёш, даешь-берешь» бултыхнулся в воду и поплыл на остров, который виднелся среди разлившейся реки». В этой реке 95 лет тому назад погибли сотни человек.
Спасаясь от расправы, восемь красноармейцев спрятались в печи кирпичного завода Кошелева. Чехи закрыли все выходы из печи и растопили ее. Семеро красноармейцев задохнулись, но одному удалось по внутренним скобам выбраться наружу. Он кричал сверху, просил пощады, однако грохнул выстрел, боец упал с тридцатиметровой высоты и разбился. И хотя существует версия согласно которой это остатки Брусянцевского кирпичного завода, мы решили помянуть погибших. В целом, идея Кадомцева - создать небольшой укрепрайон - не кажется фантастичной. Даже сейчас, хорошо видно, что территория изрезана многочисленными оврагами, заросли кустарника и лес затрудняли наступление пехоты противника. Наверное, одного не учел Кадомцев – предательства.
Где-то в районе этого моста размещались резервы красноармейцев. А этот лес до сих пор называется "солдатским".
Первым делом, победители на поле боя добили тяжелораненых бойцов. Потом принялись за пленных с легкими ранениями. Таковых выводили из толпы, клали цепью на железнодорожную насыпь лицом вниз и расстреливали. Возможно в районе этой насыпи до сих пор есть братские могилы погибших 4 июня.
Станция Липяги сейчас и в прошлом.
"На станции Липяги расстрелян помощник Буданов имеющий 9 детей, дорожный мастер Иванов, стрелочник Соболев. Описание кошмарных убийств чехословацких властелинов можно растянуть до бесконечности. Нет конца и пределов их зверствам". 95 лет назад здесь держали оборону моряки-балтийцы. Цепь моряков растянулась километра на два, каждый боец вырыл себе небольшой окопчик. Установили пулемёты, снятые с разобранных самолётов. Впереди колышками наметили дистанцию для прицела. Чехи шли густой цепью, в полный рост, не пригибаясь, а моряки спокойно ждали, пока враг дойдёт до колышков...
Место боя у станции Липяги.
Памятник погибшим в годы Великой Отечественной. Слева остатки корпусов Биофабрики. Здесь в 80-е годы прошлого столетия нашли останки двух красноармейцев.
Озеро Сокулено в 1918 году не существовало. Но где то здесь чехи заходили в тыл красноармейцам со стороны села Воскресенка.
Конечно, хорошо, что удалось пройтись местами боевой славы. Многие события тех лет теперь представляются совершенно в ином свете. Так, что спасибо организатору экскурсии Роману Сараеву. Во вторник опубликую статью о бое под Липягами, соответствующий настрой получен.